Как и куда выйти на экспорт, если вы ведете бизнес в России

Как и куда выйти на экспорт, если вы ведете бизнес в России
Фото: Paul Taylor / Getty Images

Несмотря на экономические санкции, сфера экспорта в России по-прежнему актуальна. Главное — правильно выбрать направление, делать ставку на перспективные проекты, а также учитывать возможные форс-мажоры и риски, сопряженные с выходом на международный рынок. Inc. выяснил, как российскому бизнесу продвигаться за рубежом в условиях санкций и выгодно ли это (спойлер — да).

С марта 2022 года нацеленные на экспорт российские предприниматели переживали разные стадии — от отчаяния до принятия новых условий, к которым пришлось адаптироваться. Уход крупных иностранных перевозчиков вынудил искать новые пути транспортировки грузов — логисты не были готовы к таким испытаниям даже после пережитой пандемии (тогда приходилось решать похожие проблемы). Тем не менее остались страны, готовые сотрудничать с Россией и отечественная продукция все так же находит своего потребителя в рамках внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Куда экспортировать

Китай

Ключевым экспортным партнером для России уже много лет подряд остается Китай.

В начале 2023 года ввоз отечественной продукции в Поднебесную вырос на 32,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Развивается и товарооборот — рост составил почти 40%.

В свою очередь Китай воспользовался уходом многих зарубежных компаний из России и также увеличил свой экспорт в нашу страну. Особой популярностью в Поднебесной пользуются российские морепродукты, сладости и хлопок. Китайцы также высоко ценят растительное волокно, например хлопок из Узбекистана, который обрабатывают в России. Экспортные контракты в Китае наиболее привлекательны для представителей агробизнеса.

Белоруссия и Казахстан

Почти половина текущего российского экспорта поставляется в страны Евразийского экономического союза — Белоруссию, Армению, Киргизию и Казахстан.

Облегчение торговых взаимоотношений является одной из причин создания альянса в 2015 году. Государства — члены ЕАЭС пользуются множеством преимуществ: освобождением от таможенных пошлин, свободным переходом через границы, пониженными тарифами за транспортировку грузов и многими другими.

В странах Таможенного союза спросом пользуются удобрения, автозапчасти, кондитерские изделия и декоративная косметика.

Арабские страны

Немалую роль в развитии экспорта из России играют и арабские государства, в частности — ОАЭ, Йемен, Алжир, Египет, Саудовская Аравия, Оман и Судан.

В 2022 году объем поставок в страны арабского мира вырос почти в два раза.

Россия давно развивает экономическую дружбу с арабами: в 2005 году наша страна вступила в Организацию исламского сотрудничества (ОИС), а с 2009 года в Казани проводят форум «Россия — Исламский мир: KazanForum», который стал ключевой площадкой экономического взаимодействия РФ с Востоком.

Латинская Америка

Еще одним перспективным направлением для российских экспортеров остается Латинская Америка.

Ни одна из стран региона (кроме Багамских Островов) не поддержала антироссийские санкции.

Способы минимизирования издержек от логистических ограничений обсудили в ходе бизнес-диалога «Россия — Латинская Америка» на Петербургском международном экономическом форуме в 2022 году. Лидерами по объему экспорта остаются Бразилия, Мексика и Аргентина, которые охотно приобретают российскую мебель, одежду и товары для интерьера.

Африка

И, конечно, Африка. Экспортеры из России делают ставку на Кению, Марокко, Тунис, Нигерию и ЮАР. Покупательская способность этих стран привлекает, но внутренний рынок требует развития. На прилавках в африканских государствах хорошо продаются зерновые и растительные масла, а также товары для дома, одежда и обувь.

Подготовка к ВЭД

Для выгодного международного сотрудничества бизнесу нужно понимать, что будет интересно купить потребителю в той или иной стране. В условиях санкций выбор зарубежных партнеров невелик, и это необходимо учитывать.

