Фабрики стали похожи на больницы: как коронавирус повлиял на бизнес российских предпринимателей в Китае

Фабрики стали похожи на больницы: как коронавирус повлиял на бизнес российских предпринимателей в Китае

Текст

Мария Салтыкова

Эпидемия коронавируса уже сказалась на бизнесе крупных международных компаний: в январе Facebook ограничил поездки всех своих сотрудников в Китай, H& M закрыл 13 магазинов в стране, а поставки Apple оказались под угрозой. Российские стартапы, уже работающие на китайском рынке или предполагавшие выйти на него в 2020 году, сейчас также подсчитывают убытки и меняют стратегию. Основатели шести компаний в разных городах рассказали Inc., как коронавирус повлиял на их бизнес и что они планируют делать в ближайшие месяцы.


Шанхай: маски, градусники и холодный коворкинг

«Последние несколько дней здесь никакой паники, жизнь восстанавливается», — голос предпринимателя Артема Жданова по телефону звучит бодро. В Шанхае пятница, два часа дня: в центре города пробки, люди спешат по своим делам. 24-миллионный культурный и финансовый центр понемногу оживает. Офисные здания здесь начали открываться с 10 февраля, а к 17-му числу заработали практически все. По словам Жданова, пешеходов наполовину меньше, чем обычно, но все рестораны, торговые центры и магазины работают.

На входе в каждое заведение у людей проверяют температуру: выйдя из дома, можно измерить ее десятки раз. Кроме этого, посетителя могут попросить подтвердить, что он прибыл не из охваченного эпидемией региона. Сделать это можно двумя способами: отсканировать QR-код с помощью приложения WeChat, ввести номер телефона и проверочный код, или отправить SMS c кодом на определенный номер, в зависимости от мобильного оператора. После этого пользователь получает сообщение на экране WeChat или SMS с историей своих перемещений за последние 14 дней. Если результаты проверяющим не понравятся, они могут сообщить в полицию, чтобы его отправили на двухнедельный домашний карантин.


Что мы знаем о коронавирусе

Эпидемия коронавируса началась в 11-миллионном китайском городе Ухань в конце 2019 года. 31 декабря власти Китая сообщили о вспышке неизвестной пневмонии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В начале января ВОЗ признала факт эпидемии. Ухань был закрыт на карантин с 22 января, через два дня выезд был ограничен еще из 13 городов.

По данным Национальной комиссии здравоохранения КНР на 2 марта, количество выявленных случаев заражения коронавирусом на территории материкового Китая достигло 80 026 человек. За сутки китайские власти выявили 202 новых случая заболевания. Число тех, кого вылечили и выписали из больниц, увеличилось до 44 462 человек (из них 2837 — за последние сутки). Под медицинским наблюдением остаются более 46 тыс.человек, контактировавших с больными.

За пределами Китая вирус, по данным ВОЗ, распространился в 62 странах. Правительство России закрыло участки границы с КНР на Дальнем Востоке, ограничило пересечение границы с Монголией и отменило рабочие визы для китайских граждан. Авиаперелеты в Китай приостановили, кроме рейсов «Аэрофлота» в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Гонконг. С 3 февраля РЖД прекратили и железнодорожное сообщение с КНР.

Большинство жителей носят медицинские маски. Жданов тоже ходит по улице в маске и не пренебрегает другими мерами безопасности. «Приходишь домой — моешь руки, протираешь телефон [для дезинфекции], и т. д.», — говорит он.

Офис WeWork, где работает бизнесмен, открылся 11 февраля. Арендаторы сидят в 18-этажном здании в центре города. В помещениях прохладно (в день интервью, 28 февраля, в Шанхае было около 7°C. — Inc.), но кондиционеры на обогрев не включают — из опасения, что у вируса будет больше возможностей распространяться в теплом воздухе. Из общественных пространств в коворкинге также убрали кружки и кофе.

