Рубрики
О журнале
Соцсети
Напишите нам
Редакция: editorial@incrussia.ru
Реклама: advertising@incrussia.ru
Текст: Анастасия Козлова
Иллюстрация: Елена Орловская
Роман уже 20 лет в кофейной индустрии. Сейчас он руководит компанией по обжарке кофе, производству кофейной химии и сервисным центром по ремонту кофемашин. Команда производит продукт для B2B-сегмента, создает дрип-кофе для розничной продажи, проводит тренинги для бариста и помогает предпринимателям запускать заведения с нуля.
Роман рассказал об ошибках, которые совершал в разных компаниях на разных этапах своей предпринимательской карьеры.
Один из бизнесов Романа начинался как мечта: уютное место, где люди могли бы наслаждаться кофе, обсуждать свои приключения и просто чувствовать себя как дома. Так в Волгограде появился Surf Coffee, который предприниматель открыл в 2017 году вместе с партнерами.
Пандемия ударила по всем, но Surf Coffee в Волгограде пострадал особенно сильно. Управляющая компания не проявила гибкости и отказалась учитывать интересы руководства кофейни.
«Нас буквально поставили перед фактом: в новых реалиях мы вынуждены расстаться, — вспоминает Тютюлин. — Это был удар. Но, видимо, иначе было нельзя».
Когда эмоции поутихли, «Кофе Глобал» смог договориться с франшизой Surf Coffee о мирном расставании. Проект перебрендировался и закрылся, но сохранил дружеские отношения с франчайзи.
Пандемия COVID-19 перевернула весь мир. Историй с похожей завязкой — тысячи. Но благодаря гибкому подходу в общении с франчайзи Роману удалось сохранить свое дело, получив доступ к оптовым ценам. Тютюлин подчеркивает, что даже в самой сложной ситуации нельзя давать волю чувствам. В случае расторжения отношений на плохой ноте сохранить уже имеющиеся связи было бы практически невозможно. Опять же, работая в кризис, нужно взвешивать все риски для бизнеса.
После закрытия Surf Coffee Роман и его команда решили удвоить усилия и начали развивать бренд «Кстати, кофе». Эта сеть кофеен появилась задолго до сотрудничества с франшизой Surf и жила параллельно с ним. Со временем бизнес разросся до семи заведений, разбросанных по Волгограду.
«Мы хотели масштабироваться, — рассказывает Роман. — Казалось, что это логичный шаг: больше точек — больше прибыли. Дьявол, как обычно, крылся в деталях…»
Первое время дела шли хорошо. Новые кофейни привлекали клиентов, а команда работала на пределе своих возможностей. Однако со временем стало ясно, что управлять сетью из семи объектов — это не только про амбиции, но и про огромную ответственность.
История с «Кстати, кофе» — это классический пример того, как амбиции могут опережать возможности. Команда проекта хотела расти, но они не учли, что масштабирование требует не только финансовых вложений, но и четкой системы управления, выстраивание которой приходит только с опытом.
Интересно, что Роман не стал цепляться за проект, на который прилетало много негативных отзывов. Вместо этого он принял непростое и непопулярное в команде решение — продать сеть. Он говорит, что в теории ситуацию можно было выправить и спасти утопающую бизнес-модель, но игра не стоила свеч.
После опыта с «Кстати, кофе» и Surf Coffee Роман с партнерами пришли к мысли, что нужно кардинально менять подход. Они решили взять под свой контроль не продажу, а производство. Пришла идея создать путь «от и до» — то есть «от зерна до чашки». Начались поездки в разные страны за отбором зерна, покупка личного ростера, и одним из направлений развития стало производство чистящих средств для кофемашин или, говоря коротко, «кофейной химии».
Благодаря большому опыту работы в индустрии у Тютюлина получилось найти выход на компании всероссийского уровня. Большим достижением стал контракт с крупнейшей сетью фастфуда в стране, насчитывающей более 700 точек (по просьбе Романа редакция не указывает название компании. — Прим. «Инк.»). Это был шанс выйти на новый уровень и заявить о себе на федеральном рынке.
Через полгода сотрудничества начались проблемы. Продукция, которая успешно прошла лабораторные испытания, не выдержала длительного использования в условиях реального бизнеса. Химический состав моющего средства оказался недостаточно агрессивным и не смог отмыть тяжелые молочные отложения. Чистящее средство просто не действовало на технику.
«Мы вылетели из этой сети, как пробка из шампанского, — с иронией говорит Роман. — Это был самый дорогой и болезненный провал в нашей истории. Он ударил и по репутации, и по финансам, и по отношениям с клиентом».
История с фастфуд-гигантом — пример того, как даже самые тщательные приготовления могут не уберечь от провала. Продукция прошла тесты, были соблюдены все формальности, но реальность оказалась сложнее, чем лабораторные условия. Чтобы минимизировать потери, команда решила не отрицать ошибки. Вместо этого Роман пошел на открытый диалог с клиентом.
«Вы даже не представляете, как долго мы приносили извинения, — признается Тютюлин. — Я прекрасно понимал, что целиком и полностью несу ответственность за это. Пришлось идти на серьезные уступки. К счастью, нам удалось договориться и избежать катастрофических финансовых потерь».