Разобраться • 4 сентября 2024

Опыт, который имел реальную цену: 3 бизнес-ошибки основательницы exeDrive Юлии Воликовой

Опыт, который имел реальную цену: 3 бизнес-ошибки основательницы exeDrive Юлии Воликовой

Текст: Наташа Покровская

Иллюстрация: Ксения Икренникова


Самые полезные навыки в бизнесе, как и в любом деле, приобретаются на практике. Чтобы вырасти как руководитель, важно учиться на своих ошибках, а еще лучше — анализировать чужие, чтобы за ценный опыт не пришлось расплачиваться собственными деньгами. О своих предпринимательских неудачах рассказала Inc. основательница акселератора для маркетологов exeDrive Юлия Воликова.

Многим кажется, что ошибки совершают в основном начинающие предприниматели, ведь сложнее всего управленцу приходится на старте, пока нужные навыки еще не накоплены. Однако это распространенное заблуждение: оступиться способен как новичок, так и CEO со огромным стажем, а причины могут быть самыми разными.

Юлия Воликова

(карточка предпринимателя)


  • Окончила Алтайский государственный университет по специальности «менеджмент организаций и маркетинг».
  • За свою карьеру с 2006 года запустила  двенадцать стартапов.
  • Обучалась предпринимательству и маркетингу в Кремниевой долине, Калифорния (США).
  • В 2017 запустила акселератор для маркетологов exeDrive, который вошел в топ-30 лучших технологических проектов «Сколкова».

«Я совершила огромное множество ошибок, — говорит Юлия Воликова, рассуждая о своей работе руководителем разных проектов. — Некоторые из-них повлекли серьезные последствия и обошлись мне достаточно дорого». Предпринимательница поделилась неудачным опытом запуска продукта и найма менеджера для проекта, а также рассказала о мероприятиях, которые чуть не сорвались в последний момент.

Ошибка №1. Гипотеза, которая не сработала

В начале 2010-х гг., когда инфобиза и LMS-систем (learning management system, система управления обучением, — сервис, который дает возможность создавать образовательные онлайн-программы. — Прим. ред.) было гораздо меньше, чем сегодня, Юлии Воликовой пришла идея создать инструмент, позволяющий организовать прогрессивное корпоративное обучение для компаний. «Вместе с командой айтишников мы около девяти месяцев делали интерфейс, придумывали разные фичи и, когда сделали, как нам казалось, что-то идеальное, вышли на рынок», — вспоминает предпринимательница.

Продукт назывался SmartEasy и представлял собой онлайн-кабинет для создания собственных курсов: с помощью системы можно было загружать обучающие видео, создавать тесты, комментировать выполнение заданий, и т. д. Проект должен был стать чем-то наподобие ныне популярной платформы GetCourse, которой еще не существовало.

Однако когда Воликова с командой попытались продать свою разработку потенциальным клиентам, стало понятно, что их решение неактуально: «Мы получили много неоднозначной обратной связи — бизнесу действительно нужен был инструмент для запуска курсов, но больше всего их интересовала возможность получать аналитику вовлеченности аудитории, темпов охвата материала и других подобных метрик, — объясняет Юлия. — Мы этого не предусмотрели». По словам предпринимательницы, команда также получила негативные отзывы о внутренней структуре платформы: клиенты хотели более упорядоченной подачи материала.

Найти покупателей так и не удалось — SmartEasy не соответствовал требованиям рынка. В этот проект Юлия Воликова вложила около 8 млн. руб. Деньги ушли на содержание команды разработчиков, маркетинг, и т. д.

Платформе не суждено было выйти в свет: «Мы посчитали, сколько будет стоить переработка системы с учетом полученной от рынка обратной связи, пришли к выводу, что это еще примерно 5 млн. руб., и решили закрыться, — рассказала Воликова. — Вот так проект умер, не успев родиться».

Вывод: Прежде чем вкладывать большие деньги в разработку и продавать продукт, важно спланировать выход на рынок на бумаге, сделать MVP и понять, что нужно клиентам. Если сразу проверять гипотезу на практике, этот опыт может стоить вам несколько миллионов.

Ошибка №2. Неверный выбор

Наем персонала — одна из самых больших статей расходов компании. Поэтому ошибки в сфере HR могут обойтись руководству особенно дорого, и Юлия Воликова знает об этом не понаслышке. «Помимо того что ты тратишься на зарплату, пока человек плохо работает, перед этим ты тратишься на его поиск и онбординг, — рассуждает она. — Неправильный выбор сотрудника может стоить нескольких месяцев простоя и, соответственно, кучи денег, пока ты в экстренном режиме пытаешься закрыть позицию».

Один из проектов Воликовой — платформа для маркетологов exeDrive. С 2022 года компания проводит конкурс «Битва маркетологов», в котором специалисты соревнуются в решении бизнес-кейсов. В феврале 2023 года предпринимательница решила нанять менеджера, который мог бы заняться организацией «Битвы» вместо нее.

