Новости об успехах стартапов встречаются гораздо чаще, чем об их провалах, — никто не спешит делиться такой информацией, а жаль. Ведь она может оказаться не менее ценной, чем советы, как добиться успеха. Inc. нашел 4 российских стартапа, провалившихся в 2018 году, чтобы вы учились на чужих ошибках.
Wootrip
У Wootrip была абсолютно новая идея: сайт продавал туры выходного дня… в случайные города. Клиенту достаточно было выбрать дату, указать наличие шенгенской визы, и место отдыха становилось известно — сюрприз! — за день до вылета. Варианты городов были известны заранее (их количество удалось довести до 16). Стоимость была фиксированной — проект начинал с 17 тыс. руб. и закончил на 21,9 тыс. руб. на человека. В этот пакет входили авиабилеты из Москвы и обратно, отель 3 или 4 звезды и онлайн-гид с интересным маршрутом по городу. В 2018 году стартап закрылся.
Причины провала: покупатели изначально не доверяли проекту, считали, что за такую стоимость невозможно оказать качественные услуги. Стартап увеличил стоимость пакета — и тогда отвалились те, кто мог собрать тур дешевле, играя с агрегаторами. Кроме того, сервис зависел от сезонной загрузки отелей и авиарейсов. А любителей сюрпризов оказалось не так много — российский путешественник не сильно доверял выбору какого-то сайта. Многие считали города неравноценными, а исключить бесплатно можно было только один город, иначе терялась концепция проекта.
Потеряно денег: вложения в проект составили 500 тыс. руб., команда не привлекала внешние инвестиции.
«Прозапас»
В 2016 году Андрей Загоруйко, Николай Белоусов и Андрей Азаров (у каждого из них уже был свой бизнес) основали сервис по доставке товаров повседневной необходимости по оптовым ценам, вдохновившись американским Boxed. Аналогов Boxed на российском рынке не было: «Утконос» работает по модели интернет-гипермаркета, а не дискаунтера. Кроме того, эксперты предсказывали взрывной рост спроса на продукты питания в интернете. Но в 2018 году проект был заморожен.
Причины провала: копирование американской бизнес-модели без учета российских особенностей оказалось не самой удачной идеей. Менталитет россиян отличается от американского, где народ предпочитает забивать продуктами кладовку. У наших покупателей этой кладовки просто нет. Россияне в дискаунтерах приобретают 1-2 товара, но в больших количествах, а предприниматели сразу попытались собрать полноценную корзину. Проект предполагал интеграцию с системами учета партнеров-поставщиков, но оказалось, что многие ведут учет в устаревших системах, где реальное наличие товара установить сложно. В итоге компания не могла сформировать заказ для клиента. Основатели компании не были уверены в успехе затеи и побоялись рискнуть своими или чужими деньгами для масштабирования проекта. А когда он затормозился, они предпочли переключиться на основной бизнес.
Потеряно денег: на старте в проект инвестировали 10 млн. руб.
Cognitive Technologies
Компания была основана в 2015 году Петром Жуковым («Индиго ИТ»), сыном первого вице-спикера Госдумы Александра Жукова, и АО «Когнитив», работающим под брендом Cognitive Technologies. Компания анонсировала разработку собственной системы управления предприятием (ERP) и весьма амбициозно планировала к 2018 году занять 30% российского рынка ERP-систем, основными игроками на котором выступают SAP, 1С и Microsoft. Все эти компании продают ПО с закрытым исходным кодом, который принадлежит продавцу. Cognitive Technologies собиралась создать продукт с открытым исходным кодом (то есть доработать его может любой желающий разработчик. — Inc.) и участвовала в разработке законодательных преференций для такого софта.
Причины провала: законопроект о поддержке свободного ПО так и не был принят. Это стало одной из причин провала. Кроме того, требуется множество ресурсов, чтобы создать полноценную ERP-систему, — она должна быть наполнена свойствами из различных отраслей. Разработка такого продукта возможна только при наличии огромного опыта, которого у Cognitive Technologies не было. В итоге проект не заметили на рынке, и в начале мая учредители ООО «Индиго ИТ» подали в Федеральную налоговую службу заявление о ликвидации юридического лица.
Потеряно денег: компания, ее интеллектуальные права и активы были оценены в 1 млрд руб.
Carmart
Carmart, онлайн-авторынок, был запущен в Петербурге в ноябре 2016 года, а в январе 2018 года был закрыт. За это время команда проекта вывела в онлайн 9 автомобильных брендов — Hyundai, Genesis, Ford, Mitsubishi, Suzuki, Honda, Lifan, SsangYong и УАЗ — и стала развивать интернет-продажи подержанных машин. Планировалось, что уже в первый год объем продаж составит 50 новых автомобилей в месяц. Но продажи были низкими.
Причины провала: привычную модель покупки автомобиля: «пришел-увидел-потрогал-купил» сложно изменить за такой короткий срок. Большинству покупателей нужен контакт с автомобилем. Кроме того, в офлайн-сделке по покупке автомобиля сегодня множество компонентов: кредиты, страховые продукты, дополнительное оборудование, программы трейд-ин. Оказалось, перенести этот кастомный алгоритм продаж в онлайн пока невозможно.
Потеряно денег: инвестиции в проект составили около $1 млн.