Бизнес Жданова тем временем терпит убытки. Созданный русским блогером бренд LaowaiMe (от «лаовай», «иностранец» по-китайски) — по продаже сувениров для иностранцев, еще несколько лет назад стал популярным в Китае, чат бренда на TaoBao (крупнейшей китайской площадке по продаже товаров) был завален заказами. Но сейчас основные клиенты — иностранцы, постарались уехать; а для самих китайцев футболки и прочая сувенирка — не предмет первой необходимости. Покупатели из-за границы также начали возвращать уже купленные товары: заявление ВОЗ о том, что получать посылки из Китая — вполне безопасно, убедило немногих. Продажи LaoWaiMe в феврале упали на 80%.


Геннадий Нетяга

Основатель компании Expopromo Group

С 2015 года мы занимались дистрибуцией билетов на 1986 мероприятиях или выставках. В 2019 году у нас было в среднем 70 выставок в месяц в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Шеньчжэне и других городах. На 2020 год были подписаны контракты более чем с 800 выставками. Первые сообщения [о коронавирусе] не повлияли на спрос аудитории по выставкам. Но затем, по решению правительства Китая, в стране были отменены все массовые мероприятия, включая выставки.

Две наши компании в Китае (сервисы для организаторов бизнес-мероприятий Ticketforevent.com и Expopromoter.com) находятся в Шанхае и Санье, в них работает 17 сотрудников. Так как распространение вируса и принимаемые правительством меры совпали с китайскими новогодними праздниками, почти все они разъехались к своим родителям (это обязательная китайская традиция) и до сих пор находятся дома. Два сотрудника компании из заблокированной провинции. В отличие от многих других компаний, мы не увольняли своих сотрудников и стараемся максимально их поддерживать. Из офисов в других странах мы отправляем им средства защиты, медикаменты и т. п.

Сейчас все административные здания, в том числе в Шанхае, заблокированы, и вся наша команда работает дистанционно из дома. Российских сотрудников в китайском офисе было только двое. На Новый год они уехали из Китая на праздники в Россию и пока что не вернулись, ожидая развития событий.

По нашим подсчетам, мы недополучим доход от выставок весеннего сезона на сумму более $2 млн (выставочный сезон в Китае длится с февраля по июнь, выставки отменены до мая). Но я уверен, что мы наверстаем упущенное с лихвой — после вынужденной паузы бизнес сделает рывок, уже начиная с июня.

Пока наши команды занялись изучением и пресейлз (предварительными продажами) на рынках Казахстана, Белоруссии и прибалтийских стран: в ближайшее время мы откроем там офисы. Мы также подписали контракты с несколькими новыми клиентами — выставками из Таиланда.


Шэньчжэнь: срыв поставок и поиски альтернатив

Шэньчжэнь — это финансовый и промышленный центр на юге Китая. По оценке Академии общественных наук Китая, в 2019 году он занимал второе место (после Гуанчжоу) в десятке лучших китайских городов для ведения бизнеса. Здесь находится производство крупнейших международных компаний, в том числе фабрика Foxconn — крупнейшего сборщика iPhone. После китайского Нового года, как и все предприятия страны, он вынужден был закрыться и вновь начал работу только 10 февраля: по данным китайских СМИ, на заводе при этом осталось 20—30 тыс. человек из 450 тыс. Новым работникам 26 февраля пообещали выдать по $1 тыс., чтобы быстрее возобновить производство.

«Провинция Гуандун, где находится Шэньчжэнь, была на втором месте после провинции Хубэй (где расположен Ухань) по количеству случаев заражения. Здесь изначально была более тяжелая ситуация: фабрики начали работать буквально несколько дней назад», — говорит Жданов.

Офис второго, основного, бизнеса предпринимателя — консалтинговой компании UCHINA, где он является совладельцем и директором по маркетингу, находится в Шэньчжэне. UCHINA помогает российским предприятиям находить поставщиков и заводы, где можно организовать производство. В офисе компании работает всего четыре человека. Чтобы открыться, основателям пришлось купить термометр-пистолет, запас медицинских масок (по 10 штук на человека) и подписать несколько разных бумаг для проверяющих органов — о том, что никто из сотрудников не болел и не вернулся из зараженных регионов. Мейкер-спэйс, где находится офис, загружен на 30%.

