Разобраться • 26 июля 2022

«Вода разрушила всё вокруг». Как малый бизнес переживает чрезвычайное положение из-за ливней в Сочи

«Вода разрушила всё вокруг». Как малый бизнес переживает чрезвычайное положение из-за ливней в Сочи

Текст: Наталья Пешкова, Валерия Житкова

Фото: личные архивы предпринимателей, Антон Олеарник/ТАСС


В прошедшие выходные на Сочи обрушился один из мощнейших в истории региона ливней — за ночь выпала почти месячная норма осадков. Система ливневой канализации не справлялась, потоки воды сносили автомобили, мусорные баки и ломали деревья. В результате несчастного случая погиб один человек, в городе объявили чрезвычайное положение.

Жертвами стихии стали и десятки предпринимателей: вода выбивала двери, затопляла помещения, выводила из строя технику. Inc. поговорил с владельцами местных компаний и узнал, как они справляются с последствиями потопа.


«Случился апокалипсис»

Егор Голошов

владелец сети массажных FeedBack (ущерб — как минимум 300 тыс. руб.)

«Мы работаем на цокольном этаже в самом центре, на улице Навагинской. Последние дней 10 постоянно фигачили дожди, ливневки не справлялись, канализация выходила из строя, земля напитывалась влагой. В ночь с пятницы на субботу шел сильный дождь, уже тогда наше помещение протекло — утром мы обнаружили на полу сантиметров семь воды. Конечно, закрыли салон, отменили все записи. Думали, что до завтра рассосется. Но вместо этого в ночь с субботы на воскресенье случился апокалипсис.

Камеры уже не работали — салон был обесточен, понять, что там происходит, когда на улице конец света, было нереально. Я решил, что на месте ничем не помогу, и остался пережидать дома. Утром мы пришли и обнаружили уже не семь, а 70 см воды на полу. Мебель — диваны, кресла — плавает. Двери разбухли и уже никогда не закроются. Не работают розетки. Осушитель воздуха, который нужен для работы на цокольном этаже, — огромная махина — валялся на полу, полностью в воде. Стиральную машинку залило, и я не уверен, что она выживет. Подарочные сертификаты, одноразовые простыни, абсолютно все расходные материалы уничтожены.

Этот ливень не первый в Сочи за последнее время, поэтому и эмоций у меня особенно не было. Отношение уже чисто философское: интересно, что же будет на этот раз? Хотя жена вот плакала.

Ущерб я оцениваю тысяч в 300 рублей. И это только на сейчас: если мы останемся в этом помещении, нужно будет просушивать как-то стены, хотя и это не гарантирует, что со временем на них не появится плесень. А если переезжать — плюсуем затраты на переезд, залог в новом помещении, маркетинг. К тому же мы не работаем с субботы — а это по 30 тыс. руб. недополученной выручки каждый день.

Мы отменяем все записи, люди относятся с пониманием: все видят, что происходит. Вчера ехал по городу, весь центр выглядит как после бомбардировки — дыры в асфальте, много искореженных машин, поваленных деревьев.

В городе ввели чрезвычайное положение, но вряд ли это как-то поможет нам компенсировать затраты. Никто не виноват в том, что природа сошла с ума. Знакомые рассказали о программе микрокредитования под 0,1% на два года, которая работает у нас в регионе в случае ЧС, — буду подаваться. Вообще я планировал в свой день рождения, 31 июля, устроить распродажу сертификатов, но теперь вместо этого устрою сбор донатов на переезд».

Дарья Невская

партнер юридической компании FTL Advisers

«От государства точно не стоит ждать компенсаций: вопреки распространенному мнению, оно не берет на себя обязательств возмещать нанесенный стихией ущерб. Согласно закону о ЧС (№68-ФЗ), граждане имеют право на возмещение ущерба, но речь идет о физических лицах, а не о бизнесе, но для даже них в законе не прописано конкретных условий и правил, по которым должны выплачиваться компенсации.

Во время пандемии все очень ждали и просили ввести режим ЧС, но на самом деле бизнесу он бы не помог. Потом приняли отдельный закон о пересчете аренды на время простоя из-за «каникул», который действовал для компаний из особо пострадавших отраслей, но это отношения к ЧС не имеет.

