Большой брат: зачем компании шпионят за сотрудниками (и что об этом говорит закон)

Большой брат: зачем компании шпионят за сотрудниками (и что об этом говорит закон)
Иллюстрации: Наташа Джола

В больницах США бейджи медсестер отслеживают, как часто они моют руки. В супермаркетах Walmart есть системы для определения скорости сканирования товаров кассиром. Складские рабочие Amazon ходят с планшетами —  они мониторят скорость передвижения. Что уж и говорить об офисных работниках: почти 80% крупных американских компаний читают электронную почту и переписку сотрудников в соцсетях с рабочего компьютера. Разбираемся, зачем и как следить за работниками, не нарушая их права.


90% российских компаний по старинке используют видеонаблюдение и пропускную систему. Но контроль за приходом и уходом сотрудников — не гарантия эффективной работы.

Рабочие компьютеры мониторят лишь около половины крупных российских компаний, но это приводит к резонансным увольнениям — как в «Кинопоиске». Бывшие сотрудники называют причиной увольнения резкую критику действий руководства, компания — разглашение конфиденциальной информации третьим лицам. Но обычно системы слежения применяют для расследований кражи или утечки данных, а не для их предотвращения.

Как слежка за сотрудниками помогает бизнесу


№1

Защищает данные


По нашей статистике, 80% менеджеров готовы продать коммерческую информацию конкурентам. 99% утечек и краж имеют внутреннего союзника. Почти половина сотрудников по халатности провоцирует утечку данных. При этом более 60% сотрудников, увольняясь, забирают с собой списки клиентов, базы данных и ценные наработки.

Современные технологии позволяют составить цифровую характеристику каждого сотрудника и отслеживать изменения его «почерка». Работодатель может узнать, кто работал за компьютером или составлял документ, был ли он в стрессе или пьян .

В одном из банков с помощью системы мониторинга удалось определить постоянный источник вирусов в системе — сотрудник использовал зараженную флешку.


№2

Выявляет бездельников


По данным рекрутинговой компании Headhunter, около половины работников регулярно отвлекаются на чтение новостей и личной почты, 30% — на общение в мессенджерах. При этом 29% согласны, что это ухудшает производительность труда. Дизайнер в рекламном агентстве тратил пять-шесть часов в день на обучение игре на гитаре, а руководству заявлял, что не успевает выполнять все задачи.

По нашим данным, только 40% времени в интернете сотрудники тратят на работу. В одной из компаний нам удалось выявить клуб любителей игры World of Tanks: 50-60% рабочего времени менеджеры по продажам обсуждали стратегии ведения боя.


№3

Отсекает работающих «налево»


По нашей статистике, откаты и «бизнес в бизнесе» съедают около 11% выручки компании.

В небольшой туристической фирме резко упали продажи. В первый же день мониторинга выяснилось, что одна из менеджеров вместе с бойфрендом организовала собственный бизнес. Заявки от клиентов обрабатывались медленно, потому что менеджер была в них не заинтересована, но скорость работы резко увеличивалась, как только в компанию поступал новый тур, — менеджер по скайпу давала бойфренду инструкции по продаже.


Как не превратить слежку в преследование

Адвокат Том Вулфсон приводит примеры типичных судебных разбирательств, связанных со слежкой за сотрудниками.


Отслеживая служебный автомобиль, работодатель обнаружил, что сотрудник в обед посещал стрип-клуб. Сотрудника уволили, подробности сообщили его жене. Уволенный работник выиграл иск против компании:  во-первых, никто не имел права вмешиваться в его семейные отношения, во-вторых, обед — это нерабочее время, проводить которое каждый волен как угодно. Дрон с видеокамерой обнаружил на стройплощадке рабочих, занимающихся сексом. Уволить их не удалось: суд согласился, что компания обязана была предупредить сотрудников о слежке.


№4

Ловит врунишек за руку


До 30% сотрудников регулярно врут руководству; чаще всего фальсифицируют отчеты. Системы контроля выявляют цифровые аномалии, а также позволяют посмотреть запись с рабочего стола — что и как делал работник.

Сотрудник крупной торговой компании должен был проинспектировать десять торговых точек. Карта, составленная комплексом слежения, показала: сотрудник посетил одну точку, а отчет сфабриковал.


№5

Помогает отстроить рабочие процессы


По нашим данным, от неоднородной нагрузки чаще всего страдают бухгалтеры. Один сотрудник загружен на 10%, а другой на 90%, потому что многие руководители не разбираются в специфике работы бухгалтерии.

Определить реальную загрузку работников нелегко, и нередко это приводит к раздуванию штата. Компьютерные алгоритмы способны оценить эффективность не только каждого сотрудника, но и рабочих процессов вообще.

В одном из банков средний срок рассмотрения заявки на кредит составлял 1,5 месяца — её проверяли несколько отделов, при этом единых критериев одобрения не было. В итоге 70% клиентов успевали получить займы в других банках. Проблему выявили  после тщательного мониторинга.


№6

Оптимизирует расходы


Сотрудники редко задумываются о реальной стоимости расходных материалов — потерянных флешек, переведенной бумаги — и слишком мощных компьютеров. Рекордсмен в нашей практике — работник, 16 раз печатавший свой диплом: он израсходовал 1000 страниц и целый картридж для принтера.

А это законно?

С одной стороны, слежка противоречит конституционному праву на тайну переписки, телефонных переговоров и почтовых сообщений. С другой, рабочий компьютер — собственность компании, а потому ничего личного на нем априори быть не может. Как показывает практика, именно такую позицию чаще всего занимают российские суды.

Чтобы избежать проблем с законом, работодатель должен уведомить сотрудников о слежке. Трудовой кодекс гарантирует право работника на полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте — поэтому шпионаж без согласия сотрудников незаконен. Как правило, компании просят работников подписать согласие на сбор информации с рабочего компьютера.


Что делать, чтобы  слежка не обернулась против работодателя:


1

Предупредить о ней всех сотрудников.


2

Заранее оговорить границы рабочего времени.


3

Не вмешиваться в частную жизнь.


4

Ставить целью не поиск компромата, а отлаживание бизнес-процессов.