Разобраться • Партнерский материал • 30 октября 2025
Эконометрика 2.0. Как цифровые платформы изменили рекламу
Эконометрика 2.0. Как цифровые платформы изменили рекламу

В России приняли масштабный закон о платформенной экономике, который вступает в силу 1 октября 2026 года. Цифровые платформы становятся главными драйверами рекламного рынка, предлагая бизнесу гибкий таргетинг, автоматизацию кампаний и персонализацию на основе данных о реальных покупках. Однако рост возможностей сопровождается и новыми вызовами. Вместе с экспертами предстоящего Национального рекламного форума (НРФ’9) разбираемся, как платформенная экономика меняет рекламу и к чему стоит готовиться бизнесу.
В России приняли масштабный закон о платформенной экономике, который вступает в силу 1 октября 2026 года. Цифровые платформы становятся главными драйверами рекламного рынка, предлагая бизнесу гибкий таргетинг, автоматизацию кампаний и персонализацию на основе данных о реальных покупках. Однако рост возможностей сопровождается и новыми вызовами. Вместе с экспертами предстоящего Национального рекламного форума (НРФ’9) разбираемся, как платформенная экономика меняет рекламу и к чему стоит готовиться бизнесу.
По данным АРИР, сегмент E-Retail Media Ad по итогам 2024 года продемонстрировал устойчивый рост: вложения в него составили 381 млрд руб., что на 133% больше по сравнению с предыдущим годом.
История началась еще в 1950-х с появления первых операционных систем, которые заложили базовые принципы управления памятью, вводом-выводом и выполнением программ, позволив эффективнее использовать дорогостоящие мейнфреймы. В середине 1990-х годов появление Amazon (1994) и eBay (1995) ознаменовало начало эры современной электронной коммерции. Но настоящий перелом наступил в 2000–2010 гг. с распространением интернета и смартфонов.
«Распространение смартфонов сделало цифровые сервисы по-настоящему массовыми. Цифровые платформы позволили совершить скачок в снижении барьеров на пути к услугам и товарам, демократизировали как доступ к сервисам, так и возможность этот сервис предоставлять», — рассказал Сергей Наумов, заместитель директора по маркетингу RWB (объединенная компания Wildberries и Russ).
По его словам, это затронуло как покупателей с их бытовыми задачами, как регулярными, так и эпизодическими, так и напрямую бизнесы, открыв новые возможности для небольших и индивидуальных предпринимателей.
Следующая трансформация пришлась на 2020-е годы, когда доминирующей моделью стали цифровые экосистемы. Российские компании, включая «Сбер», «Яндекс» и VK, подхватили тренд, превратившись из узкоспециализированных сервисов в комплексные платформы, объединяющие такси, доставку, банкинг, медиа и облачные технологии внутри единой учетной записи.
Цифровые платформы делятся на три больших категории:
В современной цифровой экосистеме почти любая платформа, собирающая аудиторию, так или иначе становится рекламным каналом. Разница лишь в том, является ли реклама ядром бизнес-модели или дополнительным инструментом монетизации и коммуникации. Как пояснили в пресс-службе Ozon, принципиальное отличие платформенной модели бизнеса в том, что она вовлекает в экономическую деятельность большое количество людей.
Развитие платформ, по словам экспертов, открывает новые инструменты для бизнеса: от новых мест для показа рекламы и максимально точных таргетингов до полной автоматизации кампаний. Директор «Авито Рекламы» Яков Пейсахзон рассказал, что последнее особенно актуально для представителей малого бизнеса, которые самостоятельно закрывают весь спектр задач и не имеют времени и ресурсов, чтобы разбираться в настройках рекламы.
«Современные системы управления кампаниями самостоятельно корректируют ставки в режиме реального времени и оптимизируют настройки таким образом, чтобы получать максимум результата за оптимальный бюджет. Такая механика не только экономит время рекламодателей, но и повышает возврат инвестиций на каждый вложенный в рекламу рубль», — отметил Яков Пейсахзон.
Как пояснил Сергей Наумов, пользователь любой цифровой платформы — будь то маркетплейс, развлекательный сервис, финтех, сервис доставки или иной другой — чаще всего залогинен, что позволяет собирать информацию о потребительском поведении (в соответствии с пользовательским соглашением) и создавать следующее поколение рекламных инструментов. От использования косвенных признаков — например поисковых запросов — платформы могут опираться на реальные особенности поведения и покупательской активности.