На первый взгляд, подходящий кандидат нашелся: Юлия наняла девушку, которая специализировалась на организации мероприятий и параллельно вела несколько разных проектов*. Первый конкурс под началом новой сотрудницы (в апреле 2022 года) прошел на ура: в мероприятии приняли участие 120 человек (каждый билет стоил около 2 тыс. руб.), было продано 10 бизнес-кейсов, стоимость каждого из них составила примерно 50 тыс. руб.

«Я подумала, что наконец нашла классного человека, однако, как выяснилось чуть позже, я рано радовалась», — рассказала предпринимательница. Следующий конкурс должен был состояться в июне, и накануне мероприятия сотрудница, ответственная за его организацию, начала всячески избегать работы.

«Начались разные отмазки: то семейные обстоятельства, то еще что-то. Было понятно, что у человека пропала мотивация, — вспоминает Воликова. — „Битва“ была на грани срыва, и мне пришлось в последние недели перед мероприятием экстренно мобилизовать всю команду, чтобы получилось хотя бы что-нибудь». По словам предпринимательницы, конкурс удалось спасти, но показатели были самыми худшими за всю историю: exeDrive ничего не заработали на мероприятии. Команде еле удалось набрать около 30 участников, чтобы выйти в ноль.

По мнению Воликовой, такая ситуация произошла из-за ее завышенных ожиданий. «Я ошиблась уже в тот момент, когда подумала, что смогу найти такого же универсального солдата, как я сама, чтобы занимался всем и сразу, — объяснила она. — Кроме того, было опрометчиво предположить, что человек, ведущий свои сторонние проекты, станет уделять все время чужому бизнесу». Как рассказала предпринимательница, сейчас обязанности, которые должна была выполнять та самая сотрудница, распределены между четырьмя членами команды.

Вывод: Если вы ищете менеджера для важного проекта, лучше сделать выбор в пользу человека, для которого эта работа будет единственной. А когда вы найдете идеального кандидата, не стоит рассчитывать, что он сможет охватить весь спектр задач, рассчитанных на нескольких исполнителей.

Ошибка №3. Бюрократический нюанс

Примерно 12 лет назад, на заре своей предпринимательской карьеры, Воликова организовывала в Новосибирске фестиваль уличных культур artSpace. Это было больше похоже на хобби: Юлия ни к какой из субкультур себя не относила (но танцевала в студенческие годы хип-хоп), но ей захотелось устроить масштабное молодежное событие.

Чтобы не тратить большие деньги на поиск и наем специалистов, предпринимательница собрала команду из студентов-рекламщиков. Кроме того, Юлия получила грант в 800 тыс. руб. от немецкого «Гете-института», который также обещал привезти на мероприятие брейк-дансеров, рэперов, граффити-художников и других представителей андерграундного искусства из Германии, которые стояли у истоков субкультурных движений (это была не молодежь). Воликова продала несколько спонсорских пакетов, и в сумме бюджет фестиваля составил 2,5 млн руб.

Теперь предпринимательнице необходимо было найти пространство для ивента. «Площадка, естественно, должна была быть бесплатной и, кроме того, достаточно большой, потому что, мы планировали поставить там сноубордическую горку с искусственным снегом (мероприятие было летом)», — рассказала она. Выбор Воликовой пал на торговый центр «Аура». «Это было взаимовыгодно: в ТЦ всегда есть трафик людей: они нас заметят, а наше мероприятие, в свою очередь, привлечет внимание к площадке», — рассуждает она.

Юлия договорилась с владельцем «Ауры» и была уверена, что вопрос с пространством для фестиваля решен, однако за неделю до его начала получила письмо от менеджера торгового центра, в котором говорилось, что она не приложила к договору некоторые документы. По словам Воликовой, это был бюрократический нюанс (она уже не помнит, чего именно недоставало, — предположительно, чертежей размещения объектов мероприятия).

Тем не менее администрация торгового центра отказала предпринимательнице в предоставлении площадки. «Я понимаю, что именно я не проконтролировала этот момент, — рассуждает она. — Я поручила задачу менеджеру, но должна была проследить за ее выполнением сама: это была моя вина, и я была в шоке».

Исправить ситуацию Юлии помогла психотерапия и креативное мышление. «Я в слезах пошла к своему терапевту, и он вправил мне мозги, — вспоминает она. — Я собралась и начала думать, как выйти из положения». Решение действительно пришло: проект Воликовой вылился в международное культурное мероприятие, поэтому его поддерживала мэрия Новосибирска.

«Администрация ТЦ не шла на переговоры до тех пор, пока я не написала им письмо, что вообще-то мой фестиваль поддерживается государством и лучше бы им со мной подружиться», — поделилась Воликова. И это сработало: «Аура» пошла на контакт. Фестиваль состоялся.

Вывод: Если вы решили организовать что-то масштабное и важное, обязательно проследите за всеми тонкостями (в том числе — бюрократическими). Предпринимательский склад ума повышает шансы решить экстренно возникшую проблему, но лучше поберечь нервы и заранее обо всем позаботиться.

*имя сотрудницы и названия ее проектов скрыты из этических соображений