• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

Бизнес-кодекс: Максим Каширин, основатель группы компаний Simple

Бизнес-кодекс: Максим Каширин, основатель группы компаний Simple

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Чего я не знал, начиная бизнес: Александр Шульгин, основатель группы компаний «Фамилия» и партнер фонда iTech Capital

Чего я не знал, начиная бизнес: Александр Шульгин, основатель группы компаний «Фамилия» и партнер фонда iTech Capital
Иллюстрация: Александр Черепанов

Композитор Александр Шульгин известен не только как музыкант, но и как предприниматель с 30-летним стажем. Свою первую компанию — в сфере интеллектуальной собственности и музыкального издательства — он создал в 1989 году. На следующий год появилась звукозаписывающая компания «Ладъ», крупная дистрибьюторская компания электроники, звукозаписывающая компания «Бекар». В 1998 году Александр основал группу компаний «Фамилия», которой принадлежат российские и зарубежные активы в индустрии развлечений, музыкальное издательство, ивент-компанию, несколько социальных сетей, порталов и сервисов, компанию, занимающуюся созданием контента и управлением правами в цифровой среде. Шульгин — один из первых российских венчурных инвесторов и партнер фонда iTech Capital, вкладывающий в блокчейн, криптовалюты, киберспорт и новые цифровые медиа. Среди портфельных компаний фонда BitFury, Clickky, Ticketland, Aviasales, QIWI post, SeoPult Group, Garpun, MFM Solution и многие другие. Александр поделился пятью открытиями, которые он сделал за время ведения бизнеса и инвестирования.

№1

Сфера ответственности предпринимателя —  больше, чем число сотрудников


В один прекрасный день, в середине 2000-х, я задался вопросом, сколько человек на попечении приходится на одного сотрудника моей компании «Фамилия». Оказалось, что тогда каждый из 800 работающих у меня людей обеспечивал — в среднем — трех членов семьи, то есть около 3,3 тыс. человек. В тот момент меня будто пронзило: я ответственен за этих людей, за все 3,3 тыс. человек. Потому что я обеспечиваю рабочие места, доход, на который эти семьи воспитывают, кормят и обучают детей, кто-то ухаживает за пожилыми родителями и т.д. Бизнес — проводник ценности для общества. Сейчас, инвестируя стартапы, я в первую очередь смотрю, какую ценность стартап генерирует для общества, для отдельной группы лиц, региона или инфраструктуры. Потому что инвестирование в стартап — равно как и создание стартапа — это тоже огромная ответственность.

№2

Великие дела делают не люди, а время


Я не сразу в полной мере осознал силу времени над человеком и его делами. Дед Мороз не может запустить снег летом. Снег приходит, когда приходит. Если бы не было Галилея, то мы все равно узнали бы, что Земля круглая, но от кого-то другого. С опытом пришло понимание, что многие идеи не получают развития, потому что не пришло их время. И наоборот, для некоторых идей как будто «открываются двери», потому что человек — не важно, ученый, художник или бизнесмен, — смог увидеть или предвидеть эту идею своевременно и предпринять усилия по ее реализации. Этим отличаются авторы (визионеры) от последователей: умением представить, распознать тренд и задать движение в этом направлении. При этом, как и в случае со снегом, важно помнить, что ты не являешься создателем этой идеи, не создаешь сам снег, ты лишь проводник: точно знаешь, когда он пойдет, или движешься на волне с этим трендом.

Я всю жизнь занимаюсь тем, что пытаюсь предугадать появление чего-то нового, чего еще не существует. Это было всегда, и в музыкальном бизнесе, и в инвестициях — от группы «Мумий Тролль», в которую я поверил, когда они еще не вышли в масс-маркет, до криптовалют и блокчейна, о которых писал за годы до их появления, — а с появлением, конечно же, начал в них вкладывать свои деньги.

№3

Входить в долю мажоритарным акционером может быть губительно для компании


Когда я начал активно инвестировать, я понял простое правило. Не надо гнаться за контрольным пакетом акций, это не гарантирует тебе обогащения. Я никогда не вхожу в компании мажоритарным акционером: 2% в BP лучше, чем 100% акций в киоске у вокзала. Небольшая доля в быстрорастущей компании принесет больше дивидендов в перспективе, чем 51% «здесь и сейчас» в рядовом бизнесе. Крупные пакеты акций часто ведут к «подковерной борьбе» за власть в компании, напряженности в отношениях и другим неприятным последствиям. Когда у тебя небольшая доля, ты находишься вне зоны конфликта, а компания работает лучше и стабильнее. Входя в компанию, ты должен убедиться, что твой партнер свободен и счастлив, — тогда бизнес пойдет хорошо. У меня был небольшой процент в глобальной компании The Orchard, и когда мы вышли на IPO на NASDAQ, результат был хорош для всех, а потом ее захотела купить SONY, производился делистинг — и тоже все удачно сложилось. И сейчас в ряде компаний (Hyperloop, DotBlockchainMedia, SaundVault, 3Degrees и других) у меня не более 10%.

№4

В бизнесе не важна национальность, пол и возраст, важно, чтобы человек был твоего карасса


В книге Курта Воннегута «Колыбель для кошки» описывается общество, где  люди делятся не по нации, возрасту или полу, а по принадлежности к тому или иному «карассу» (группировке людей в зависимости от дела, которым они занимаются). За годы ведения бизнеса в разных странах и на разных континентах я многократно убеждался в справедливости этого принципа. Топ-менеджеры будут думать на одном уровне, хакеры на другом, чиновники — по-чиновничьи, финансисты — это один клан, а маркетологи — совсем другой. Например, в портфеле компаний, проинвестированных фондом iTech, есть самые разные бизнесы, созданные людьми разных возрастов,  рас и национальностей. Все они прекрасно срабатываются, потому что их объединяет схожее мышление и общее дело. Главное — не откуда ты пришел, а куда смотришь.

№5

Не нужно бояться децентрализации в управлении бизнесом


На практике своей работы в бизнесе я убедился, что децентрализованная система управления гораздо эффективнее, чем централизованная. В ней нет строго вертикальной привязки к центру, а все работают вокруг определенной идеи, каждый «на своей оси координат», — в согласии друг с другом. По сути это напоминает открытые платформы в программировании или блокчейн-технологию, криптовалюты, возникновение и распространение которых мне удалось спрогнозировать еще в 2008 году. Благодаря открытости и прозрачности в такой системе гораздо легче создавать принципиально новые продукты, она способствует раскрытию человеческого потенциала и практически исключает вероятность каких-либо конфликтов. На практике мне удается совмещать инвестиционную деятельность и развитие группы компаний «Фамилия», участие в iTech Capital, выступать с лекциями по всему миру, быть членом правления почти двух десятков глобальных компаний, продолжать писать музыку — и делать все это с разными командами из разных стран, следуя принципам этой системы.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России