Спецпроекты • 15 марта 2021

«Наши сотрудники могли бы работать в самых лучших компаниях мира, но каждый день выбирают „Профи“». Егор Руди о выходе на международные рынки, технологических вызовах и внутренней культуре компании

«Наши сотрудники могли бы работать в самых лучших компаниях мира, но каждый день выбирают „Профи“». Егор Руди о выходе на международные рынки, технологических вызовах и внутренней культуре компании

Текст: Анна Трубина

Иллюстрации: Любовь Дронова


«Наш бизнес точно не из тех, кто получил прямую выгоду от пандемии, но мы хорошо справились и стали значительно сильнее». СЕО Profi.ru Егор Руди рассказал Inc., как «Профи» выжил и вырос в 2020 году, какие вызовы стоят перед маркетплейсами услуг и как это повлияет на жизнь клиентов.

Как стать эффективнее благодаря пандемии

Хотя количество самозанятых в России стремительно растёт, сервис Profi.ru во время карантина испытывал значительную нехватку специалистов. Чёрный лебедь прилетел к нам три раза.

1. Во время пандемии больше 60% мигрантов вернулись за рубеж, поэтому строительные компании начали массово перекупать наших специалистов.

2. Ограничения на передвижения по городу начались как раз в сезон подготовки к ремонту, в апреле — мае. Обычно в это время мы агрессивно привлекаем специалистов, но в этот раз такой возможности не было, т. к. мы не знали, коснутся ли ограничения частных специалистов.

3. К нехватке специалистов добавился и повышенный спрос на ремонт. Из-за пандемии все стали больше времени проводить дома и на дачах, активно их ремонтировать. Получилось, что одновременно нужно больше ремонта, а специалистов разобрали.

Нехватка специалистов — последнее, что мы ожидали от пандемии. Казалось, что часть людей потеряют работу и станут специалистами Profi.ru. В итоге не хватало специалистов во всех специальностях, но в ремонте была полная катастрофа.

После крайне успешного начала года мы внезапно оказались в очень сложной ситуации.

Sequoia Capital выпустила знаменитое письмо «Винтер из каминг», и наши инвесторы, вторя ей, просили просчитывать самые пессимистичные сценарии развития событий.

Мы разработали три сценария изменений рынка и обновляли их каждую неделю, а иногда и чаще. В каждом из них был свой уровень сокращения расходов. У нас даже был вариант под кодовым названием «Армагеддон». В нём выручка падала больше, чем на 50%, и нужно было сокращать часть людей. К счастью, до этого сценария рынок услуг не дошёл.

Я сначала нервничал, что мы так много времени тратим на моделирование, а потом понял, что именно это упражнение даёт мне и всей команде гораздо больше уверенности и спокойствия даже в самой волатильной ситуации. Теперь я благодарю наших инвесторов Baring Vostok за то, что они так настаивали на просчёте всех вариантов.

В итоге из-за пандемии по заказам мы выросли всего на 30% вместо 70% запланированных. Несмотря на это, экономика компании по сравнению с прошлым годом улучшилась в два раза за счёт повышения операционной эффективности во всех областях. Мы стали лучше делать маркетинг, закрывать заказы, разрабатывать продукт. Это позволило нам к сентябрю выйти на операционную прибыль. В 2021 году мы будем прибыльными, если не решим снова разгонять рост.

Особенно трогательна была реакция сотрудников на трудности компании. Вместо сокращений мы спросили, готовы ли они временно, в долг, отказаться от части своей зарплаты. В среднем люди согласились на два месяца отказаться от 30% компенсации. А когда я увидел, что несколько людей отказались от 100% ЗП, — я расплакался. Я знал, что они крутые, но даже и не подозревал, насколько можно на них положиться. Ни один человек не ушёл из компании из-за временных сложностей.

Весной мы обычно проводим engagement survey, чтобы измерить вовлечённость команды. В этом году опрос мы отменили, потому что сложно придумать более честный замер вовлечённости, чем добровольный отказ от части своей ЗП.

