Разобраться • 2 сентября 2021

«Темная» сторона общепита: как изменился рынок доставки еды за полтора года пандемии

«Темная» сторона общепита: как изменился рынок доставки еды за полтора года пандемии

Текст: Никита Щуренков

Фото: Александр Черепанов


Одна из dark kitchen проекта «Много лосося» (входит в X5 Group) разместилась между небольшой прачечной и ветклиникой в корпусе бывшего фармацевтического завода имени Н. А. Семашко, в 200 метрах от метро «Таганская». За последние полтора года там организовался целый «темный» кластер, рассказывает сооснователь проекта Александр Мутовин: сейчас на территории фармзавода работает дарк-стор «Яндекс.Лавки», а еще кухни проектов «Пироги №1» и «Варламов есть».

Напротив входа в здание — небольшая лавочка, где курят четверо работников фабрики-кухни, чуть правее — подсобка при автомойке, откуда раздается заливистый хохот молодых мужчин. На улицу то и дело выходят курьеры в цветах своих агрегаторов — зеленые от Delivery Club, желтые — «Яндекс Go», оранжевые — собственная доставка «Много лосося». Поставив сумку-рюкзак на офисный стул справа от двери, один из курьеров спешно переодевает футболку на более свежую, чтобы запрыгнуть на велосипед и отправиться на заказ. Большинство из них, впрочем, используют личный электротранспорт, и только единицы — популярные еще пару лет назад среди курьеров байки городского проката.

Дарк китчен располагается на втором этаже, на площади 170 кв. м, по дороге в «чистую» зону в воздухе витает запах свежего белья из прачечной. Это один из больших объектов проекта, здесь же обучают и готовят поваров на другие точки. Производство включает цех для приготовления теста, отдельное помещение для заготовки, две камеры хранения и состоящую из пяти станций кухню. На каждой из них повара отдельно готовят суши, роллы, сашими, поке или пиццу. «Время готовки одного блюда — до десяти минут, объясняет шеф-повар объекта Павел Котков. — За каждой из станций закреплен планшет, который автоматически распределяет заказы между сотрудниками».

Днем в смене находится 15 поваров, два сборщика заказов, шеф-повар и су-шеф, ночью — шесть поваров, сборщик и старший смены. В праздничные дни на линию обычно выводят большее количество сотрудников, чтобы обслуживать возрастающий спрос. Инвестиции в открытие подобной точки Мутовин не раскрывает, по оценке исполнительного директора Restcon Андрея Петракова, стоимость нового оборудования для такого объекта может составить 5–6 млн руб.

Пандемия и последовавшие за ней ограничения на работу кафе и ресторанов вместе со взрывным ростом спроса на доставку изменили правила игры на рынке общественного питания. На текущий момент около четверти всех подключенных к «Яндекс.Еде» заведений — «темные» кухни, рассказывает представитель агрегатора. В 2019 году только 7% операторов на рынке общепита развивали это направление, приводили данные в Data Insight.

Раньше всех, ну почти

Одним из первых крупных игроков, заинтересовавшихся сегментом dark kitchen еще несколько лет назад, стала ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» («IL Патио», «Шикари», «Планета суши» и др.). В 2019 году, писали «Ведомости», они планировали открыть в Москве две такие кухни, за 10 млн руб. В 2020 году на фоне пандемии выручка холдинга снизилась до 3,92 млрд руб., следует из результатов операционной и финансовой деятельности, что на 49% ниже показателя 2019 года. В отчетности также указано, что группа делает акцент на развитии доставки. Представитель «Росинтера» отказался от комментариев Inc.

Запустил доставку еще до начала кризиса и другой крупный игрок в сегменте — McDonald’s. По словам представителя McDonald’s, в 2020 году канал доставки у них вырос втрое по сравнению с тем же периодом в прошлом. У них по-прежнему работают одна полноценная точка dark kitchen и еще 12 — ориентированные на доставку рестораны, которые обслуживают и посетителей в обеденной зоне или отдельном окне. «Мы открываем все новые предприятия с учетом возросшего спроса на доставку, а также подключаем новых партнеров, например „Около“ от X5 Group», — комментируют там.

В конце прошлого года после опроса посетителей своих ресторанов по всему миру американская сеть существенно изменила рецептуру, в том числе и в России. Например, у них поменялся рецепт булочек, котлеты для бургеров теперь жарят небольшими партиями на гриле, а лук добавляют сразу на этапе обжарки. Журналист «Дождя» и автор Telegram-канала «Хэппи мил» Алина Дидковская предполагала, что изменение рецептуры связано именно с ростом спроса на доставку: это позволило сохранить вкус блюд на более длительный промежуток времени. Смена фокуса на новый канал продаж позволила McDonald’s в России нарастить прибыль по итогам пандемийного года на 23%, до 9,4 млрд руб., падение выручки при этом составило 2,8%, до 100,3 млрд руб. к 2019 году, следует из данных компании по РСБУ.