Прежде чем думать о расширении, нужно провести анализ рынка в выбранной стране, оценить уровень конкуренции в определенной сфере и поведение клиентов. В этом бизнесу поможет опытный аналитик, который разбирается в маркетинге, продажах и международных договорах.

Еще один важный этап при запуске любого экспортного проекта — поиск покупателей.

Как найти покупателей

  • Очно. Многие предприниматели активно участвуют в профильных конференциях, выставках и других мероприятиях. Это эффективно и удобно: потенциальный партнер сможет сразу на месте изучить продукт и по возможности продегустировать;
  • Онлайн. Можно завести аккаунт на B2B-маркетплейсе, визуально представить свой товар тысячам международных компаний и выбрать наиболее выгодные и разумные предложения. Самый простой способ — инструменты Российского экспортного центра (РЭЦ).

Как ранее рассказал директор по международным партнерским программам РЭЦ Алексей Мурзенок, на платформе «Мой экспорт» работает автоматический сервис по подбору маркетплейсов. На основе оценки товара, готовности работать онлайн, а также нужной модели продаж (опт или розница) система предложит список подходящих ресурсов, где бизнесмены предлагают аналогичные условия. Зарегистрироваться можно как самостоятельно, так и при помощи партнеров, которых можно найти в разделе РЭЦ «Профессионалы экспорта».

Экспортный контракт

Когда покупатель найден, необходимо определить формат сотрудничества.

При единоразовой сделке стороны подписывают акт купли-продажи. Если товар будут поставлять на постоянной основе, партнеры подписывают договор поставки.

Важно помнить, что если груз получает не покупатель лично, а посредник (склад аэропорта, логистический оператор и др.), то это обязательно нужно указать в контракте во избежание разногласий, рисков и вопросов от таможни.

Сумму по контракту покупатель оплачивает строго по актуальному курсу валюты страны продавца. Например, если получатель груза хочет рассчитаться китайскими юанями с поставщиком из России, то в договоре указывают валюту — рубль, а покупатель вносит сумму в юанях по текущему курсу Центробанка РФ.

Следует помнить про валютный контроль — чем выше экспортная сделка, тем он будет сильнее.

Если сумма договора превышает 10 млн руб., то контракт нужно регистрировать в банке, где у предпринимателя открыт валютный счет. Финансовая организация присваивает крупным контрактам идентификатор и отслеживает все операции. За нарушение валютного законодательства предусмотрены штрафы.

Новые рынки и их специфика

При выходе в новые регионы важно понимать, что у каждой страны свои требования к доставке и ожидания потребителей.

На фоне популярности онлайн-маркетплейсов большинству зарубежных покупателей важна скорость и надежность поставок, они регулярно выдвигают новые требования к экспресс-доставке, называя это одним из ключевых условий для сотрудничества. В большинстве случаев — это не более трех-пяти дней с момента оформления заказа.

При подготовке к продажам на международных рынках экспортерам лучше всего обратиться к квалифицированным аналитикам: они помогут разобраться со всеми сложностями, от местной специфики ведения дел до правил таможенного декларирования. Сегодня бизнесу следует с повышенным вниманием относиться ко многим факторам, касающимся экспортируемых грузов и таможенных нюансов, чтобы управлять сроками доставки и заранее планировать все процессы.

Что нельзя экспортировать из России

В марте 2022 года правительство РФ опубликовало перечень критически важных для страны и запрещенных для вывоза товаров, ограничения продлили до конца 2023 года. В этот список входят категории:

  • медицинские и ортопедические изделия;
  • промышленный текстиль;
  • транспортные средства;
  • сельскохозяйственная техника;
  • телекоммуникационное оборудование.

Ограничения не действуют на страны — члены ЕАЭС, а также на Абхазию и Южную Осетию.

Тем не менее для экспорта в эти государства необходимо получить разрешение от профильного ведомства. Этим занимаются Минтранс, Минсельхоз, Минпромторг, Минцифры и Минприроды. Министерства могут дать согласие на экспорт устаревшего оборудования или выдать разрешение на временный вывоз техники, например в целях ремонта или модернизации.