Международное исследование Nielsen показало, что для 81% глобальных потребителей важно, чтобы компании внедряли практики по устойчивому использованию ресурсов и охране окружающей среды. Число запросов на экологичные офисы и бережное потребление все больше растет после пандемии. Комьюнити-директор технологической компании red_mad_robot Фёдор Наумов разобрался, как внедрить экокультуру в офисе без «дыр» в бюджете и почему «зеленая» повестка — не просто модный тренд.
Долгое время экологические инициативы компаний были в большей степени инфоповодом для маркетинговой стратегии, чем искренним желанием стать частью экоповестки — так называемым гринвошингом. Заменить бумажные стаканчики на стеклянные, устроить тимбилдинг с высаживаем деревьев — компании старались воплощать декларируемые ценности как могли. Еще до covid-реалий, например, многие из них призывали отказаться от многочисленных командировочных авиаперелетов, негативно влияющих на углеродный фон, в пользу онлайн-встреч.
Сейчас таких действий недостаточно, чтобы полноправно назвать себя eco-friendly бизнесом. Тренд развивается, а вместе с ним растет и масштаб инициатив.
Важно отметить, что «зеленый тренд» касается не только крупных компаний, но и средних и даже небольших. Для бизнеса становится абсолютной нормой расширять свою программу корпоративной социальной ответственности и распространять ее на офисы для снижения своего экоследа в природе.
Популяризация ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление) — уже давно не новость в мире корпораций. Активная интеграция экоповестки в бизнес-стратегию стала неизбежным шагом для многих компаний современности.
Глобально экоофис — это такая концепция офисного пространства, в основе которой лежат устойчивые и зеленые практики. Их главная задача — снизить отрицательное воздействие на окружающую среду и, что немаловажно, создать благоприятную рабочую среду для сотрудников. О последнем нередко забывают в инфополе, но это такая же важная составляющая ESG-повестки.
Понятие экокультуры включает в себя гораздо больше, чем просто сформулированные нормы и ценности. Сегодня она проявляется во всех сферах деятельности компании: от установки энергоэффективных технологий и раздельного сбора мусора до устойчивой мобильности офиса и создания специальных озелененных зон.
Этому вторят исследования: компании, для которых забота об окружающей среде — не пустой звук, не только привлекают талантливых сотрудников, но и увеличивают производительность команды.
Аналитики из Accenture уверены, что 62% потребителей готовы платить больше за товары и услуги компаний, которые заботятся об окружающей среде и обществе.
Гиганты вроде Tesla, Google, Unilever не первый год внедряют программы по переработке одежды и сортировке мусора, активно финансируют экопроекты — делают всё, чтобы уменьшить экологический след.
Есть два пути к созданию экоофиса: возвести новое здание с нуля или интегрировать экопрактики в уже функционирующее помещение. Первый тренд — экологический подход к строительству с самых азов — активно набирает популярность на рынке.
Один из примеров — небоскреб из дерева в Норвегии, известный как «Трондхеймская башня из дерева». Здание из модульных деревянных панелей высотой 18 этажей было построено в городе Трондхейм в 2019 году.
А в Австралии компания Grange Development планирует построить самый высокий деревянный небоскреб в мире. Такие проекты уже давно не единичны на рынке: в том же в Сиднее компания Atlassian собирается разместить свою штаб-квартиру в 40-этажном здании из клееного бруса и стали.
Создание таких экологически ориентированных пространств во многом помогает компаниям упростить внедрение ESG-принципов в другие процессы. Неудивительно, что бизнесы все больше смотрят в сторону аренды офисов, которые комплексно подходят к вопросу заботы об окружающей среде. Фирмы внедряют раздельный сбор мусора, солнечные панели (как крупная сеть гостиниц и курортов DEF Hospitality) и энергосберегающие окна (XYZ Corporation), «озеленяют» крыши и вкладываются в корпоративные программы.
В первую очередь компаниям нужно задать себе вопрос, зачем они внедряют ESG и какой результат хотят получить на выходе.
Если ответом будет желание следовать зову моды на рынке, то, увы, с таким подходом повестка работать не будет, а крупная сумма из бюджета потратится «в никуда». Если же экологическая повестка действительно не безразлична как руководству, так и сотрудникам компании, начать стоит с выбора каналов, с помощью которых планируется транслировать ценности экоповестки своей команде.
На выходе необходимо получить самоорганизующееся и живое комьюнити энтузиастов, которые не только учатся, но и передают свой опыт. Стоит добавить, что эти действия не ведут за собой новых статей расхода в бюджете, — это безусловное преимущество. Лучше подробно прописать стратегию внедрения экокультуры в корпоративную культуру компании, чтобы учесть все возможные риски и боли. Многие моменты будут уникальны в условиях индивидуального подхода к работе в каждой компании.
