Разобраться • 24 апреля 2025
Чего я не знал, начиная бизнес: СЕО маркетинговой платформы Kokoc Group Александр Шокуров
Чего я не знал, начиная бизнес: СЕО маркетинговой платформы Kokoc Group Александр Шокуров

Текст: Елизавета Пикулицкая
Фото: Stephanie Keith/Getty Images
В бизнесе что-то всегда идет не так: подрядчик исчез, бухгалтер ошибся, а клиентов меньше, чем в расчетах. Александр Шокуров, СЕО Kokoc Group, прошел через это сам — и рассказал «Инк.», как не выгореть и продолжать строить компанию, когда все идет не по плану.
В бизнесе что-то всегда идет не так: подрядчик исчез, бухгалтер ошибся, а клиентов меньше, чем в расчетах. Александр Шокуров, СЕО Kokoc Group, прошел через это сам — и рассказал «Инк.», как не выгореть и продолжать строить компанию, когда все идет не по плану.
Александр начал зарабатывать уже в двадцать лет. Все началось с интереса к интернет-рекламе — он делал сайты, занимался поисковым продвижением, сам искал клиентов. «Я стартовал в начале нулевых, когда еще не было контекстной рекламы как инструмента, только в идеях», — вспоминает Александр.
В бизнес он входил постепенно: сначала — как самозанятый фрилансер. По-настоящему предпринимателем себя ощутил, когда понял, что руководит командой с зарплатами, несколькими десятками клиентов и сеткой партнеров. В один момент позвонил будущий партнер из Москвы, и все закрутилось.
При этом в семье на него рассчитывали — мама мечтала, чтобы сын стал предпринимателем. Так совпали внутренние амбиции и внешние ожидания. О пяти главных инсайтах, которые Александр вынес из своего опыта, — в этом материале.

Александр Шокуров
СЕО Kokoc Group
- Платформа из 30 компаний и более 100 партнеров, которые предлагают более 200 маркетинговых инструментов.
- 7 офисов на разных рынках мира, среди которых Россия, Индия, Индонезия и Мексика.
- В личном инвестпортфеле >30 проектов.
- ТОП-1 рейтинга Ассоциации менеджеров России/ Коммерсантъ.
- Компания с 1200+ клиентов.
1. Все идет не по плану — и это нормально
Предприниматели, особенно начинающие, — по своей сути оптимисты. Важно осознавать, что в предпринимательстве почти всегда что-то идет не по плану. Это мало кто учитывает на раннем этапе, и почти у всех потом возникают дополнительные трудности, которые можно было бы избежать.
В текущей среде, где много информационного шума — курсов, инфобизнесов и сервисов, обещающих быстрый успех, — если ты открыл бизнес, тебе в тот же день поступают десятки звонков. Одни предлагают открыть счет и передать бухгалтерию, другие — настроить продажи. Все обещают, что все будет хорошо.
Но предприниматель запускает бизнес с каким-то планом, начинает продавать, рассчитывает доходы, траты, действия, и продаж оказывается меньше, чем планировалось. Расходы могут быть выше, потому что пропадет подрядчик, налоговая насчитает штраф, бухгалтер не подаст отчет. Важно не забывать о рациональности: 90% новых бизнесов закрываются в первый год.
В итоге ты все время пытаешься найти баланс, как в игре с волком: ловишь яйца, которые летят со всех сторон. У всех свои вызовы, но вывод один: идеальной конструкции не будет. Всегда что-то будет сбоить.
2. Продажи — это дорого, и делать их все равно придется самому
Продажи — самое дорогое, что есть в бизнесе. Это мой предпринимательский инсайт и совет: не нужно этому сопротивляться.
На старте делегировать продажи, скорее всего, не получится — и не нужно. Этим нужно заниматься каждый день, и это должен быть один из ключевых фокусов на первом этапе, если у бизнеса есть хотя бы минимальные амбиции и долгосрочные цели. Это затраты на рекламу, на продавцов, длинные циклы сделок. Они занимают существенную часть от выручки, маржи, прибыли — вне зависимости от сферы.
Поэтому не стоит питать иллюзий, что продажи можно быстро и эффективно делегировать. Лучше заниматься этим самому — это, скорее всего, самое выгодное решение для бизнеса на старте.
3. Никому ваш бизнес не будет нужен так, как вам
Это звучит банально, но многие предприниматели долго находятся в иллюзии «мы команда», «мы семья». В какой-то момент выясняется, что ключевой сотрудник выходит замуж и переезжает в другую страну.
Это нормально. Успех бизнеса в любом случае держится на энергии и упорстве предпринимателя. Важно не тратить эту энергию на разочарования.
Идеально — строить бизнес так, чтобы он не зависел от одного сотрудника. Но на старте это почти невозможно. Ресурсов мало, и ты закрываешь основные направления хоть с чьей-то помощью. Поэтому структура будет ломаться — кто-то уедет, кто-то уйдет. Нужно быть к этому готовым.
Важно минимизировать последствия: договориться о переходном периоде, проектной работе, консультациях. Обычно люди идут навстречу.
4. Партнерство помогает расти быстрее
Речь о выстраивании реальных человеческих отношений, когда вы работаете с людьми как с партнерами — даже если это просто ваши поставщики. В конечном итоге все строится на доверии и взаимной выгоде.
Это хороший инструмент для масштабирования. Особенно когда ты новый и еще мало кому интересен — ни сотрудникам, ни клиентам.
Я бы потратил время на то, чтобы найти и проверить одного-двух партнеров, которые смогут закрыть важные функции и с которыми можно расти вместе. Несмотря на то что тренд на соло-предпринимательство развит, особенно в России, мне это направление не близко.
Вы не сможете сделать все хорошо в одиночку. Предприниматели склонны делать все сами, особенно сейчас, но у меня всегда были партнеры и инвесторы. Мы делили обязанности: кто-то занимался производством, кто-то продажами, кто-то финансами.
5. Надо любить то, чем занимаешься. Иначе не вытянуть
Либо занимайся тем, что тебе нравится, либо попробуй полюбить то, чем начал заниматься. Не всегда ты выбираешь дело — иногда оно приходит случайно. Если не заходит — лучше не мучиться.
Делать бизнес только ради денег — слабая мотивация. Это путь в краткосрочную историю. Если цель — быстро заработать и выйти, тогда да, можно. Но предпринимательство вдолгую — не про это.
Заработать быстро вряд ли получится. Вначале нужно много работать, часто — впроголодь. Чтобы пройти этот этап, важно получать удовольствие от самого процесса. Потому что первые месяцы или даже годы, скорее всего, будут хуже, чем до бизнеса. Например, если ты раньше работал фрилансером, то станешь предпринимателем — будет больше проблем, меньше денег и выше риски.
Поэтому, если цель только в деньгах, стоит понимать: вначале будет тяжело. Исключения бывают, но редко.