Российские креативные индустрии и миллиард долларов

Российские креативные индустрии и миллиард долларов
Фото: Artur Debat / GettyImages

Тема инвестиций была одной из основных на прошедшем Петербургском международном экономическом форуме. О системных проблемах российской инвестиционной сферы и решениях, а также о том, на какие технологии в креативных индустриях стоит обратить особое внимание, рассказал генеральный директор Sk Сapital Владимир Сакович.

Роль масштаба инвестиций и амбиций. Почему это важно

Что такое качественные амбиции для инвесторов в России и во всем мире? Это миллиард долларов, хотя можно считать в любых удобных валютах от рублей до юаней. Именно такой масштаб актуален для нас и наших партнеров. Куда можно миллиард вложить или где можно миллиард заработать, а лучше и вложить, и заработать?

Специфика текущей ситуации в России в том, что проблем с количеством денег нет, в стране много денег. В течение прошедшего ПМЭФ об этом говорили многие: от корпораций, частных предпринимателей и до президента страны. Основной источник — частный бизнес. Если раньше компании выводили ликвидность за рубеж, в том числе инвестировали в креативные международные индустрии, то теперь она накапливается в России.

Второй источник — поддержка государства. Сейчас власти прикладывают много сил для улучшения монетарной и фискальной политики, направляя капиталы на инвестиции внутри страны, в российские компании. В рамках пленарной сессии ПМЭФ президент Российской Федерации объявил о запуске льготного переходного режима налогообложения для МСП, чтобы стимулировать рост бизнеса и сделать его более бесшовным. Среди целей — поддержка и малого бизнеса, в том числе и микрокомпаний, для которых должна сократиться административная нагрузка. К такому типу компаний я отношу акторов из креативных индустрий.

Итак, хорошая новость: денег много. Плохая новость: российские компании в сегменте креативных индустрий пока выглядят не очень привлекательно, чтобы в них вкладывать тот самый миллиард.

Почему российская индустрия не готова и что делать

Первая причина: отсутствие инвестиционной культуры в креативе. В России есть очень много небольших идей, мелких брендов, малых организаций, которые что-то креативят, но никто из них не способен качественно принять миллиард. Захотеть миллиард способны почти все, качественно принять миллиард — объяснить, как именно он будет использован и почему вернется с доходностью, — почти никто не готов. Остаются высокие риски зависимости бизнеса от конкретной идеи или одного имени, что в длинной перспективе повышает риски.

Вторая причина: небольшой объем локального рынка. Поэтому инвестиции в многие рискованные бренды, рассчитанные только на локальный рынок, не всегда окупаются: не хватает выручки. Таким образом, для того чтобы повысить привлекательность проектов на ранней стадии, они должны ориентироваться стратегически на глобальный рынок. В конце концов, вспомните Достоевского, в каком-то смысле это российский бренд, ставший глобальным.

Поясню на примере: возьмем холдинг LVMH, который сейчас стоит более €400 млрд на бирже. Его акционер — один из самых богатых людей в мире. Почему холдинг успешен? Потому что он построил диверсифицированный портфель брендов с огромной инфраструктурой глобального экспорта, сочетающий материальный продукт и потребительские ценности. Если в один год не очень хорошо продается Louis Vuitton, например, потому что дизайнеры придумали неидеальную коллекцию, структуру «вытягивает» Hennessy. Это наглядная иллюстрация, как диверсификация позволяет инвесторам и брендам не погибнуть в те годы, когда конкретный человек или отдел сработал не так эффективно.

Именно по этой причине в России из больших креативных инвестиционных идей и трендов, где есть миллиард, это, конечно, консолидация в холдинговые структуры с диверсифицированными портфелями брендов: от кино и картин до музыки и одежды. Хорошая новость здесь в том, что глобальные модели понятны, что делать — тоже, и у владельцев капитала есть запрос на участие в них.

Куда вложить, чтобы заработать

Теперь давайте поразмыслим над тем, в какие именно сферы креативных индустрий в России можно вложить миллиард долларов и в последующем его заработать. В первую очередь, это технологии для креативных индустрий. Этому тренду уже как минимум пять лет.

Что можно отнести к самым многообещающим технологиям в этой сфере? Я бы поставил на цифровые права на блокчейне, класс технологий, который позволяет принципиально по-другому владеть продуктами креативных индустрий, продуктами искусства. И, может быть, последние несколько кварталов NFT, как один из видов фиксации цифровых прав, находится на спаде, но это, скорее, такой спад, который предшествует новому буму в новом качестве. Россия исторически сильна в IT-технологиях, включая то, что касается децентрализованных реестров. Мы уже убедились, что наши «айтишники» ценятся на мировом рынке, а теперь наша задача — научиться работать на мировом уровне в сфере IT-продуктов для креативных индустрий.

Второй кластер самых привлекательных технологий — это AI. Искусственный интеллект (ИИ/AI) меняет креативную индустрию прямо сейчас. Нейросети уже учатся писать сценарии, картины, создавать музыку. Их успех привел к тому, что в мире сейчас появляется все больше алармистов. Например, в Голливуде большое количество людей, которые хотят остановить распространение AI. На днях Американская Гильдия Режиссеров (DGA) объявила об историческом соглашении, которого она достигла с Альянсом продюсеров кино и телевидения о том, что продюсеры будут осмотрительно использовать ИИ в своем бизнесе и оставят место людям. Ограничение использования ИИ в процессе создания контента содержалось и в требованиях Гильдии сценаристов Америки к Альянсу продюсеров кино и телевидения. Это соглашение займет свое «историческое» место рядом с похожими решениями сто лет назад по запрету автомобилей из-за безработицы кучеров. В сфере ИИ я снова вижу сильные позиции России. Потому что большие данные и математические алгоритмы — понятная для нас сфера работы.

Подводя итог, хочу отметить, что нам сейчас крайне важна коллаборация креативных индустрий, инженерных и IT-индустрий, чтобы мы научились именно на базе технологий создавать мировые продукты. Это то, где мы можем как раз голливудским профсоюзам показать, как выглядит будущее. Пока они пытаются законсервировать развитие, мы идем вперед.

Если же говорить про большие идеи, которые хотелось бы доносить до творческих индустрий, от создания литературы до создания картин или музыки, большие идеи — это, конечно, консолидация разных брендов и проектов в крупные диверсифицированные агломерации, в холдинги. Повторюсь, в России не хватает не денег, а структур, потенциально способных аллокировать у себя миллиард долларов и приумножить его.