Любой инвестор и управленец захочет увидеть возможные котировки бюджета. Это всегда поможет ускорить процесс согласования полезного проекта, который не будет «съедать» лишние средства, — в эпоху «черных лебедей» их стоит тратить максимально вдумчиво.
Залог успеха внедрения любой повестки внутри коллектива — комплексный подход. Не стоит забывать о стандартных пунктах: почтовой рассылке, баннерах, плакатах или «сарафанке» среди сотрудников.
Даже самый активный участник процесса может в пылу основной работы забыть или потерять информацию, поэтому всегда лучше дублировать и напоминать о важных событиях внутри коллектива разными инструментами.
Грамотно размещенные плакаты на локации — чуть ли не лучший инструмент закрепления информации внутри коллектива. Это могут быть как обычные бумажные плакаты на дверях и в кофе-зонах, так и транслируемое изображение на всех телеэкранах в переговорных комнатах и общих зонах.
Разумеется, методики транслирования ценностей стоит адаптировать под актуальные условия на рынке. При этом есть шесть основных подходов, которые точно помогут интегрировать работников в экоповестку.
Многие агрегаторы по сортировке и переработке отходов («Собиратор», «Второе дыхание», «Раздельный сбор», «Добрые крышечки», «Добрые вещи»), помимо основных услуг, предлагают также приглашенных спикеров. Стоимость часа мероприятия в среднем варьируется в диапазоне нескольких десятков тыс. руб. за выступление.
Альтернативой может стать создание собственного комьюнити из людей, которые уже «в теме» и могут поделиться полезной информацией с коллективом.
Такое решение «убьет несколько зайцев» сразу: сократит бюджет на внешних спикеров, сформирует комьюнити энтузиастов и даст толчок к развитию внутри коллектива стратегии win-win (вид коммуникации, когда равносильно учитываются интересы всех ее участников, а не только ведущей стороны). Есть еще одно неочевидное преимущество: объединившись, сотрудники могут найти решения других задач или даже придумать стартап.
Как и в случае с приглашенными спикерами, агрегаторы по сортировке и переработке отходов предлагают услуги корпоративного чата с менеджером. Он помогает оперативно ответить на вопросы сотрудников и поддерживает активность. Нужно это в первую очередь для тех, кто только начинает погружение в новую культуру или просто хочет делиться опытом.
Внутри компании периодически нужно проводить офлайн-мероприятия. Можно совместить приятное с полезным: многие агрегаторы предлагают экскурсии для сотрудников на свои точки по сортировке и переработке отходов.
Специфика работы и направление у таких организаций может в корне различаться. Есть отдельный вид агрегаторов, которые устанавливают точку по сборке текстиля: «БлагоДарный шкаф», «Доброворот».
Нужно понимать, что этот пункт будет требовать дополнительных вложений бюджета. Но это может стать PR-вложением для HR-бренда компании.
А во времена удаленки, когда офлайн-команду объединить трудно, это дополнительное преимущество в копилку работы комьюнити-команды бренда. Особенно если есть запрос на создание образовательной среды внутри коллектива.
Корпоративное волонтерство закрывает сразу несколько вопросов: от развлечения для сотрудников до увеличения лояльности к бренду. Подходов к этому может быть много. Зависит от желаний, бюджетов и связей.
Преимуществом будет, что такие истории можно организовывать не только на локальном уровне, но и вместе с партнерами и потенциальными клиентами.
Самый простой способ — обратиться к платной услуге со стороны агрегаторов по переработке и сортировке отходов (например к «Собиратору»). У них, как правило, всегда есть платные предложения по организации волонтерства для сотрудников.
Полный отказ от одноразовой посуды в сторону брендированной — небольшой, но эффективный шаг в сторону ESG-повестки. С помощью специальных моек-ополаскивателей на раковинах в кухнях сотрудники в течение дня сами могут мыть свои кружки и уменьшать нагрузку на посудомоечные машины и команду клининга.
Не менее важно транслировать сотрудникам концепцию: один сотрудник — одна кружка на рабочий день. Так в офисе не будет рабочих столов с башнями кружек.
Внедрение «умного» дома в офис компании может помочь сократить расходы на электричество и воду на длительной дистанции. «Умным» может стать освещение: свет будет включаться только при обнаружении людей. Или, например, отопление, мощность которого будет автоматически снижаться в помещении без людей.