Речь идет про менее маржинальный, нежели рестораны с залом для гостей, формат, объясняет Александр Мутовин, не называя точных цифр. Однако этот бизнес масштабируется на порядок быстрее, добавляет он. Источник Inc. из числа операторов дарк-китчен сообщает, что прибыль у таких проектов обычно составляет около 20%. Для сравнения, этот же показатель у среднего ресторана не превышает 30%, комментирует Петраков. Самый распространенный вариант развития «темных» кухонь у популярных брендов — спальные районы, сообщают в «Яндекс Go». Такие локальные площадки снимают нагрузку на основное заведение, кроме того, повышают скорость доставки — решающего для пользователя фактора, продолжают там.


Выручка игроков рынка в 2020 году

McDonald’s — 100,3 млрд руб.

«Росинтер ресторантс холдинг» — 3,2 млрд руб.

«Кухня на районе» — 2,4 млрд руб.

«Много лосося» — 176,8 млн руб.

Food Rec. — 6,2 млн руб.

ГК «Шоколадница» — 18 млрд руб. в 2019 году, данные Infoline


Выручка игроков рынка в 2020 году


100 млрд руб.

McDonald’s


18 млрд руб.

ГК «Шоколадница» в 2019 году


3,2 млрд руб.

«Росинтер ресторантс холдинг»


2,4 млрд руб.

«Кухня на районе»


176,8 млн руб.

«Много лосося»


6,2 млн руб.

Food Rec.

Картофельное пюре с молочной сосиской

На фоне кризиса «темными» кухнями решили заняться и в ГК «Шоколадница» (одноименные кофейни, а также сети «Кофе хауз» и «Ваби саби»): летом компания запустила проект «Пока горячее», рассчитанный исключительно на доставку, об этом Inc. рассказали в пресс-службе группы. Проект работает пока исключительно с «Яндекс.Едой», сейчас насчитывает до 140 товарных наименований, в том числе пельмени с говядиной и зеленью, картофельное пюре с молочной сосиской, лазанью, плов с курицей, том-ям с креветками, солянку, гороховый суп, и так далее. Там уточняют, что в основе меню лежит «домашняя» кухня, блюда которой рассчитаны на ежедневное потребление. Производство организовано на базе существующей инфраструктуры «Шоколадницы» — этого хватает, чтобы обеспечить доставку по Москве в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК). Чтобы покрыть весь город, потребуется открыть до 80 объектов, продолжают в пресс-службе: «В долгосрочной перспективе планируем открывать отдельные кухни для некоторых районов в тех местах, где возможности открыть обычный ресторан — нет».

Инвестиции в проект представитель ГК «Шоколадница» раскрывать не стал. Это уже второй проект группы в сегменте — несколькими неделями ранее они также анонсировали вывод на рынок бренда пиццы EAZZYPIZZY, рассчитанного только на доставку. «Все эти бренды и хотим объединять в готовый формат для франчайзи», — констатируют в компании.

Схожим проектом первого локдауна занялся и холдинг TanukiFamily (сети «Тануки» и «Ерш») — к осени прошлого года он вывел проект «Твоя пицца», рассчитанный исключительно на доставку. Холдинг запустил проект на существующей инфраструктуре, объясняет представитель TanukiFamily Станислав Колосков, — все точки интегрированы в рестораны «Тануки». Сейчас в Москве и области работает 44 таких объекта, еще один — в Краснодаре. К концу года компания рассчитывает открыть еще до десяти точек, кроме того, все новые рестораны «Тануки» сразу комплектуют и «темными» кухнями. Холдинг рассчитывает, что проект выйдет в прибыль уже по итогам первого года работы, уточнил Колосков. Инвестиции в проект он раскрывать отказался.

Анна Рождественская

эксперт портала Franshiza.ru

Форматы «темных» кухонь на рынке франчайзинга начали возникать несколько лет назад, однако именно пандемия и серия локдаунов в стране стали настоящим драйвером роста в отрасли с точки зрения как спроса, так и предложения. Этот формат ранее ассоциировался только с пиццей и суши, однако за последний год предложения франчайзинга дарк-китчен охватили даже сегмент кофеен и мороженого.

Ранее развивавшие только традиционные рестораны или корнеры на фуд-кортах игроки на ресторанном рынке из числа франчайзеров уже начали предлагать партнерам концепции дарк-китчен.

Это происходит на фоне драматичного падения интереса потенциальных партнеров к ресторанному сегменту во франчайзинге. По данным Franshiza.ru, снижение спроса на полноформатные рестораны за 2020 год составило 45%, в 2021 году эта тенденция сохраняется.