Многие предприятия, по словам Жданова, не могут запуститься из-за нехватки медицинских масок и дезинфицирующих средств. «У нас даже поставщики часто спрашивали, не можем ли мы им прислать маски из России», — отмечает он. Тем, кто выполнил требования, по его словам, приходится ждать очереди, чтобы получить разрешение. Есть фабрики как Foxconn, которые открылись, но потеряли две трети сотрудников. Большинство китайских рабочих — это мигранты из внутренних провинций, которые уехали домой на новогодние праздники и теперь сидят там под карантином или просто боятся выезжать.

Ситуация с UCHINA беспокоит Жданова больше, чем LaowaiMe. «Правительство уже предложило компаниям налоговые вычеты, плюс у нас есть накопления, но если все это будет продолжаться хотя бы до мая, нам придется задуматься о кредите», — констатирует Жданов.


Михаил Буховцев

Основатель «Мультикубика»

Коронавирус вызвал сдвиг поставок у всех в индустрии. Нас это тоже затронуло: все перенеслось на полтора месяца. Но думаю, это нормально, проблема быстро решилась. Конечно, это нанесло нам финансовый ущерб, но это был управляемый риск: мы просто уведомили всех крупных партнеров о задержке платежей в связи с форс-мажором. Партнеры отнеслись с пониманием. Самим китайцам тоже непросто, ожидается много банкротств фабрик.

По совместному предприятию с китайскими партнерами (о планах создать такое предприятие «Мультикубик» объявлял в августе 2019 года. — Inc.) пока далеко не ушли, у нас в приоритете другие рынки.

Что сейчас происходит на нашей фабрике в Шэньчжэне, сказать не могу. Я там не был, деталей не знаю. Туда опасно ездить — потом в карантине в Томске сидеть 2 недели. И в Штаты не пустят с китайским штампом.



Андрей Тесленко

основатель Mishka AI

У нас 4 завода в Шэньчжэне, на каждом из них делаются разные операции. Итоговая сборка происходит на одном заводе. После выхода из праздников производство приостановилось примерно на 10 дней. Но сейчас все уже работают; готовую партию новых «медведей», которую мы не успели отправить до китайского Нового года, передали логистической компании.

На постоянной основе в Китае у нас работает один сотрудник, он остался там, так что мы получаем новости из Шэньчжэня в ежедневном режиме. Логистические терминалы были перестроены, время отправки грузов увеличено на 2 дня — для проверки и сортировки. В нашем случае, например, продуктовые грузы не должны смешиваться с электроникой и плюшем для «Мишки».

На предприятиях также были введены серьезные меры безопасности. Врачи и полиция сейчас следят за сотрудниками на фабриках: при любых подозрениях — даже не на коронавирус, а на ОРВИ, — человека задерживают и доставляют в госпиталь. Сама фабрика стала похожа на медицинское учреждение: везде стоят дезинфекторы, сотрудников обязали работать в масках, перчатках, халатах и шапочках.

Конечно, это все создает напряженную атмосферу. Буквально несколько дней назад районы, где располагались наши фабрики, закрыли. Движение транспорта в эти районы было перекрыто, полиция всех останавливала. Пока каждую фабрику и каждый квартал не проверили и не продезинфицировали, было ничего не понятно. Это заставляло людей нервничать: в Китае, в отличие от России, если они не работают, они не получают зарплату [за простой].

В середине февраля наша инженерная команда должна была в очередной раз приехать в Шэньчжэнь на 1—3 месяца — для разработки новых компонентов «Мишки», — но пока мы эти поездки прекратили. Финансовый ущерб это пока не наносит, но мы рассматриваем варианты параллельного производства за пределами Китая (например в Индонезии). У нас большие планы на этот год не только в России, но и в Штатах, так что это необходимо. Но это запасной вариант, вряд ли он будет быстро реализован.


Ханчжоу: продажи уходят в онлайн

Родина Джека Ма — столица провинции Чжэцзян — расположена на юго-западе Китая. Ханчжоу называют китайской «Кремниевой долиной»: здесь находятся офисы Alibaba, разработчика платежной системы WePay, Ant Financial и других крупных технологических компаний. В мае 2019 года российская «Додо Пицца» открыла здесь «пиццерию будущего»: с оплатой через WeChat, которая позволяла обходиться без касс и оплачивать заказ через мессенджер.

