До пандемии EdTech развивался динамично и стабильно, но неравномерно: самыми востребованными были ниши профессионального и дополнительного образования. Лидерами запросов среди потребителей были программирование, дизайн и иностранные языки.
Режим самоизоляции в корне меняет условия, в которых действуют EdTech-компании: онлайн-образование сегодня становится по-настоящему массовым.
Казалось бы, жаловаться не на что: резкий рост спроса на самые разнообразные формы цифрового обучения должен стать трамплином для быстрого развития, которому другим отраслям при нынешнем кризисе остаётся только завидовать.
Но есть и обратная сторона медали: огромная нагрузка, психологическая неготовность участников рынка, отсутствие нормативной и методологической базы. Самое трудное — понять, как будут развиваться события дальше. Можно ли считать такой спрос органическим, или показатели откатятся назад, стоит лишь карантину закончиться? Вкладывать в развитие или нет?
Изменение структуры спроса и состава аудитории. Из-за закрытия вузов, колледжей и школ на карантин увеличился спрос на ресурсы, которые предоставляют поддержку знаний по государственным образовательным программам. В более выгодном положении оказались вузы, потому что большая часть из них уже имеют опыт дистанционного образования, а некоторые даже обладают собственными полноценными онлайн-платформами, например МФТИ и НИУ ВШЭ.
Основные трудности перехода пришлись на менее подготовленную систему среднего образования. Частично нагрузку приняли на себя государственные площадки «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа», частично — EdTech-проекты «Яндекс.Учебник», «ЯКласс», «Фоксфорд», «Учи.ру».
Рост числа бесплатных услуг. Режим самоизоляции стал шансом для отрасли привлечь новую аудиторию. Многие крупные проекты, например Geekbrains, Skyeng, Skillbox, «Нетология», изменили ценовую политику или запустили бесплатные продукты.
Быстрое масштабирование компаний. Нагрузка на сервера и службу поддержки платформ растёт — поэтому многие компании начали в авральном режиме наращивать мощности, автоматизировать процессы и набирать сотрудников, чтобы не упало качество услуг.
Система образования интегрирует EdTech. Несмотря на консервативность классического образования, из-за пандемии в России наверняка изменятся образовательные стандарты. Мы ожидаем, что доля онлайна в обучении школьников возрастет, часть процессов может быть автоматизирована (например проверка домашних работ). Но онлайн не заместит классическое образование полностью — возрастет роль учителя как наставника и коммуникатора.
Образование станет современнее. Вынужденная самоизоляция практически принудила многих прибегнуть к помощи современных технологий, к новым эффективным инструментам, методам и подходам. Начинает сбываться коллективная мечта прогрессивной части общества: образование становится менее формальным, своё место занимают цифровые интерактивные решения.
Образовательные онлайн-услуги станут привычными. Сегодня активно обсуждается оцифровка процессов проведения ЕГЭ. Также в этом году абитуриенты смогут подать документы на поступление дистанционно. Если ситуация с карантином продлится ещё какое-то время, то с высокой вероятностью потребители, в том числе и учителя, начнут регулярно использовать онлайн-сервисы.
Инвестиции в отрасль вырастут. По данным Startup Barometer 2019, EdTech и до пандемии входил в десятку самых привлекательных инвестиционных направлений. В условиях новой реальности этот тренд может усилиться. Сами компании будут активнее инвестировать в развитие своих сервисов и продуктовую линейку.
Инертность отрасли. Система образования до текущего момента эволюционировала органично, без резких скачков. Возможно, определённая инертность скажется на темпе последующих перемен.
Плохие продукты. Из-за роста спроса могут появиться продукты плохого качества, что повлияет на репутацию индустрии в целом.
Падение экономики. Если экономика сильно пострадает в результате пандемии, это неизбежно отразится на реальных доходах населения. В этом случае нам всем будет важнее закрыть базовые потребности, нежели в краткосрочной и среднесрочной перспективе рассматривать инвестиции в образование.
Да. Несмотря на неопределённость ситуации и очевидную зависимость спроса от пандемии, картина рынка уже не будет прежней. EdTech будет развиваться ускоренными темпами, переживая неизбежные болезни роста и вырабатывая иммунитет к стресс-факторам.