«Для рекламодателя это возможность более точно сопоставлять сегмент своих покупателей и инструменты таргетинга платформы. В результате покупатель видит более близкие или релевантные рекламные сообщения», — подчеркнул Наумов.
Однако, как отметил эксперт, не все цифровые платформы могут предложить качественные рекламные форматы в достаточном количестве. Поэтому важность медиапланирования не снижается, а прогнозные инструменты — например технологии машинного обучения — пока только помогают, но не заменяют опыт, понимание медиаландшафта и интуицию.
В пресс-службе Ozon отметили, что персонализация позволяет брендам точнее находить свою аудиторию и повышает конверсию за счет релевантности. Это происходит благодаря возможности таргетинга размещений — от базовых параметров вроде географии, пола и возраста до сегментов по покупкам в конкретных категориях за последние 30 дней. К примеру, покупателю спортивного инвентаря можно рассказать о новом фитнес-зале, покупателю автозапчастей — об акции на сезонное обслуживание или шиномонтаж, а молодым родителям — о частном детском саде или месте отдыха для всей семьи.
«Развитие рекламных технологий сервисов электронной коммерции связано с ростом количества поисковых запросов на этих площадках. По данным Data Insight, 89% транзакционных запросов приходятся на пять крупнейших e-com площадок, в то время как на классический поиск остается лишь 11%. А рекламодатели, в свою очередь, следуют за целевой аудиторией», — считает Яков Пейсахзон.
Алгоритмы, по его словам, обезличенно учитывают поведение аудитории на платформе, поэтому рекламные кампании видят пользователи, которые вероятнее заинтересуются предложением бренда на баннере.
В этом свете традиционное разделение на цифровые и классические медиа постепенно теряет смысл. Как пояснил Сергей Наумов, «эти границы всегда были искусственными». В медиазакупках классические и цифровые медиа часто были разобщены, в медиаизмерениях использовались разные подходы, хотя уже давно не существует чисто цифровых и чисто традиционных рекламных носителей. «С нашей точки зрения, грань будет стерта очень скоро, инструменты машинного обучения будут использоваться в планировании медиа-микса и анализе результатов — эконометрика 2.0, если можно так сказать. А главной останется роль рекламной идеи и рекламного сообщения», — заключил эксперт.
Проблемы с безопасностью данных (риски утечки персональных данных пользователей, угрозы кибербезопасности), технические ограничения (сбои в работе платформ, и т. д.), риски недобросовестной конкуренции — это лишь часть проблем, которые на поверхности, но существуют более глубокие, скрытые трудности, которые требуют внимания.
С ростом цифровых платформ растут и риски — от фрода до кибератак. Серьезность проблемы фрода подтверждают данные АРИР: треть российских рекламодателей платят за мошеннический и нецелевой трафик, и в целом 94% сталкивались с рекламным фродом в своей работе.
Нецелевой трафик может значительно снизить представление бизнеса о реальной эффективности рекламы и в итоге повлиять на потенциальную прибыль от использования цифровых платформ.
Недействительный трафик может возникать случайным образом, например из-за нецелевых кликов, спровоцированных навязчивой рекламой. Также такой трафик включает в себя показы, которые сгенерированы автоматизированными инструментами площадок, — он, как правило, не является мошенническим.
А вот обнаружить фрод непросто, поскольку злоумышленники стремятся имитировать поведение реальных пользователей. Для выявления такого трафика нужно применение продвинутой аналитики, использование специализированных инструментов идентификации, постоянный мониторинг показателей.
Что касается кибератак, согласно отчету Positive Technologies, в первом полугодии 2025 года наиболее распространенными методами успешных атак на организации стали использование вредоносного программного обеспечения (63%), социальная инженерия (50%) и эксплуатация уязвимостей (31%). Утечки конфиденциальных данных наблюдались в результате 52% успешных атак на организации.
В пресс-службе маркетплейса RWB заявили, что если пользователи площадки авторизованы, то таргетинги основаны на реальных покупках, а не на cookie, и уверили, что это делает манипуляции с трафиком практически невозможным.
Недостатки, по словам экспертов Национального рекламного форума, постепенно устраняются по мере развития технологий и совершенствования законодательства.