Разобраться • 8 сентября 2025
Золотой билет в будущее. Что происходит на рынке частного образования
Золотой билет в будущее. Что происходит на рынке частного образования

Текст: Ирина Печёрская
Фото: Unsplash
Поколение осознанных родителей готово отдать треть семейного бюджета за то, чего не может дать государственная школа, — за индивидуальность. В классе не больше 12 детей, вместо Монтессори — роботы, а окупаемость бизнеса измеряется не годами, а поколениями. Частное образование в России превращается из роскоши в философию воспитания будущего. И все же позволить себе коммерческое учебное заведение может далеко не каждая семья. «Инк» разобрался, как развивается рынок частных детских садов и школ в России.
Поколение осознанных родителей готово отдать треть семейного бюджета за то, чего не может дать государственная школа, — за индивидуальность. В классе не больше 12 детей, вместо Монтессори — роботы, а окупаемость бизнеса измеряется не годами, а поколениями. Частное образование в России превращается из роскоши в философию воспитания будущего. И все же позволить себе коммерческое учебное заведение может далеко не каждая семья. «Инк» разобрался, как развивается рынок частных детских садов и школ в России.
В России из почти 6,7 млн воспитанников дошкольных организаций только 105 тыс. посещают частные сады. Низкая развитость коммерческого сектора в первую очередь связана с высокой стоимостью услуг. Так, в Москве посещение частного садика в среднем обойдется в 60–65 тыс. руб. в месяц, а в премиум-сегменте ценник может доходить до 300 тыс. руб. Поэтому большинство российских семей выбирает бюджетный вариант — муниципальные сады. Тем более там, по подсчетам аналитиков BusinesStat, доступных мест стало больше. Потенциальные потребители услуг частных садов получают там места, как только встают в очередь.
Тем не менее, по оценке участников рынка, спрос на частные сады сохраняет устойчивость. При сокращении общего количества дошкольников в стране число детей в коммерческих заведениях остается относительно стабильным. Елена Мингова, основатель федеральной сети детских садов и центров «Космо Кидс», объясняет это тем, что появилось поколение осознанных родителей: им важно дать своим детям качественное дошкольное образование и обеспечить психологический комфорт.

Елена Мингова
основатель федеральной сети детских садов и центров «Космо Кидс»
«Для современных родителей детский сад не просто место, где присмотрят за ребенком, пока они находятся на работе, а союзник в воспитании. Они заинтересованы в раннем развитии своих детей, потому что понимают: интеллектуальная база закладывается в дошкольном возрасте. Дети, которых начали всесторонне развивать с двух–трех лет, к первому классу сильно отличаются от тех, кого готовили к учебе непосредственно перед школой».
Схожим мнением поделилась Виктория Боева, основатель и совладелец сети билингвальных детских садов и школ Discovery: «Семьи готовы вкладываться в развитие детей даже в условиях нестабильности. Именно в сложные периоды возрастает запрос на качество. Родители, которые делают выбор в пользу частного сада, ориентированы на долгосрочную перспективу. По сути, это аудитория, которая воспринимает частный сад не как временное решение, а как инвестицию в будущее ребенка».
Положительно на спрос влияет также господдержка. Например, частные сады с лицензией на дошкольное образование имеют право получать субсидии на возмещение недополученных доходов с родительской платы. То есть клиенты таких садов могут платить не всю сумму, а лишь часть, равную стоимости посещения муниципального сада, а остальное покрывает государство. Кроме того, у родителей есть возможность при оплате использовать средства материнского капитала.
Индивидуальный подход к ребенку, качественное питание и удобный график работы — то, чего базово ждут родители от любого частного сада. А вот запрос на образовательные программы и подходы время от времени меняется.

Владислав Рябюк
сооснователь и директор английского детского сада Britannia School
«Когда-то был всплеск интереса к Монтессори и реджио-педагогике. Сейчас мы видим, что мода на эти методики проходит. То же самое могу сказать об изучении китайского языка: несколько лет назад это было очень популярно, теперь спрос гораздо ниже. По-прежнему востребованы лингвистические сады с упором на углубленное изучение английского».
Виктория Боева отмечает, что, помимо английского с ранних лет, родителям важно развитие гибких навыков у детей: самостоятельности, креативности, способности работать в команде. Поэтому все больше садов используют проектные и игровые методики, интегрируют цифровые инструменты.
Елена Мингова выделяет растущий спрос на подготовку детсадовцев к поступлению в лицеи, гимназии и сильные российские школы. А Нина Окнянская, основатель профессионального сообщества для руководителей детских проектов «Яркие Мы», видит тренд на открытие инклюзивных садов.

