Разобраться

Слепое пятно EdTech. Почему ученики не достигают успеха после прохождения онлайн-курсов

Слепое пятно EdTech. Почему ученики не достигают успеха после прохождения онлайн-курсов
Фото: Alistair Berg / Getty Images

Почти две трети россиян старше 18 лет, проживающих в крупных городах, занимались или занимаются дополнительным образованием — от повышения квалификации и получения новой профессии до занятий с репетитором и тренингов личностного роста. При этом далеко не все ученики оценивают свое обучение в позитивном ключе. В колонке Inc. Russia управляющий партнер платформы EdPro Сергей Астафьев, разбирается, почему многие студенты не добиваются поставленных целей при прохождении курсов.

Всех, кто получает дополнительное образование, можно поделить примерно на две равные категории. Первая группа учащихся записываются на различные курсы, чтобы повысить квалификацию, получить новую профессию или открыть свой бизнес, — то есть имеют вполне прагматичные цели. Вторая категория — это те, кто учится не ради карьеры, а просто для удовольствия, расширения кругозора, а местами и ради хайпа вокруг какой-либо темы.

По данным исследования российского рынка онлайн-образования 2021 года проекта «Барометр», ситуация, когда ученик прекращает обучение, не дойдя до финала, или испытывает неудовлетворенность после его окончания — частое явление. Средневзвешенный показатель доходимости составляет 59%. Лишь 28% онлайн-школ заявляют, что до конца их курса или программы доходят 71–100% учащихся. Доходимость массовых курсов всегда ниже индивидуальных или программ для малых групп.

Причем это характерно не только для российских EdTech-проектов. Это глобальная тенденция.

Авторы образовательных курсов часто перекладывают ответственность за неуспех на учеников, обвиняя их в низкой самодисциплине, невыполнении домашних заданий, отсутствии интереса к новой информации. Ученики же заявляют о непонятности образовательного процесса, слабых педагогических навыках преподавателей, сложностях с коммуникацией, отсутствии результата и банальном обмане.

На самом деле в образовательном процессе есть две стороны, которые несут взаимную ответственность за успех: обучающая (образовательная платформа, создатели курса, преподаватели, коучи) и обучающаяся (ученик, студент). Для успеха обе стороны в равной мере должны прилагать усилия для достижения результата, но это в теории.

На практике команда разработчиков образовательных программ должна сделать все возможное для максимального комфорта ученика. Причем это касается самых разных аспектов: расписания, длительности занятий, вариантов коммуникаций, и т. д. Важно, чтобы слушателю было интересно и он хотел продолжать получать всё новые и новые знания, раскрывая свой потенциал.

Получение результата – ключ к успеху

Наш собственный опыт говорит о том, что ключевым фактором качества онлайн-обучения является не столько доходимость и удовлетворенность студента, сколько результативность. Важно, чтобы знания, которые получил человек во время занятий, были ему полезны в дальнейшей деятельности. В этом случае доходимость и удовлетворённость будут сами собой расти и достигать показателей 80% и выше.

Как показывает практика, примерно половина студентов покупают курсы «просто так» и не понимают реальных целей обучения. Кто-то получает их в подарок, кого-то направляет работодатель. У кого-то появляются семейные обстоятельства. И в таких случаях курс должен быть круче и интереснее, чем любые семейные обстоятельства, встреча с друзьями, поход в кино или музей. Конечно, бывают различные ситуации. Студент может взять паузу и позднее вернуться к вам, потому что ему интересно.

Если ученик еще до старта образовательной программы будет понимать, зачем она ему нужна, вырастет и его удовлетворенность, и итоговая результативность. Это можно назвать золотым правилом.

Однако на деле даже в нашей практике много случаев, когда студенты сначала покупали курс, например, по коучингу и лишь в процессе обучения начинали интересоваться темой. Уже после покупки они выясняют, кто такой «коуч», как он работает, в каких сферах, каких результатов достигает, и т. д. Наш опыт показывает, если эти вопросы не разъяснить на начальном этапе, то ученик быстро потеряет мотивацию и интерес к курсу.

К сожалению, создатели образовательных программ не могут принимать решения за учеников в части выбора, но они могут создать условия для более комфортного понимания целей программ обучения, порядка прохождения, инструментов взаимодействия с преподавателями, обратной связи и последующего применения полученных знаний.

Работа с контентом: наполнение курса

При создании курса необходимо ориентироваться на целевую аудиторию. На начальном этапе важно правильно оценить цели, которые преследуют ученики: зачем они покупают программу. Важно учитывать знания тех, кто пришел на обучение, и их уровень. Чем уже целевая аудитория, под которую создается курс, тем лучше будут итоговые результаты. И наоборот, если речь идет про максимально широкий курс, то результаты будут заведомо хуже.

При создании программ важно привлекать экспертов в соответствующей области. В первую очередь стоит учитывать профессионализм специалистов, наличие преподавательского опыта и схождение по ценностям обучаемого и самого курса, который позволит студентам достигать результата.