Baring Vostok тоже «заполнил опросник вовлечённости» и в экстренном режиме инвестировал $5 млн, в то время когда почти все инвесторы замерли в ожидании.

Именно в сложных ситуациях ты можешь понять глубину отношений с сотрудниками, инвесторами, друзьями — и это был ровно тот случай.

Почему маркетплейсы услуг не растут так же быстро, как Uber

Объём российского рынка услуг в 2017 году составил 5,5 трлн руб. Если посмотреть на выручку наших специалистов сейчас — это около 30 млрд руб., или меньше 1% от всего рынка. Но это типичная ситуация для всех рынков, включая американский. Одна из главных продуктовых компаний в нашей области в США — Thumbtack. Это горизонтальный маркетплейс услуг, единорог, и тоже занимает меньше 1% рынка в США.

Это связано с тем, что мы вместе со всем миром изобретаем product market fit маркетплейсов услуг — формулу соответствия сервиса ожиданиям потребителей. Если бы в такси не было GPS и цифровых карт, не было бы Uber и «Яндекс.Такси». Появились технологические «энейблеры» (катализаторы), благодаря которым они сделали такой классный продукт. В нашей области такими GPS и цифровыми картами являются технологии разметки заказов, метчинга (технология одновременного подбора пользователей — специалистов и клиентов), безопасности, ценообразования, оценки квалификации специалистов.

Мы уже хорошо продвинулись по всем этим направлениям. Количество заказов без откликов специалистов на HomeAdvisor, например, около 30%, а у нас до пандемии было 9%, сейчас 13%. Мы знаем лидирующие маркетплейсы услуг в других странах, у которых половина заказов остаются без откликов.

Но когда мы сделаем всё, что задумали, не только «Профи.ру», но и весь рынок услуг увеличится кратно. Краны перестанут течь, двери — скрипеть, и каждый человек сможет найти психотерапевта за считанные минуты.

Технологии в «Профи.ру» — это не только программный код и машинное обучение. Нам приходится глубоко погружаться в предметную область, например в психотерапию, — сейчас это самый быстрорастущий рынок на Profi.ru. Там меньше чем за год количество новых заказов выросло до 15 тыс. в месяц по всей России.

Вместе с экспертами этого рынка мы разработали свои требования к сертификации и из 17 тыс. зарегистрированных психотерапевтов оставили меньше 1,5 тыс. Мы хотим привлекать психотерапевтов, которые действительно могут помочь, поэтому не останавливаемся на этом и разрабатываем второй уровень сертификации.

Как обеспечить безопасность пользователей маркетплейса услуг (спойлер: трудно)

Технология безопасности — тоже одна из фундаментальных проблем. Мы отправляем одних незнакомых людей домой к другим незнакомым людям. В любых услугах обеспечить 100% безопасности практически невозможно — это всё про людей.

Мы не можем заменить собой государство и обеспечить закон и порядок, но можем снизить до минимума вероятность негативных случаев, проверяя людей по своим фильтрам и доступным нам базам. Сейчас более 90% заказов выполняется проверенными специалистами, а через несколько месяцев мы планируем довести этот показатель до 100%.

Большая цель нашего отдела безопасности — сказать «даже не думай», когда человек решает сделать что-то плохое на Profi.ru.

Мы обладаем технологиями, чтобы предсказать это поведение, — это скоринговые модели с использованием методов машинного обучения. С текущим уровнем развития технологий мы верим, что сможем получить полное доверие пользователей к специалистам с «Профи».

У нас есть текущая статистика по мелкому мошенничеству и некачественным услугам, где мы видим, что проблемы ярко выражены в нескольких категориях: ремонт, красота, вывоз мусора. Там мы особенно строги с безопасностью. Все чувствительные услуги идут со стопроцентной проверкой личности специалиста и данных о нём в доступных базах данных. Иногда какую-то часть ущерба может возместить «Профи», хотя юридически мы не должны это делать.