Нина Окнянская
снователь профессионального сообщества для руководителей детских проектов «Яркие Мы»
«Детей с особенностями развития и особенными потребностями становится все больше. А государственных садов для таких ребят немного, даже в Москве не так легко найти соответствующее учреждение и попасть в него. Например, мой племянник не ходил в садик из-за ограничений по питанию. Между тем потребность в инклюзивных садах есть и я на 100% уверена, что эта ниша будет расти».
Все эксперты, с которыми поговорил «Инк», также отметили популярность робототехники и программирования среди родителей дошкольников.
Основная сложность, с которой сталкиваются основатели частных садов, — поиск подходящих помещений. Чтобы организация смогла получить лицензию на дошкольное образование, помещение должно соответствовать ряду строгих требований МЧС и Роспотребнадзора. В частности, согласно санитарным правилам и нормам, у сада должна быть собственная территория для прогулок детей.

Елена Мингова
основатель федеральной сети детских садов и центров «Космо Кидс»
«Реальность такова, что современные застройщики не возводят для частных садов отдельно стоящие здания со своей территорией, как этого требует СанПиН. Мы можем занять первые этажи в жилых комплексах, но придомовая территория принадлежит собственникам дома, а не нам. Значит, лицензию не получить. Среди застройщиков есть те, кто делает специальные здания для образовательных учреждений, но все равно без отдельной площадки для детей. Многие руководители частных садов считают, что пришло время СанПиН пересмотреть».
Другая актуальная проблема — повышенная инфляция. «Растут расходы на зарплаты сотрудников, ЖКХ, организацию питания воспитанников. При этом мы не можем повышать цены с такой же скоростью, как условная булочная, потому что заключаем с клиентами договор с фиксированной стоимостью обучения на академический год. Конечно, он предусматривает возможность скорректировать цену в связи с инфляцией, но практически это очень сложно сделать и мы никогда к этому не прибегали. Так что приходится абсорбировать повышение затрат», — рассказал Владислав Рябюк, сооснователь и директор английского детского сада Britannia School.
Нина Окнянская среди прочего жалуется на кадровый голод:

Нина Окнянская
снователь профессионального сообщества для руководителей детских проектов «Яркие Мы»
«Найти квалифицированные кадры — отдельная боль. Если раньше мы размещали вакансии и получали огромный поток откликов, то сейчас их количество снизилось в разы, а качество упало. У этого явления много причин. Например, часть педагогов ушла преподавать в онлайн, часть — в другие сферы, где можно заработать больше. Нам остается принять эту реальность и работать с тем, что есть: выстраивать грамотную систему адаптации и обучения сотрудников, вкладываться в их удержание».
Еще один вызов связан с демографической ямой. По прогнозам, к 2028 году количество дошкольников уменьшится на 654,4 тыс. человек относительно 2024 года. «Конкуренция за каждую семью становится выше. Устойчивые игроки справляются с этим за счет гибкой финансовой модели, продуманной линейки услуг, точного позиционирования и долгосрочной работы с репутацией», — объясняет Виктория Боева, основатель и совладелец сети билингвальных детских садов и школ Discovery.
Рынок частных детских садов нельзя назвать перенасыщенным, говорит Виктория Боева. Несмотря на конкуренцию в крупных городах, доля сегмента остается очень скромной и это оставляет пространство для новых игроков.
Но зайти в сферу непросто: нужно учитывать серьезные расходы на запуск, длительные процедуры лицензирования и высокие требования к качеству услуг. Однако при грамотном подходе шансы на успех есть.

Виктория Боева
основатель и совладелец сети билингвальных детских садов и школ Discovery
«Новичкам важно заранее протестировать спрос, точно понимать, для какой аудитории создается сад, и закладывать финансовую подушку на первые месяцы работы. Также нужно помнить, что успех проекта определяется не только локацией или ценой, но и умением выстроить доверительные отношения с родителями и удерживать качество на протяжении всего времени».
Нина Окнянская считает, что на старте важно вложиться в качественную команду: «В этом бизнесе нельзя экономить на классных специалистах: ни на педагогах, ни на сотрудниках, которые занимаются маркетингом, продажами, финансами, юридическими вопросами. Затраты на ФОТ будут выше, но это инвестиции в формирование позитивного образа бренда с самых первых дней».
С коллегой согласен Владислав Рябюк:

Владислав Рябюк
сооснователь и директор английского детского сада Britannia School
«Какое-то время назад была мода на открытие садов как таких сторонних проектов. Сейчас этого меньше, потому что, видимо, люди поняли, что в секторе детского образования нет легких денег. Чтобы частный сад стал прибыльным бизнесом, его должна строить команда, которая понимает специфику рынка и продукта, умеет подбирать подходящие локации для определенного формата и ценового класса сада, глубоко разбирается в финансовых вопросах и регуляторных требованиях. И не нужно забывать, что это бизнес с высокой социальной ответственностью, так как вы работаете с детьми».
Елена Мингова уверена, что в 2025 году зайти на рынок частного детского образования без опыта в бизнесе практически нереально, потому что родители выбирают сильный бренд, а выстроить такой только со знаниями в педагогике не получится.

