Чек-лист: 8 вещей, которые бизнесу нужно успеть до Нового года (и сразу после)

Чек-лист: 8 вещей, которые бизнесу нужно успеть до Нового года (и сразу после)
John Keeble / Contributor

В последнюю неделю декабря большинству компаний уже нечем заняться. Если вы не торгуете елками, продуктами или подарками, скорее всего, у вас уже никто ничего не покупает, а ваши сотрудники после корпоративов и в ожидании праздников не бьют рекорды продуктивности. Вот список действий, которые сильно облегчат вашему бизнесу жизнь в следующем году (или усложнят, если их не выполнить). Выплатите все зарплаты, составьте планы на год и разберитесь, что там у вас с налогами.


№1

Выплатить зарплату сотрудникам в декабре


Предприниматели на упрощенном налоговом режиме благодаря этому сэкономят на налогах. За счет уплаты отчислений с зарплат можно снизить налоги на  «упрощенке», если отчисления будут уплачены до конца этого года. Продажи в январе, как правило, падают. Людям будет приятно получить зарплату перед праздниками, а вам не придется шарить в поисках денег в начале года.


№2

«Раскидать» авансовые платежи, чтобы сэкономить на НДС


Как правило, перед Новым годом все увлеченно платят авансы, чтобы уменьшить разницу между доходами и расходами и тем самым сократить сумму НДС к оплате. Следите за тем, чтобы не оказаться последним в этой цепочке. Если вы получаете авансовый платеж в конце года, с него придется уплатить НДС (разница между доходами и расходами, умноженная на 18%). Предположим, 29 декабря вам приходит аванс в 10 млн рублей — скорее всего, вы их уже никуда не истратите и общая сумма налога к уплате будет выше. Выгоднее перенести крупные поступления на ваш счет на следующий год — если есть возможность, попросите партнеров не отправлять вам авансы в конце декабря.

Проверьте, нет ли у вас контрактов и договоров, выплаты по которым нужно произвести до конца года, и срочно заплатите, если такие есть.  Перечисления в последний рабочий день года могут прийти уже после праздников, и вы рискуете нарушить условия контракта и нарваться на штрафные санкции.


№3

Определиться насчет смены системы налогообложения


Начало года — возможность сменить систему налогообложения для вашего бизнеса (в середине года такой возможности не будет). Поэтому определитесь, надо ли ее менять.  Если ваша маленькая и убыточная компания находится на общей системе налогообложения, не упустите шанс перейти на «упрощенку» — это может радикально повлиять на ваши доходы. Допустим, вы что-то продаете с НДС на 1 млн рублей, а ваши затраты — 2 млн рублей (потому что недостаточно клиентов и товара закуплено больше, чем смогли продать). Но с этого 1 млн рублей вы все равно заплатите 180 тыс. рублей (18%) НДС на обычной системе — тогда как на «упрощенке» заплатили бы 1%.

Если вы на патентной системе налогообложения, проверьте срок действия патента ( заявка на продление подается за 10 дней до его окончания).

Разузнайте подробности о льготах, доступных в вашем регионе. В Екатеринбурге, в Свердловской области можно платить либо 6% с дохода, либо 5% с разницы между доходами и расходами (для некоторых видов деятельности). Если у вас расходов нет, второе куда выгоднее. Если вы не знаете, какая налоговая система вам подойдет, имеет смысл сейчас поговорить с бухгалтером или заплатить за разовую консультацию и поменять систему на более подходящую.


№4

Провести честный анализ доходов и расходов компании


Многие предприниматели оценивают финансовое состояние своей компании по сумме денег на счету — много их или мало. Это порочная практика, особенно если ваш бизнес растет. Проследите за взаимными обязательствами. Если у вас на счету большая сумма, а в следующем месяце предстоит оплатить аренду помещения на несколько месяцев вперед, планируйте финансы на январь с учетом этих затрат. А если вам должны крупную сумму, то возможно, возвращенный долг компенсирует недостаток средств на счете. Если у бизнеса есть кредиты — проверьте, нельзя ли реструктурировать их на более выгодных условиях (подобно рефинансированию ипотеки по более выгодным ставкам).

Проанализируйте проекты за прошедший год и определите самые прибыльные. Если клиент для вас убыточен — на следующий год надо поднять цену или перестать с ним работать. Если убыточен проект, надо его закрыть — или понять, почему вы в него верите, сколько (и когда) рассчитываете на нем заработать.


№5

Подвести итоги года с сотрудниками


Сотрудники в конце года тоже подводят свои собственные итоги — и часто бывают недовольны. По разным причинам — финансовым, качественным с точки зрения выполняемых задач, личным. Недаром именно в январе многие увольняются и переходят на новую работу. Поэтому имеет смысл поговорить с сотрудниками, честно и вдумчиво подвести итоги года, чтобы не ушли те, кого вы хотите удержать, а те, кем вы недовольны, стали продуктивнее или уволились.


№6

Проверить график отпусков на начало января


Люди часто хотят продлить каникулы и уходят в отпуск сразу после окончания новогодних праздников. В текучке этим озаботиться некогда, а потом оказывается, что человек уже билеты купил. Но если у вас 30% сотрудников вдруг неожиданно уйдут в отпуск, компании будет непросто. Поэтому стоит «подстелить соломку»: составить график отпусков заранее.


№7

В начале января подать бухгалтерские отчеты


Выходя с каникул, удостоверьтесь, что ваш бухгалтер помнит обо всех отчетах, которые нужно подать в январе. Есть ряд отчетов, по которым дедлайн наступает в 20-х числах января (например отчет о количестве сотрудников — «среднесписочной численности» — в компании или ССЧ). С учетом праздников, на их подготовку остается совсем мало времени. Это особенно актуально для тех, кто ведет бухгалтерию самостоятельно в онлайн-сервисах: не стоит уходить в середине января в отпуск и устраивать себе цифровой детокс.


№8

Поставить финансовые KPI на год


Продумайте, сколько вы хотите привлечь клиентов, сколько составит ожидаемая выручка и прибыль, и наметьте основные средства, за счет которых планируете достичь kpi. Мы так делаем каждый год и потом раз в месяц смотрим, какие наши гипотезы оправдываются, а какие нет. Это отличный инструмент для анализа и принятия решений. Как правило, на такой план требуется несколько дней вдумчивой работы и начало года, когда все только «очухиваются» после праздников, идеально для этого подходит.