Обычно паушальный взнос для франчайзингового объекта дарк-китчен сопоставим с обычной точкой, при этом объем первоначальных инвестиций как минимум вдвое ниже. Вместе с интересом потребителей к доставке по всей стране формат франшиз дарк-китчен становится все более привлекательным для инвесторов.

Перспективный рынок

Такой ажиотаж в сегменте соосновательница также запущенного в разгар пандемии проекта Food Rec. Мария Дмитриева объясняет огромным потенциалом рынка. «Даже в многомиллионной Москве, по данным таргетологов, только 2,6 млн человек в месяц как-то взаимодействуют с кафе или ресторанами, причем сюда входят и те, кто просто оставил какую-либо метку в соцсетях», — комментирует она.

Потребительские привычки только начинают формироваться, люди все больше испытывают потребность в готовой еде, продолжает Дмитриева. В более развитых странах, например Германии или США, даже в продуктовых магазинах количество готовой кулинарии на полках существенно выше. За первые шесть месяцев года расходы россиян на готовую еду в продуктовых магазинах выросли на 5% относительно того же периода в 2020-м и на 8% — в 2019-м, приводят данные NPD Group. «Если учесть, что у всех остальных — от кофеен до столовых — продажи падали, то у готовой еды показатели достаточно высоки. Ретейл быстро перехватил клиентов», — комментируют в NPD.

Несмотря на кризис, в котором отрасль пребывает уже второй год, доставка делает сегмент привлекательным для инвесторов, уверена Мария Дмитриева. В апреле стало известно о том, что ретейлер X5 Group купил проект дарк-китчен «Много лосося». Стоимость сделки стороны не разглашают, однако эксперты оценивали ее в пределах 1,15–1,9 млрд руб., что сопоставимо с оценкой «Кухни на районе» (входит в «О2О холдинг» Сбербанка и Mail.ru Group).

В Delivery Club считают, что взрывной рост в сегменте произошел благодаря совершившим революцию в скорости игрокам, которые начали предлагать доставку за 15 минут. В качестве примера они приводят проект «Кухня на районе». «Ускорился и рост рынка доставки: рестораторы начали больше думать о том, как этим воспользоваться. Формат дарк-китчен — это один из способов быстро расширить географию присутствия, выйдя в крупные спальные районы», — рассуждает представитель Delivery Club.

Компания Food Rec. основана Марией Дмитриевой и Никитой Мальцевым в 2020 году. Специализируется на производстве и доставке готовой еды, как, например, донер с курицей, дюрюм с фалафелем, томатный суп, и так далее. На текущий момент управляет двумя точками дарк-китчен и готовит к открытию еще одну. Food Rec. также работает и с другими рестораторами: в обмен на роялти 5%, компания использует их бренд и разрабатывает подходящее компании меню, чтобы самостоятельно готовить и продавать еду через собственные каналы или агрегаторы доставки. По такому принципу они уже работают с проектом «Осторожно, слон!», еще несколько коллабораций — на этапе переговоров, уточняет Мария Дмитриева.

Проект развивает и b2b-направление — организует поставки кулинарии в городские парки, небольшие бары и кофейни, которые не имеют собственной кухни. В перспективе b2b может занять до 50% от всей выручки компании, комментирует предпринимательница. Кроме того, Food Rec. ведет переговоры с несколькими маркетплейсами и онлайн-ретейлерами о доставке замороженной пиццы для их потребителей, для этого будет организовано отдельное производство. Первые дарк-китчен точки достигают 100 кв. м, продолжает Мальцева, однако за счет организации заготовочного цеха Food Rec. будет открываться на меньших — до 50 кв. м — точках.

По собственным данным, первоначальные инвестиции составили около 20 млн руб.

Темная сторона «темных» кухонь

Одной из проблем сегмента является отсутствие жалоб граждан в случае проблем с заказами — в том числе именно они позволяют Роспотребнадзору контролировать соблюдение рестораторами санитарных норм, сообщает источник Inc., близкий к ведомству. В отличие от традиционного формата, пользователи доставки редко жалуются в ведомство, так как чаще всего решают проблему с агрегатором, через который совершают доставку, объясняет он. Вместе с ростом спроса — растет и количество недобросовестных игроков в сегменте.

В Роспотребнадзоре прокомментировали Inc., что предприятие обязано уведомить их о начале производственной деятельности с указанием юридического лица, формы собственности и фактического адреса. В случае нарушения предприятию грозит штраф до 20 тыс. руб., за представление недостоверных сведений — до 30 тыс. руб. Сам Роспотребнадзор может проводить внеплановые проверки по согласованию с прокуратурой.