Елена Мингова
основатель федеральной сети детских садов и центров «Космо Кидс»
«Я знаю кейсы, когда классные воспитатели уходили из сада, чтобы открыть свой. Они думают, раз у них есть большой педагогический опыт, дело пойдет. А оно, понимаете, не пойдет. Почему? Да потому что у них нет бренда. Построить бренд — сложная работа. Детский сад — это ведь не только педагоги, а еще множество других составляющих: дизайн, маркетинг, решение юридических вопросов, работа с проверяющими органами, умение взаимодействовать с родителями, знание СанПиН и вообще, как это все работает. И педагогический опыт здесь далеко не всегда помогает».
Новичкам без опыта она советует заходить в этот бизнес при поддержке партнера: «Я не говорю, что невозможно открыться самому, не имея опыта в бизнесе. Все возможно, просто в таком случае путь к успешному проекту будет сильно сложнее и дольше».
Учеников частных школ становится больше: с 2016 по 2023 год их количество выросло почти в два раза — до 206 тыс. человек. А в 2024–2025 учебном году численность учащихся в коммерческих заведениях достигла 213 тыс. человек, сообщает Минпросвещения России.
Все больше родителей, у которых есть возможность оплачивать частную школу, выбирают индивидуальный подход к ребенку.

Антон Груцин
директор по развитию школы «ЕГЭ-Центр»
«В частных школах наполняемость классов не превышает 12–15 человек. Это позволяет учителям уделить максимум внимания каждому ученику. В муниципальной школе, где в одном классе может учиться 40 детей, это просто невозможно. К тому же государственное образование часто не поспевает за процессами, происходящими в мире: развиваются технологии, появляются новые профессии, и родители хотят, чтобы детей готовили к актуальной реальности, а не учили по старому шаблону».
Наталья Белкова, сооснователь школы «ИндиКид», тоже говорит, что основная причина, почему родители приводят детей в частную школу, — индивидуальный подход. Она с теплотой и уважением отзывается о муниципальных школах, но ее личный опыт показал, что обучение там подходит не всем детям.

Наталья Белкова
сооснователь школы «ИндиКид»
«Мой младший ребенок не смог адаптироваться к государственной школе. Несмотря на попытки ему помочь и наладить диалог с учителями, ничего не получалось. И я решила, что он перейдет в частное заведение. Внутреннее сопротивление было огромное: все в нашей семье учились в госшколе. Плюс есть распространенный стереотип, что в частных школах вообще не учат и скрывают правду об успеваемости детей. Но на деле все оказалось иначе: мой ребенок стал эмоционально стабильным, у него проявились способности к математике, у него появились друзья».
Несмотря на стабильный рост числа обучающихся в частных школах, их доля от общей численности российских школьников остается незначительной — 1,14%. То же самое и с количеством самих школ: по данным ИСИЭЗ ВШЭ за 2023–2024 учебный год, из 37 975 общеобразовательных учреждений частных было 915. Но статистика учитывает только школы с лицензией Министерства образования, по факту их больше.
Получить лицензию на общее школьное образование трудно. Как и в случае с частными садами, нужно найти отдельно стоящее здание с собственной огороженной территорией и соблюсти еще ряд других требований.
Выход предприниматели находят в открытии семейных школ: для этого достаточно получить лицензию на допобразование. Для государства ученики обучаются дома, но на самом деле они так же, как и все, посещают школу и изучают общеобразовательные предметы. А аттестацию проходят в школе с лицензией Минобрнауки, к которой прикреплены.