Когда выходить на зарубежные рынки?

Все маркетплейсы тестируют разные модели: мы постоянно созваниваемся с разными игроками в других странах, делимся экспериментами и инсайтами.

Есть 5–10 базовых технологий, которые мы разрабатываем каждый день. Рост рынка определяется прогрессом в технологиях безопасности, мэтчинга, семантики, разметки заказов. Безусловно, влияют маркетинговые бюджеты и макроэкономика, но до тех пор, пока не будет прорыва в базовых технологиях, кратного роста ждать не стоит.

Мы думаем и про международное развитие в 2021 году: к нам присоединился основатель DOC+ Руслан Зайдуллин, чтобы возглавить это направление. Мы составили карту более чем из 40 аналогов по всему миру, налаживаем с ними контакт, анализируем бизнес-модели, динамику роста, уникальные рыночные факторы, пытаемся для себя описать всю вселенную возможных опций развития маркетплейсов услуг и найти своё уникальное позиционирование внутри этой вселенной.

В ближайшее время мы определимся, на какие рынки и с какой стратегией выходить.

Если бы мы пошли на зарубежные рынки пять лет назад, то проиграли бы и там, и в России, потому что не были готовы технологически. Когда продукт сырой, а у тебя десять стран, допиливать его по пути значительно сложнее. Если компания делает лучшую технологию и продукт, то пользователь просто голосует деньгами. Ему не важно, русские это или американцы. Мы идём с надеждой на наше технологическое превосходство. Потому что брать за счёт другого сложно.

Как построить сильную культуру в компании (и должны ли совпадать ценности сотрудников)

Хотя на наш рынок пытаются выйти гиганты, пока нам удаётся с ними конкурировать. К счастью, сложность рынка услуг — наше основное преимущество. Здесь недостаточно только денег или трафика. Нужно день и ночь изобретать и думать, как создать продукт с уникальными свойствами.

Именно поэтому главное секретное оружие «Профи.ру» — это люди и психологически безопасная творческая среда для их полной реализации. Наши сотрудники могли бы работать в самых лучших компаниях мира, но каждый день выбирают «Профи».

Один из наших принципов — открытый диалог без искажений. Практически каждую неделю мы всей компанией разговариваем, сотрудники задают любые вопросы. Когда началась пандемия, общались каждые три дня. У нас есть правило: чем сложнее ситуация, тем чаще мы общаемся.

Открытость — это не только про внутренний мир компании. Мы хотим быть как можно более открытыми со всем миром. Мы выкладываем в общий доступ внутренние документы компании: Profibook, «Дао Лидера», «Школа Продактов», разговоры о руководстве людьми, и т. д. Я также периодически пишу в телеграм-канал Шмит16 вместе с другими предпринимателями.

Мы дружим с конкурентами. Например, YouDo делает очень хороший продукт. Кое-какие вещи мы у них подглядываем, а какими-то штуками делимся.

Мы всегда были очень сфокусированы на людях. Для нас одинаково важны результат, продукт, наши клиенты и то, какую жизнь каждый сотрудник проживает в компании каждый день.

У нас есть ценности, но я не уверен, что у компании и у всех сотрудников они должны быть одинаковыми (хотя сейчас так принято в бизнесе). Поэтому мы хотим, чтобы у нас работали разные люди: в каждом отделе своя субкультура, и это более чем ок. В один момент я выяснил, что у нас на HeadHunter стоит входящий вопрос: «Какой у вас средний балл в университете?» Нельзя откликнуться, если ты не ответил на этот вопрос. Это сильно ограничивает разнообразие. Самое забавное, что у нас работает несколько очень крутых людей без высшего образования.Я бы мог долго рассказывать про культуру «Профи», но мы уже это сделали в «Профибук» и «Дао Лидера». Почитайте, может быть, вам тоже понравится.