Разобраться

Увольнение – не трагедия, а возможность

Увольнение – не трагедия, а возможность
Фото: Portra/Getty Images

Массовое увольнение сотрудников Xsolla — дело акционеров и менеджмента компании. Не зная ее внутренней кухни, судить не возьмусь. Отмечу лишь, что сама форма увольнения и тональность письма были ужасны, хотя с этим, кажется, уже согласен и его автор (все мы допускаем ошибки). Но даже при всем при этом, уволив полторы сотни наименее оплачиваемых сотрудников, руководство Xsolla оказало им хорошую услугу. Сейчас объясню почему.

Аудиобомба от Displair

Для начала напомню об одном похожем случае. В 2014 году гендиректор и основатель нашей портфельной компании Displair Максим Каманин уволил около 50 сотрудников, причем сделал это в форме аудиообращения. Файл, конечно, сразу утек в сеть и произвел примерно такой же эффект — разорвавшейся бомбы, — как и в случае с Xsolla.

Мне была хорошо известна ситуация с Displair — поэтому точно знаю, что Максим поступил так не со зла и не по глупости, а на фоне большого стресса и кризиса в компании. Основатель проекта до последнего пытался его спасти, но все равно получил массу хейта от журналистов и общественности, а потом еще начались проверки депутатов, прокуратуры и кого там еще. Лучше от этого никому не стало, а вот один из талантливейших предпринимателей навсегда зарекся заниматься бизнесом.

Я, хоть и потерял на инвестициях в Displair около $2 млн личных денег, до сих пор сочувствую Максиму. Но такое уж у нас общество — нетерпимое к неудачам. Кстати, уже довольно скоро уволенные сотрудники основали 6 стартапов. Остальные устроились в другие компании — их опыт работы в Displair был востребован на рынке. Сейчас, спустя семь лет, человек 10 из того состава уволенных добились очень серьезных успехов.

На грани самодурства

В 2008 году мне тоже пришлось разом уволить около 60 сотрудников, а остальным — депонировать зарплату на 30% до лучших времен. Компания была в кризисе. Но письма я не писал — мы с партнером встречались с каждым сотрудником лично и беседовали.

Почти всех мы тогда убедили уволиться без проблем, хотя на дворе был кризис и выплачивать шесть окладов нам было не по карману. Это сейчас любой сотрудник с опытом работы в международной IT-компании с легкостью найдет работу, а тогда ситуация сильно отличалась в худшую сторону. Депонирование зарплат оставшихся сотрудников растянулось на восемь месяцев, а выплаты долгов — на два года. Но в итоге мы со всеми рассчитались.

А однажды я и сам мог попасть на страницы СМИ и соцсетей в роли самодура. Мне пришлось уволить гендиректора одной из компаний LETA Group после феноменального перевыполнения плана, — выручка у компании в тот год выросла на 400%! Причем он не совершил никакого правонарушения, был лоялен и не собирался никуда уходить. Но я видел, что компания перешла на новый этап развития, к которому директор был совершенно не готов. Требовался другой, подходящий под новую задачу менеджер, и, как показала история, мое решение было абсолютно верным. Хотя со стороны (особенно в представлении уволенного директора) оно могло выглядеть как безумная прихоть глупого акционера.

Уволенный актив

Вообще, за свою корпоративную карьеру я увольнял много раз. И потом, как ни покажется парадоксальным, часто получал благодарности от тех, с кем пришлось расстаться. Конечно, в момент увольнения они были недовольны и даже злы на меня. Но проходило время, и эти талантливые люди (а у нас работали и набирались опыта в основном такие) делали стремительную карьеру в других компаниях и в итоге были очень признательны мне и другим акционерам.

Убежден: иногда лучше уволить переросшего компанию сотрудника, которому нельзя обеспечить карьерный рост внутри компании. Кстати, многие бывшие члены команды даже на своей новой работе оставались нашим активом. Они заключали с нами контракты и помогали в других вопросах. Но чтобы сотрудники даже после увольнения сохраняли лояльность к вашей компании, нужно с самого начала строить с ними открытые и доверительные отношения. У нас получалось именно так.

Впрочем, в моей карьере были и обратные случаи. Я не увольнял заслуженных в прошлом сотрудников, у которых переставали гореть глаза. Пытался их жалеть и перезагружать, но в итоге несколько очень талантливых ребят завершили свою карьеру из-за сильного выгорания. Они ушли сами и в никуда — эти честные сотрудники просто не хотели подводить компанию. Потом я очень жалел, что не уволил их ранее, дав им шанс отдохнуть и с новыми силами продолжить карьеру в другом месте.

Полезная встряска

Увольнение — это чаще всего не трагедия, а возможность. Именно так следует воспринимать ситуацию бывшим сотрудникам Xsolla. Большая часть из них — молодые ребята, которые по разным причинам попали в конец списка «эффективности». Увольнение для них — очень хороший импульс. После такой встряски большинство этих ребят с удвоенной энергией возьмутся доказывать, что они чего-то стоят. Предположу, что уже их начальные зарплаты в других компаниях будут выше, чем на прежнем месте.

Вообще говоря, Xsolla сделала доброе дело для этих сотрудников, уволив их, да еще и выплатив щедрое по российским меркам выходное пособие. Было бы гораздо хуже, если б эти 150 человек остались работать в компании, которая не очень на них рассчитывает. А значит, вероятность карьерного продвижения, индексации зарплаты и даже получения интересных рабочих задач им бы вряд ли светили. При этом каждый из подпавших под увольнение сотрудников мог годами оставаться на своей гиблой позиции в силу иллюзии карьерной перспективы или даже природной лени. В письме, в общем-то, это все и было описано — просто слишком прямо и откровенно для нашего толерантного времени.

Думаю, Xsolla стоит через год опросить уволенных сотрудников. Большинство из них скажут компании спасибо!