Наталья Риттель
основатель сети школ Rittel School
«В Екатеринбурге за последние 20 лет ни одна частная школа не получила лицензию на общее образование. У тебя должно быть здание, отдельно стоящее за забором, а таких помещений в городе сейчас просто нет. А если строить самому, это будет стоить колоссальных денег. Например, школа 5 тыс. кв. м — а это совсем небольшая школа — обойдется в 5 млрд руб. Кто из частников может позволить себе школу за 5 млрд? Поэтому по документам у нас курсы».
Но скоро воспользоваться этой лазейкой будет сложно: государственное регулирование становится жестче. По словам Натальи Риттель, в некоторых регионах уже есть прецеденты, когда в судебном порядке закрывали семейные школы по причине того, что они ведут общеобразовательную деятельность.
«Через год, два, три начнут чистить этот рынок, так как государство понимает, что все больше детей уходят из муниципальных школ, и, естественно, хочет с этим что-то сделать. Тем более сейчас демографическая яма и учеников в принципе становится меньше. А новых школ построили много, они огромные, и там надо кого-то учить», — считает Наталья Риттель, основатель сети школ Rittel School.
Помимо сложностей с получением лицензии, основатели частных школ сталкиваются и с другими вызовами. Например, последние два–три года рост количества учащихся замедлился. По мнению Натальи Король, соавтора проекта «Просто Учиться», это обусловлено не только демографическими, но и экономическими причинами: семьи, которые хотели бы выбрать частную школу, из-за финансовых сложностей идут в государственную.

Наталья Король
соавтор проекта «Просто Учиться»
«Значительная часть клиентов частных школ — предприниматели, малый бизнес, а этот сектор последние годы испытывает сложности. Родителям трудно прогнозировать долгосрочные расходы, а стоимость частной школы может составлять до 30–40% совокупного семейного бюджета. Например, средняя зарплата в Петербурге по итогам первого квартала 2025 года составила 113,9 тыс. руб. При этом около 50% негосударственных школ берут до 50 тыс. руб. за месяц обучения, и еще около 25% — до 75 тыс. руб.».
Другая проблема — кадры. Артем Квасов, основатель школы «Гарантия Знаний», говорит, что среди преподавателей распространен стереотип, что работа в частной школе не гарантирует стабильность.

Артем Квасов
основатель школы «Гарантия Знаний»
«Очень часто нам на собеседовании задают такие вопросы: есть ли у нас оплачиваемый отпуск и больничные, предоставляем ли мы рабочее оборудование, будет ли начисляться трудовой стаж. Многие преподаватели до сих пор думают, что у частников они будут трудиться 24 на 7 за гроши. Но сейчас почти все частные школы, которые работают не первый год, уже достигли того уровня, когда могут содержать персонал, не прибегая к серым схемам».
По итогам 2024 года аналитики маркетингового агентства SDA оценили размер рынка частных школ на уровне 65,4 млрд руб. — что на 14,5% больше, чем в 2023 году. По их прогнозам, к 2029 году он увеличится до 131,5 млрд руб. при среднегодовом темпе роста 15%.
Российский рынок коммерческих школ находится в стадии становления и далек от насыщения. Однако порог входа для новичков высокий.

Артем Квасов
основатель школы «Гарантия Знаний»
«Зайти на этот рынок очень сложно, особенно если нет полноценного бизнес-плана, понимания, как все это работает, и горящих своим делом педагогов. И нужно учитывать, что на старте понадобятся крупные инвестиции. Например, если это небольшая школа семейного типа в спальном районе Москвы, то следует закладывать не меньше 3–5 млн руб. А период окупаемости длинный: если для какого-то бизнеса выйти в прибыль за один–два года более-менее хорошо, то для частной школы пять–семь лет — это слава богу, что окупились».
Наталья Белкова тоже подчеркивает, что при запуске школы, как и любого другого бизнеса, нужно все тщательно просчитать:

Наталья Белкова
сооснователь школы «ИндиКид»
«Если хочется открыть школу, то нужно провести качественное исследование, создать миссию и УТП проекта, посчитать финмодель, сделать бизнес-план. Либо можно выбрать готовое предложение из того, что представлено на рынке: в образовании есть очень успешные франшизы. Но тут расходы будут немного другие: помимо инвестиций на открытие проекта нужно будет заплатить за франшизу».
По словам Артема Квасова, чтобы зарекомендовать себя на рынке, у школы должны быть опытные педагоги, чьи ученики показывают отличные результаты на экзаменах и олимпиадах, развитая инфраструктура и индивидуальный подход к детям для раскрытия потенциала каждого ученика. Это топ критериев, на которые опираются родители при выборе частной школы.
Антон Груцин считает, что хорошие рекомендации — главное, что нужно для успеха на этом рынке:

Антон Груцин
директор по развитию школы «ЕГЭ-Центр»
«В сфере образования сарафанное радио играет ключевую роль. Люди, которые учили своих детей в определенной школе и остались всем довольны, потом рекомендуют ее другим родителям. И часто эти родители потом приходят по рекомендациям друзей и знакомых и отдают своих детей в эту школу».