В инфекционные стационары двух больниц — в Долгопрудном и Мытищах Московской области — поступило девять жителей Лобни с диагнозом гепатит А, рассказывают Inc. в Роспотребнадзоре. Все заболевшие — взрослые в возрасте 19–38 лет. Почти все они, как выяснили в ведомстве, не были знакомы друг с другом и в одно и то же время пользовались доставкой суши и роллов на дом от работающей с 2013 года ООО «Роллер».

Совместно с полицией сотрудники надзорного органа установили адрес производства компании общепита — он располагался в одной из квартир многоэтажного дома: «В ночь на 18 декабря квартира была опечатана, восемь проживающих в ней граждан были задержаны полицией. Шесть из них — граждане Узбекистана, договора на аренду квартиры не было, свидетельство на право собственности — не представлено. Договоров на принятие на работу лиц с иностранным гражданством не было, все были трудоустроены без медицинских книжек. Бизнесом занималась Наталья Пак, налоги с прибыли компания не платила».

Как выяснил Роспотребнадзор, производство было организовано на кухне двухкомнатной квартиры, в жилой части располагались семь спальных мест. В одной из комнат был установлен бытовой холодильник, упаковки с сушеными водорослями располагались на подоконнике неподалеку, контейнеры для упаковки продукции хранились под кроватью, под матрацами — рекламные буклеты. На самой кухне, где готовились суши и роллы, размещались несколько рабочих столов, еще один бытовой холодильник, фритюрница, а также электрическая плита.

Точки роста и облачные форматы

Кроме уже привычных дарк-китчен, где предприниматели готовят еду на доставку, существует и b2b-направление этого бизнеса — когда рестораторам сдают в аренду производственные мощности «темной» кухни. Впервые о планах развиваться в этом направлении заявляли и Delivery Club, и «Яндекс.Еда» еще в 2017 году. В Delivery Club сообщили, что тогда проект опередил время и сейчас они не заинтересованы в его развитии. Представитель «Яндекс Go» также сказал, что компания планирует развивать свою экспертизу в качестве сервиса.

В августе 2020 года о планах запустить такой проект сообщал петербургский сервис «Достаевский» — один из давних участников рынка дарк-китчен, о чем писал «Коммерсант». Тогда в компании заявили, что для этого они оборудуют грузовые фуры на 30 тонн, которые будут подключаться к городским коммуникациям в различных районах города. Пилот проекта проходил в Москве, сначала «Достаевский» готовил на базе таких мобильных кухонь пиццу и стритфуд из собственного меню, а в дальнейшем планировал сдавать их в аренду другим операторам. На вопросы Inc. о результатах пилота и статусе проекта в компании так и не ответили.

В «Много лосося» добавили, что у них хорошие компетенции по открытию собственных точек и в использовании чужих мощностей они не заинтересованы.

Ставку на это направление сделала сеть кулинарных коворкингов «Твое место», рассказывает сооснователь проекта Елизавета Цыкунова. Среди зарубежных аналогичных проектов она называет британские Karma Kitchen и Cloudkitchens. Запуск проекта обошелся примерно в $150 тыс., средства привлекли от бизнес-ангелов, продолжает она. В компании не стали называть партнеров из числа b2b-клиентов, отметив лишь, что ведут переговоры с рядом сетей общепита.

После бурной экспансии в онлайне-сегменте бренды могут заинтересоваться и открытием обычных точек. Так, например, у «Много лосося» работает один объект офлайн. Впрочем, Мутовин сообщил, что планов по развитию традиционной сети в настоящий момент у компании нет. Зато бренд активно развивается на базе супермаркетов «Перекресток», где они открывают специальные пойнты — готовят суши для гостей и клиентов экспресс-доставки. В Москве сейчас работает 25 таких точек.

В Food Rec. заявили, что их бренд создан для доставки и b2b-направления. При этом у них есть небольшой бар рядом с первым производством, добавляет Дмитриева, а для развития обычных кафе они будут создавать отдельную торговую марку.

По мнению Дмитриевой, в российских городах рынок доставки совершенно не освоен, а у небольших и независимых игроков есть шанс выходить в регионы за счет крупных компаний — Ozon, «Яндекса», Mail.ru Group: «Они, как настоящие носороги, обеспечивают канал сбыта в новых городах присутствия, которые совершенно не избалованы чем-то большим, нежели суши и пицца».

О перспективах говорят и в Delivery Club — уже сейчас у них есть партнеры, дарк-китчен которых представлены более чем в 50 городах России. «И в Москве, и в регионах пользователю интересна доставка простой еды на каждый день. Доставка в целом уже перестала ассоциироваться с особыми случаями и стала повседневностью», — констатируют в «Яндекс Go».