Эмоции на работе: как их принимать и контролировать

Эмоции на работе: как их принимать и контролировать
Фото: skynesher / Getty Images

К сожалению, работа дарит нам не только радостные переживания. Мы расстраиваемся, когда клиентам не нравятся наши идеи, раздражаемся, когда начальник просит переделать презентацию, над которой пришлось усердно работать несколько дней подряд, или даже испытываем страх перед коллегой, который почти никогда не улыбается или громко разговаривает. Старший консультант Odgers Berndtson Russia Полина Косых рассказывает, откуда появляются негативные эмоции и почему их стоит контролировать, а не подавлять.

Исследователи выяснили, что разочарование, тревожность, гнев и неприязнь — наиболее распространенные эмоции, которые мы испытываем на работе. Обычно мы трактуем их как что-то неприемлемое и осуждаем себя за их появление, но важно помнить о том, что любая эмоция естественна.

Здоровая реакция

Если говорить более научным языком, то эмоция — это реакция психики человека, которая отражает субъективное оценочное отношение человека к различным ситуациям и объектам.

Психологи выделяют четыре базовых эмоции: радость, грусть, страх и гнев. Все эти реакции служат сигналами, которые говорят о наших переживаниях и потребностях.

Поэтому, например, злость сама по себе не плоха. Она несет много энергии, которая, как и в спорте, может мотивировать вас. Но негативные проявления этой эмоции — крики, конфликты или грубый разговор — могут создавать проблемы. В результате возникает ассоциация: злость — это что-то плохое. Поэтому люди часто подавляют ее и ходят с этим грузом внутри себя, вместо того чтобы разобраться.

Негативные эмоции свидетельствуют о наличии неудовлетворенной потребности или нарушении наших личных границ, о которых мы зачастую не говорим в рабочем контексте. Многие проблемы могли бы быть решены, если бы в компаниях существовала культура обратной связи, где люди могут открыто общаться и говорить о своих потребностях в конструктивном ключе.

Сейчас огромную популярность получила теория ненасильственного общения американского психолога Маршалла Розенберга, которая помогает создать другую культуру общения.

Согласно теории Розенберга, ненасильственное общение строится из четырех составляющих: наблюдения, чувства, потребности и просьбы. Главная идея психолога заключается в том, что при общении необходимо учитывать потребности других людей, сопереживать им.

Как управлять эмоциями

Эмоции возникают настолько быстро, что наше сознание не всегда моментально реагирует на данный импульс. Невозможно просто «выключить» наши реакции на те или иные события и проявления коллег. Но мы можем научиться лучше распознавать и понимать свои и чужие эмоции.

Эта способность понимать и управлять собственными эмоциями, а также правильно реагировать на эмоции других людей называется эмоциональным интеллектом. В 2020 году эксперты Всемирного экономического форума включили его в топ-10 наиболее важных навыков.

Сейчас в своей практике мы видим, что работодатели ценят умение управлять эмоциями даже больше, чем профессиональный опыт людей. Вот несколько рекомендаций, как развить этот ценный навык.

  • Осознайте эмоцию. Для этого нужно задать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?» Распознав эту эмоцию, спросите себя: «Что меня задевает? Какая моя потребность задета?» Например, коллегу наградили и похвалили на работе. Кто-то за него порадуется, а кто-то, наоборот, позавидует. Тут важно не избавиться от эмоции, потому что она якобы плохая, а разобраться в причине этой эмоции — возможно, человеку не хватает признания. Нужно понять, где можно получить это признание.

В случае вспышки гнева или сильного раздражения этот прием помогает еще и прийти в себя: пока мы пытаемся распознать эмоции, включается аналитическая часть мозга и за счет этого эмоция подавляется.

  • Умейте делать паузу. Если мы не понимаем, как вести себя в ситуации, например, когда кто-то из коллег неожиданно грубит, лучшим решением будет сделать паузу. Найдите несколько минут, чтобы отойти от ситуации и успокоиться. Прогуляйтесь, выпейте воды или сделайте несколько упражнений на глубокое дыхание, чтобы расслабиться. Таким образом, мы даем себе возможность не испортить коммуникацию, которая могла начаться неправильно.
  • Не принимайте на свой счет. На самом деле эмоции коллег не связаны с нами лично. Злость или раздражение, которые они проявляют, обусловлены не вашей личностью, а их собственными мыслями и неудовлетворенными потребностями. Не нужно бояться их эмоциональных реакций.
  • Присмотритесь к тем, кто лучше справляется с эмоциями. Наверняка в вашем коллективе или в вашем окружении есть человек, который довольно спокойно реагирует на эмоциональных людей или в стрессовых ситуациях. В качестве примера можно взять даже героя из фильма или сериала, который остается невозмутимым в любых ситуациях. Обратите внимание на его поведение: тон голоса, манеры и привычки. Вы можете многое почерпнуть у него.

Все эти приемы помогут избежать конфликтов на работе и сохранить самообладание. Но не забывайте об обратной связи, чтобы ситуации, вызывающие у вас сильные эмоции, не повторялись.

Давайте представим, что ваш коллега постоянно опаздывает на совещания. Это сильно отвлекает и сбивает вас, поэтому вы испытываете раздражение. Успокоившись, вернитесь к коллеге и попробуйте дать обратную связь в вежливой форме, можно даже письменно. Объясните, почему такое поведение вас не устраивает, выразите свою потребность в том, чтобы вас не прерывали на совещании. Просто сформулированная просьба может быть воспринята как приказ и не вызвать должного понимания.

Стоит помнить, что развитие эмоционального интеллекта требует времени и усилий. На протяжении всей вашей карьеры вы нередко будете сталкиваться с различными переживаниями. Регулярно применяя эти рекомендации, вы сможете научиться управлять своими эмоциями и, соответственно, выстраивать отношения на более качественном уровне. Это особенно важно для руководителей, которые постоянно взаимодействуют с сотрудниками и коллегами на разных уровнях.