Доигрались: есть ли будущее у российского киберспорта после 24 февраля?

Доигрались: есть ли будущее у российского киберспорта после 24 февраля?
Фото: Cavan Images / Getty Images

После 24 февраля пострадали практически все сферы отечественного бизнеса. Киберспорт, как и традиционный спорт, не стал исключением. О том, с какими трудностями столкнулись российские киберспортивные организации, рассказывает Inc. коммерческий директор Gambit Esports Давид Даштоян.

С чего все началось

В первые же дни после начала «спецоперации» на Украине сразу несколько организаторов турниров объявили об ограничениях на выступления российских киберспортсменов на международных соревнованиях.

Так, 1 марта украинский турнирный оператор WePlay объявил о том, что не допустит российскую команду Virtus.pro к участию в турнире по Dota 2, который проходил в это время в Дубае. В тот же день компания BLAST, организовывающая соревнования по игре CS: GO, анонсировала запрет на участие российских коллективов в своих турнирах в «обозримом будущем».

Об аналогичных мерах заявил издатель EA, запретив российским киберспортсменам участвовать в турнирах по Apex Legends, несмотря на высокие позиции россиян в рейтингах (на момент запрета состав Gambit Esports по Apex Legends занимал вторую строчку в рейтинге европейских команд).

В некоторых случаях игроков российских организаций разрешили допускать на соревнования только в статусе независимых спортсменов — под нейтральным названием и не в форме своего клуба. К примеру, игроки состава Virtus.pro по CS: GO отправились на турнир ESL Pro League в Дюссельдорфе под тэгом «Outsiders» — «Изгои». На время проведения турнира им запрещено как-либо ассоциироваться со своим клубом, а также продвигать партнеров и спонсоров организации.

Бизнес страдает в первую очередь

Ограничения на участие в соревнованиях закономерным образом привели к тому, что от работы с российскими киберспортивными организациями стали отказываться часть спонсоров. Как минимум несколько партнеров отечественных киберспортивных клубов приняли решение о приостановке или разрыве спонсорских контрактов.

Некоторые компании приняли это решение из-за невозможности более продвигать свой бренд на форме поддерживаемых ими клубов. В других случаях такие решения были приняты в знак солидарности против «спецоперации» на территории Украины.

Некоторые зарубежные компании перестали работать с российскими киберспортивными организациями из-за фактической неспособности продавать свою продукцию российской аудитории. К примеру, поставщики digital-услуг — подписочные сервисы, NFT и крипто-проекты — более не могут принимать оплату от российских пользователей из-за ограничений на работу платежных операторов Visa и Mastercard в России.

Даже российские рекламодатели в ряде случаев заморозили продвижение на время обострения геополитической обстановки — киберспорт не стал исключением.

Для тех же брендов, которые решили продолжить работу с отечественными клубами, ценность спонсорских интеграций теперь находится под вопросом — по крайней мере на неопределенный срок. Российские команды либо не допускаются до турниров, либо участвуют под нейтральным статусом и не в форме клуба — соответственно, бренды не получают охваты от попадания их логотипов на трансляции соревнований.

Зеркальным отражением проблемы стало то, что от работы с российскими брендами стали отказываться зарубежные киберспортивные компании. Так, украинская студия WePlay объявила о разрыве контрактов с российскими партнерами. Об аналогичном решении объявил украинский киберспортивный клуб Natus Vincere, разорвав соглашение с Тинькофф Банком.

Ситуация на Украине также привела к тому, что из некоторых российских организаций стали уходить игроки. К примеру, украинский киберспортсмен Андрей Ghostik Кадык принял решение покинуть пост тренера российской организации Team Empire.

Что ждет российский киберспорт дальше

В настоящий момент многие игроки на киберспортивном рынке заняли выжидательную позицию, однако несколько возможных сценариев развития событий уже вырисовываются.

Сценарий 1 организация замкнутой киберспортивной экосистемы внутри страны.

Некоторые клубы и турнирные операторы предпринимают попытки организовать локальные киберспортивные лиги с участием клубов из СНГ. В большинстве случаев подобные проекты спонсируются российскими букмекерскими компаниями, которые также пострадали от ограничений на участие россиян в международных соревнованиях.

В этом сценарии есть несколько неизвестных. Во-первых, непонятно, получится ли укомплектовать лигу достаточным количеством коллективов исключительно из России, ведь киберспорт в нашем регионе всегда включал в себя все страны СНГ. Если российская лига будет проходить одновременно с крупными международными соревнованиями (скорее всего, с гораздо бОльшим призовым фондом), то на участие клубов из Казахстана, Беларуси или других стран СНГ рассчитывать будет трудно.

Во-вторых, этот сценарий может быть нарушен издателями игр, которые способны ограничить проведение региональных лиг. Этого, скорее всего, не произойдет с популярными в России играми Dota 2 и CS: GO, однако может произойти с дисциплинами League of Legends или VALORANT, издатель которых — компания Riot Games — запрещает проведение неаккредитованных ими соревнований.

Тем не менее, при всех своих нюансах, этот сценарий может позволить российским киберспортсменам сохранить соревновательную форму хотя бы в ближайшей перспективе, а фанатам отечественных организаций позволит продолжить болеть за любимые клубы.

Сценарий 2 — прекращение деятельности российских клубов.

«Спецоперация» на Украине может привести к тому, что часть российских киберспортивных организаций прекратит свою деятельность, лишившись спонсорских доходов, которые составляют основную часть их бюджетов, — это особенно актуально для менее крупных организаций.

Другим следствием дестабилизации на рынке киберспорта может стать релокация части клубов за рубеж. Однако не до конца понятно, станет ли выход из российской юрисдикции достаточным основанием для организаторов турниров, чтобы вновь разрешить россиянам выступать на соревнованиях. Но, так или иначе, релокация всех игроков и менеджмента организации за рубеж вряд ли станет доступной опцией для всех — позволить себе такое смогут только самые крупные бренды.

Сценарий 3 нормализация ситуации и возврат к «тому, как было».

На данный момент тяжело судить о вероятности такого сценария за отсутствием каких-либо предпосылок.

С точностью можно утверждать лишь то, что в текущих реалиях российским клубам будет очень тяжело продолжать свою деятельность. И выход из ситуации необходимо найти в самое ближайшее время — в противном случае мы рискуем потерять «российское киберспортивное чудо», когда наши команды побеждают на крупнейших международных турнирах и уверенно занимают лидирующие строчки мировых рейтингов.