Массовое увольнение сотрудников — дело акционеров и менеджмента компании. Не зная внутренней кухни, судить о том, возможно ли было этого избежать в каждом отдельном случае, сказать трудно. Однако даже в такой сложной ситуации, увольнение — это не обязательно крах. Это может быть новая возможность.
Аудиобомба от Displair
Для начала напомню об одном похожем случае. В 2014 году гендиректор и основатель нашей портфельной компании Displair Максим Каманин уволил около 50 сотрудников, причем сделал это в форме аудиообращения. Файл, конечно, сразу утек в сеть и произвел примерно такой же эффект — разорвавшейся бомбы, — как и в случае с Xsolla.
Мне была хорошо известна ситуация с Displair — поэтому точно знаю, что Максим поступил так не со зла и не по глупости, а на фоне большого стресса и кризиса в компании. Основатель проекта до последнего пытался его спасти, но все равно получил массу хейта от журналистов и общественности, а потом еще начались проверки депутатов, прокуратуры и кого там еще. Лучше от этого никому не стало, а вот один из талантливейших предпринимателей навсегда зарекся заниматься бизнесом.
Я, хоть и потерял на инвестициях в Displair около $2 млн личных денег, до сих пор сочувствую Максиму. Но такое уж у нас общество — нетерпимое к неудачам. Кстати, уже довольно скоро уволенные сотрудники основали 6 стартапов. Остальные устроились в другие компании — их опыт работы в Displair был востребован на рынке. Сейчас, спустя семь лет, человек 10 из того состава уволенных добились очень серьезных успехов.
На грани самодурства
В 2008 году мне тоже пришлось разом уволить около 60 сотрудников, а остальным — депонировать зарплату на 30% до лучших времен. Компания была в кризисе. Но письма я не писал — мы с партнером встречались с каждым сотрудником лично и беседовали.
Почти всех мы тогда убедили уволиться без проблем, хотя на дворе был кризис и выплачивать шесть окладов нам было не по карману. Это сейчас любой сотрудник с опытом работы в международной IT-компании с легкостью найдет работу, а тогда ситуация сильно отличалась в худшую сторону. Депонирование зарплат оставшихся сотрудников растянулось на восемь месяцев, а выплаты долгов — на два года. Но в итоге мы со всеми рассчитались.
А однажды я и сам мог попасть на страницы СМИ и соцсетей в роли самодура. Мне пришлось уволить гендиректора одной из компаний LETA Group после феноменального перевыполнения плана, — выручка у компании в тот год выросла на 400%! Причем он не совершил никакого правонарушения, был лоялен и не собирался никуда уходить. Но я видел, что компания перешла на новый этап развития, к которому директор был совершенно не готов. Требовался другой, подходящий под новую задачу менеджер, и, как показала история, мое решение было абсолютно верным. Хотя со стороны (особенно в представлении уволенного директора) оно могло выглядеть как безумная прихоть глупого акционера.
Уволенный актив
Вообще, за свою корпоративную карьеру я увольнял много раз. И потом, как ни покажется парадоксальным, часто получал благодарности от тех, с кем пришлось расстаться. Конечно, в момент увольнения они были недовольны и даже злы на меня. Но проходило время, и эти талантливые люди (а у нас работали и набирались опыта в основном такие) делали стремительную карьеру в других компаниях и в итоге были очень признательны мне и другим акционерам.
Убежден: иногда лучше уволить переросшего компанию сотрудника, которому нельзя обеспечить карьерный рост внутри компании. Кстати, многие бывшие члены команды даже на своей новой работе оставались нашим активом. Они заключали с нами контракты и помогали в других вопросах. Но чтобы сотрудники даже после увольнения сохраняли лояльность к вашей компании, нужно с самого начала строить с ними открытые и доверительные отношения. У нас получалось именно так.
Впрочем, в моей карьере были и обратные случаи. Я не увольнял заслуженных в прошлом сотрудников, у которых переставали гореть глаза. Пытался их жалеть и перезагружать, но в итоге несколько очень талантливых ребят завершили свою карьеру из-за сильного выгорания. Они ушли сами и в никуда — эти честные сотрудники просто не хотели подводить компанию. Потом я очень жалел, что не уволил их ранее, дав им шанс отдохнуть и с новыми силами продолжить карьеру в другом месте.