Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться • 3 марта 2025

3 бизнес-ошибки основателя компании по обжарке зерен «Кофе Глобал»

Текст: Анастасия Козлова

Иллюстрация: Елена Орловская


Если бариста сварил не очень вкусный кофе, ситуацию можно легко поправить: поменять зерно, помол или дообучить специалиста. Когда ошибку совершает собственник бизнеса, работать с ней сложнее.

«Инк.» поговорил о бизнес-неудачах с Романом Тютюлиным, CEO компании «Кофе Глобал» — проекта, который начинался как волгоградский, но теперь сотрудничает с крупными федеральными компаниями: Surf Coffee, Tasty Coffee, «БлинБери» и другими.

Роман уже 20 лет в кофейной индустрии. Сейчас он руководит компанией по обжарке кофе, производству кофейной химии и сервисным центром по ремонту кофемашин. Команда производит продукт для B2B-сегмента, создает дрип-кофе для розничной продажи, проводит тренинги для бариста и помогает предпринимателям запускать заведения с нуля.

Роман рассказал об ошибках, которые совершал в разных компаниях на разных этапах своей предпринимательской карьеры.


Ошибка №1


Надежда на франчайзи в кризисный период

Один из бизнесов Романа начинался как мечта: уютное место, где люди могли бы наслаждаться кофе, обсуждать свои приключения и просто чувствовать себя как дома. Так в Волгограде появился Surf Coffee, который предприниматель открыл в 2017 году вместе с партнерами.

«Это был наш первый опыт работы с франшизой, — вспоминает Роман. — Мы вложили в проект душу, и первые три года все шло хорошо. Но потом пришел ковид…».

Пандемия ударила по всем, но Surf Coffee в Волгограде пострадал особенно сильно. Управляющая компания не проявила гибкости и отказалась учитывать интересы руководства кофейни.

«Нас буквально поставили перед фактом: в новых реалиях мы вынуждены расстаться, — вспоминает Тютюлин. — Это был удар. Но, видимо, иначе было нельзя».

Когда эмоции поутихли, «Кофе Глобал» смог договориться с франшизой Surf Coffee о мирном расставании. Проект перебрендировался и закрылся, но сохранил дружеские отношения с франчайзи.

Пандемия COVID-19 перевернула весь мир. Историй с похожей завязкой — тысячи. Но благодаря гибкому подходу в общении с франчайзи Роману удалось сохранить свое дело, получив доступ к оптовым ценам. Тютюлин подчеркивает, что даже в самой сложной ситуации нельзя давать волю чувствам. В случае расторжения отношений на плохой ноте сохранить уже имеющиеся связи было бы практически невозможно. Опять же, работая в кризис, нужно взвешивать все риски для бизнеса.

«Кризис — это не конец, а возможность пересмотреть приоритеты. Самое главное — всегда старайтесь договориться и оставаться людьми. Сжигать мосты — это последнее дело», — советует Роман.


Ошибка №2


Резкое масштабирование без соответствующего опыта

После закрытия Surf Coffee Роман и его команда решили удвоить усилия и начали развивать бренд «Кстати, кофе». Эта сеть кофеен появилась задолго до сотрудничества с франшизой Surf и жила параллельно с ним. Со временем бизнес разросся до семи заведений, разбросанных по Волгограду.

«Мы хотели масштабироваться, — рассказывает Роман. — Казалось, что это логичный шаг: больше точек — больше прибыли. Дьявол, как обычно, крылся в деталях…»

Первое время дела шли хорошо. Новые кофейни привлекали клиентов, а команда работала на пределе своих возможностей. Однако со временем стало ясно, что управлять сетью из семи объектов — это не только про амбиции, но и про огромную ответственность.

«Ресурсы компании были растянуты до предела, — вспоминает Тютюлин. — Каждая кофейня требовала внимания, а мы не могли обеспечить одинаково высокий уровень сервиса везде. Человеческий фактор в таких условиях выстреливал все чаще. Это начало сказываться на репутации, качество стало падать, а негативных отзывов становилось больше».

История с «Кстати, кофе» — это классический пример того, как амбиции могут опережать возможности. Команда проекта хотела расти, но они не учли, что масштабирование требует не только финансовых вложений, но и четкой системы управления, выстраивание которой приходит только с опытом.

Интересно, что Роман не стал цепляться за проект, на который прилетало много негативных отзывов. Вместо этого он принял непростое и непопулярное в команде решение — продать сеть. Он говорит, что в теории ситуацию можно было выправить и спасти утопающую бизнес-модель, но игра не стоила свеч.

«Мы поняли, что в текущем формате двигаться дальше бессмысленно, — рассказывает Тютюлин. — Вместе с партнером мы решили продать сеть. Это было непросто в моменте, но сейчас я понимаю, что это был правильный шаг. Масштаб — это не всегда про успех. Иногда пусть будет меньше, но лучше. А если все начинает идти не так, то не лучше ли остановиться и пересмотреть свои приоритеты?»


Ошибка №3


Недостаточная проверка продукта для крупной федеральной сети

После опыта с «Кстати, кофе» и Surf Coffee Роман с партнерами пришли к мысли, что нужно кардинально менять подход. Они решили взять под свой контроль не продажу, а производство. Пришла идея создать путь «от и до» — то есть «от зерна до чашки». Начались поездки в разные страны за отбором зерна, покупка личного ростера, и одним из направлений развития стало производство чистящих средств для кофемашин или, говоря коротко, «кофейной химии».

Благодаря большому опыту работы в индустрии у Тютюлина получилось найти выход на компании всероссийского уровня. Большим достижением стал контракт с крупнейшей сетью фастфуда в стране, насчитывающей более 700 точек (по просьбе Романа редакция не указывает название компании. — Прим. «Инк.»). Это был шанс выйти на новый уровень и заявить о себе на федеральном рынке.

«Мы думали, что это наш звездный час, — вспоминает Роман. — Отправили им нашу продукцию, которая прошла все необходимые тесты. Но, как оказалось, протестировать и предусмотреть все невозможно».

Через полгода сотрудничества начались проблемы. Продукция, которая успешно прошла лабораторные испытания, не выдержала длительного использования в условиях реального бизнеса. Химический состав моющего средства оказался недостаточно агрессивным и не смог отмыть тяжелые молочные отложения. Чистящее средство просто не действовало на технику.

«Мы вылетели из этой сети, как пробка из шампанского, — с иронией говорит Роман. — Это был самый дорогой и болезненный провал в нашей истории. Он ударил и по репутации, и по финансам, и по отношениям с клиентом».

История с фастфуд-гигантом — пример того, как даже самые тщательные приготовления могут не уберечь от провала. Продукция прошла тесты, были соблюдены все формальности, но реальность оказалась сложнее, чем лабораторные условия. Чтобы минимизировать потери, команда решила не отрицать ошибки. Вместо этого Роман пошел на открытый диалог с клиентом.

«Вы даже не представляете, как долго мы приносили извинения, — признается Тютюлин. — Я прекрасно понимал, что целиком и полностью несу ответственность за это. Пришлось идти на серьезные уступки. К счастью, нам удалось договориться и избежать катастрофических финансовых потерь».

Тютюлин признается, что репутация, которая строится годами, может быть разрушена в одно мгновение. Но провал — это не конец света, а возможность понять, где ты ошибся, и сделать все, чтобы это не повторилось.