В конце января основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников сообщил в своем фейсбуке, что пиццерия пока остановит работу, а ее команда вернется домой — чтобы не подхватить вирус, носителей которого нельзя быстро узнать по симптомам. «Через неделю с новогодних каникул в Ханчжоу должно вернуться не менее 1 млн человек. Сейчас в городе затишье, на улицах никого нет», — писал предприниматель.

Пиццерия снова открылась 23 февраля. По словам Овчинникова, команде пришлось делать это дистанционно: «Часть ребят находятся в России, часть — в Китае в других городах, куда уехали на новогодние праздники». В Ханчжоу у «Додо Пиццы» осталось всего два российских сотрудника. На отсутствие спроса предприниматель, впрочем, не жаловался: по его словам, многие продукты закончились в течение первого дня.

Некоторые продукты произвести на месте сложнее, чем пиццу. У крупнейшего российского производителя зубной пасты SPLAT, которая открыла офис в Ханчжоу в 2015 году, производство находится в России. По словам директора по развитию SPLAT Виталия Баскина, основная проблема компании — это доставка. «Железнодорожное сообщение с Китаем закрыто, стоимость авиаперевозок выросла из-за сокращения количества рейсов, а морская доставка занимает много времени», — говорит он.

Многие оффлайн-магазины при этом еще закрыты, так что SPLAT пришлось сфокусироваться на онлайн-каналах продаж. Сотрудники торгового представительства компании в Ханчжоу начали работу с 17 февраля в удаленном режиме. Чтобы возобновить работу в офисе, компании надо подать заявку в контролирующие органы. По словам Баскина, SPLAT собирается сделать это в ближайшее время.


Гонконг: город замер, вирус — хуже протестов

Пермская IT-компания «Промобот» зарегистрировала свой первый зарубежный офис в Гонконге в ноябре 2019 года. Несмотря на охватившие город протесты, руководству компании это тогда казалось удачной идеей. Созданная Promobot HK Limited стала резидентом HKSTP — крупнейшего технопарка Гонконга. Предполагалось, что компания будет взаимодействовать с китайскими университетами для создания лингвистической базы роботов на китайском языке. До конца 2019 года Promobot HK Limited должна была представить свой продукт китайским отелям, аэропортам и медицинским клиникам, а затем — девелоперам и банкам Китая.

«Full time у нас там работал один человек: он проводил презентации», — рассказал основатель «Промобота» Олег Кивокурцев. Власти Гонконга ввели чрезвычайное положение из-за коронавируса 25 января: сейчас все жители должны находиться дома, выходить в магазин можно раз в 3 дня. Технопарк здесь также закрыли, в нем остались только охранники.

Сотруднику «Промобота» пришлось срочно уехать из Гонконга, презентации — отложить. «Общая паника затрагивает бизнес: в городе все замерло. Из бывшего туристического центра Азии он превратился в пустыню. Пока были протесты, люди хотя бы на работу приходили. Можно было с кем-то договориться о встрече, показать робота и т. д. Но коронавирус все парализовал», — говорит Кивокурцев.

Вирус косвенно затронул и производство «Промбота». Робота делают в Перми, но на 20% он состоит из китайских комплектующих: это аккумуляторы, процессоры, материнские платы и другая электроника. Их делают в Шанхае и в некоторых других городах, поставки задерживаются на 2—3 недели. Спасают только сортировочные центры в Пекине: «У них есть запас [комплектующих для отправки], так что нам повезло», — пояснил предприниматель.

Привезенный создателями робот остался в Гонконге. По словам Кивокурцева, разработчики сделали для него специальную программу — тест для определения симптомов коронавируса (по данным Министерства здравоохранения Китая, это головокружение, высокая температура, тошнота и обморок). Правда, отвечать на вопросы машины в пустом технопарке пока некому.

«Промобот» тем временем решил направить силы на США. «Азиатскую историю мы пока заморозили», — говорит Кивокурцев.

Фото: Ivan Abreu/SOPA Images/LightRocket via Getty Image, Paul Yeung/Bloomberg via Getty Images