Предприниматели из Сочи если и смогут получить компенсации, то от страховых компаний, если помещения были застрахованы».


«Вода бьет ключом из каждого отверстия до сих пор»

Виктория Линчевская

владелица компьютерного клуба Smile (ущерб — около 1 млн руб.)

«Когда началось затопление, мне позвонили, я сразу приехала и начала разбираться с последствиями. Сначала мы думали, что все скоро закончится, и вычерпывали воду руками. К нам даже подъехали постоянные клиенты, помогали на добровольных началах, спасибо им большое. Но довольно быстро стало понятно, что это бесполезно. Привезли специальный профессиональный насос, он откачивает воду до сих пор, и днем и ночью, — у нас подвальное помещение, поэтому вода продолжает течь внутрь. Течь — неправильное слово, она бьет ключом из каждого отверстия, а из стен будет сочиться еще как минимум сутки. Мы не работаем уже четвертый день: пришлось отключить электричество, все компьютеры вытащить на поверхность.

У нас был свежий ремонт, только-только сделали. Его очень жалко. Оценить ущерб я пока что не могу, потому что затопление для нас, по сути, еще не закончилось: скорее всего, еще вздуются гипсокартонные стены, по всему полу, по низу стен отойдет краска. Непонятно, выдержит ли кафель на полу такую нагрузку, потому что давление воды было очень сильным. Думаю, на восстановление уйдет как минимум 1 млн руб. К тому же, пока мы будем делать ремонт, какое-то время придется платить за аренду, не получая выручки. Не знаю, пойдет ли на уступки арендодатель, но очень на это надеюсь».


«Было важно другое: у девочек затопило дом, где находились дети»

Раиса

директор салона красоты «Арина» (ущерб — как минимум 70 тыс. руб.)

«24 июля утром мы приехали на работу и обнаружили, что салон затопило. Мы сразу закрылись. Но в тот момент, если честно, было важно другое: у девочек из вечерней смены затопило дом, дети были там, поэтому они, конечно, сразу после работы помчались туда. Было не до салона.

Когда утром мы пришли, стало понятно, что всё испортилось: плитка поднялась, маникюрные столики размокли. Мы сразу начали убираться, своими силами вычерпывали воду.

Если плитка полностью поднимется, ремонт будет стоить очень дорого. Если надо будет заново покупать плитку — это минимум 70 тыс. руб. только за материалы, плюс надо будет оплачивать работу мастеров, я не знаю, сколько они возьмут за это. Надеемся, что сама плитка не сильно пострадает и можно будет хотя бы переложить старую. Конечно, мы теряем деньги каждый день, потому что закрыты, и не представляем, сколько еще продлится ремонт».


«Вода уносила автомобили и разрушала всё вокруг»

Сергей Лунев

управляющий сети Sun Coffee (ущерб — символический):

«Залповый ливень в Сочи отчасти застал врасплох наших ребят. Когда бариста из кофейни на Чайковского закрыл смену в 22 часа и собирался уходить, стало понятно: путь домой не будет прежним. Сотрудник держал нас в курсе происходящего, а мы с замиранием сердца наблюдали за тем, как улицы моментально превращались в реки. Он сам выбрался пешком, в самый пик стихии прятался в магазине по пути домой.

Мы следим за чистотой дренажных систем: это выручило нас в кофейне на Московской, которая расположена чуть ниже уровня земли и была под угрозой подтопления. Благо, всё обошлось.

Сильнее всего пострадала кофейня на Навагинской, где мы делаем ремонт. Кофемолку под эспрессо залило так, что утром пришлось спешно искать замену. Также от влаги разбухли деревянные детали интерьера, но это мелочи жизни.

Серьезно переживали за точку на Донской, возле ЖК «Новая Заря»: рядом с нами вода уносила автомобили и разрушала всё вокруг. Было страшно.

В целом, мы легко отделались. Главное, что ребята не пострадали, а технику и интерьер — отремонтируем.

Сейчас мы продолжаем работу в штатном режиме. Сумма ущерба в нашем случае небольшая — 5 тыс. руб. за ремонт кофемолки».