Даже если написать идеальный курс, но потом не работать с проблемами, с которыми сталкиваются ученики в процессе, доходимость вряд ли превысит 30%. В нашей практике была ситуация, когда мы написали первый курс по нутрициологии. Предполагая, что эта область относится к медицине, взяли для работы группу профессиональных медиков. Они разработали курс. После запуска доходимость по этому проекту у слушателей колебалась в интервале 20–30%. Ученики отмечали, что им мало что непонятно. После этого была проведена оценка методологии, были полностью переработаны подходы, а сама программа написана заново. В итоге сейчас удовлетворенность и результативность по этому курсу достигает 85–90%.

Работа с мотивацией ученика: зачем учиться

Взрослый человек учится, когда понимает зачем. И это тоже влияет на то, как должно быть организовано обучение. Студенту нужно давать контент так, чтобы он чувствовал результат сразу.

Допустим, человек хочет стать психологом и покупает для этого курс длиной 10 месяцев. Программой предусмотрено, что в течение первых 4–6 месяцев студент изучает только теорию и не видит никакого результата. В итоге большинство учеников не дойдут и до конца первого месяца. Особо мотивированные продержатся 3–4 месяца, но и на этом их энтузиазм иссякнет. Авторам курса нужно предусмотреть демонстрацию результата от обучения даже на первых этапах.

Конечно, в случае с курсом по психологии достичь значимого результата уже через 2–3 месяца крайне сложно, но можно организовать процесс так, чтобы студент не только получал образовательный контент, но и проходил собственную трансформацию, что для психолога очень важно. Благодаря таким возможностям слушатели при завершении первого этапа обучения уже видят результат «до» и «после» на собственном примере.

Есть интересное наблюдение о том, что в России и Европе в целом люди обесценивают свои знания. При этом в США ты, если хоть что-то выучил, идешь и применяешь эти знания в своей деятельности. Получается, что если ученику из России не показать результат, то он его обязательно обесценит. И это должны понимать авторы курсов.

Поддержка учеников

Еще одной частой проблемой онлайн-обучения является отсутствие поддержки учеников. Дело в том, что часть курсов проходят вообще без какого-либо общения со стороны кураторов. То есть студент учится сам по себе. Максимум, что ему дают, – обратную связь по домашним заданиям. При таком подходе показатель доходимости всегда невысокий.

Дело в том, что часть учеников не может преодолеть начальный этап обучения: выделить время, организовать процесс, сформировать удобное расписание, и т. д. В этом случае слушателям обязательно нужно помогать: провести входное анкетирование, подсказать, как лучше распределить время, проводить онлайн встречи при старте курса. Сопровождение студентов на всех этапах обучения помогает им сохранить мотивацию и продолжать занятия.

Что пользуется спросом

По оценкам авторов исследования EdMarket Research, самые популярные направления дополнительного образования — те, что касаются повышения профессиональных навыков: их выбирают 17% всех студентов. Сюда относятся, например, курсы повышения квалификации на производстве, стажировки, получение сертификатов и допусков. На втором месте по популярности — творчество и хобби: 13%. Это, например, музыка, рисование, различные ремесла. На третьем — спорт и здоровье: 9%. Сюда же исследователи включают все, что связано с диетами и здоровым питанием. В топ-5 входят и практики личностного роста — 7%, а также иностранные языки, психология, финансы и налоги, специализации узкого профиля — 6%.

Наиболее популярным форматом онлайн-обучения являются видеоуроки с сопровождением преподавателя: им отдают предпочтение 37% респондентов. На втором месте — формат, когда ученик получает заранее записанную лекцию: 24%.

Наиболее растущим сегментом онлайн-обучения по итогам 2021 года остаются иностранные языки. В топе популярности также продажи и маркетинг, информационные технологии и дизайн.

Среди всех наших программ дополнительного образования наибольшим интересом у слушателей пользуются курсы по превентивной медицине и программам, связанным со здоровьем. Номер один — нутрициология. Примечательно, что целевая аудитория этого курса включает не только девушек, которые хотят постройнеть и привести свое тело к гармонии. Мы видим большой интерес среди медиков, они хотят расширить свои знания, и их становится все больше. Многие покупают курс для себя, для семьи, для развития детей и близких. Часть слушателей проходит обучение, чтобы позднее зарабатывать на новых знаниях, ведь спрос на нутрициологов на текущий момент сверхвысокий: часовая консультация нутрициолога, в зависимости от его личного бренда и компетенций, варьируется от 3 тыс. до 15 тыс. руб.

На втором-третьем месте по популярности — прикладные науки, такие как практическая психология, коучинг и коучинг по стандартам ICF. Курсы психологии покупают те, кто хочет понять себя и окружающий мир. Коучинг выбирают те, кто хочет расти в профессиональной деятельности. Как правило, коучами становятся люди из HR-отрасли, однако практически все специальности в том или ином виде пересекаются с коучингом. Эти технологии и навыки универсальны.

Стабильным спросом пользуются курсы по сексологии. Они являются своеобразным ответвлением курсов по психологии. В топ-5 самых востребованных программ дополнительного образования входят курсы по дизайну интерьера. После окончания слушатель получает профессию дизайнера и может использовать свои новые знания как для себя, так и для монетизации. Спрос на хороших специалистов на рынке очень высокий. Причем это касается не только Москвы, но и других городов.