Разобраться Партнерский материал

FAQ: как победить в «Стартап Туре» и получить максимум

FAQ: как победить в «Стартап Туре» и получить максимум
Иллюстрации: Александр Черепанов

Фонд «Сколково» совместно с институтами развития проводит Open Innovations Startup Tour. Бизнес-ангелы и опытные предприниматели посетят 11 городов России, где проведут двухдневные образовательные лекции для стартаперов, дадут им советы и поделятся бизнес-лайфхаками. Менторы и победители «Стартап Тура» рассказали Inc., на какой стадии должен быть стартап-победитель, как выглядит идеальная презентация и почему на рассказ о своей компании нужно потратить не больше 30 секунд.

Зачем участвовать в «Стартап Туре»?

В первую очередь — чтобы наладить связи. Это Москва — финансовый центр, а стартапам в регионах искать инвесторов и партнеров нелегко, объясняет бизнес-ангел Игорь Калошин. На мероприятии можно познакомиться с представителями «Сколково», ФРИИ, генеральным директором РВК Александром Повалко, а также с главами крупных компаний.

Поэтому не забудьте визитки и отрепетируйте самопрезентацию. Эффект от новых контактов вряд ли проявится сразу, но рано или поздно сработает, говорит руководитель менторской группы Олег Баранник.

Одно из самых полезных для проекта мероприятий в двухдневном туре — менторская сессия в формате «свободного микрофона», где эксперты раскладывают по полочкам проблемы представленного бизнеса или идеи. У стартапа есть 5 минут на рассказ о проекте, затем эксперты задают вопросы и дают обратную связь.



Ростислав Билик

Генеральный директор ООО «АГР Софтвер», победитель конкурса «Стартап Тура»

Есть четыре причины участвовать в конкурсе:

1.

Корпоративные продажи. Намереваясь участвовать в конкурсе, мы прежде всего выясняем у организаторов, кто из наших потенциальных клиентов будет приглашен. И если есть хотя бы один-два крупных — мы участвуем.

2.

Привлечение внешнего финансирования. На подобных мероприятиях присутствуют бизнес-ангелы, представители венчурных фондов и различных институтов развития. Возможно и привлечение грантовых денег. Иногда победа в конкурсе облегчает получение гранта.

3.

PR проекта. Результаты конкурса публикуются в местных СМИ и на информационных порталах организаторов (а это такие бренды, как «Сколково», РВК, Фонд содействия инновациям).

4.

Обратная связь. Мы получаем мнение о продукте экспертов и консультантов, потенциальных заказчиков и коллег. Это отличная возможность в неформальной обстановке пообщаться с крупными бизнесменами, потренировать питч-презентацию, улучшить «упаковку» своего продукта и компании.

Как стать участником «Стартап Тура»?

Если вы просто хотите поучаствовать в деловой программе, то срок регистрации не ограничен. Если же вы хотите принять участие в конкурсе и/или менторской программе, то нужно зарегистрироваться не позже, чем за две недели до начала мероприятия. Двухдневная конференция проводится в 11 регионах России — от Калининграда до Сахалина. Поэтому можно посетить несколько городов по очереди.

Участвовать в конкурсе может любой желающий?

Не совсем так. Любой желающий может подать заявку на участие в конкурсе. Для этого при регистрации нужно загрузить презентацию проекта. Всего существует три трека — информационные технологии, биомедицинские и агропромышленные технологии и индустриальные технологии. В некоторых городах может вводится дополнительный трек (так, в Ульяновске будет отдельный конкурс по «зеленой энергетике»), подробности можно посмотреть здесь.

В каждом из треков проходит отбор. Остается примерно 10 стартапов в одном треке, остальные отсеиваются. Даже если вы не прошли предварительный отбор, стоит принять участие в менторской сессии и послушать выступления проектов, которые прошли, — это поможет вам понять, что надо доработать, чтобы ваш проект стал интересным для инвесторов и потенциальных клиентов.

Как сделать презентацию, чтобы пройти отбор?

Нужно кратко изложить суть технологии и продемонстрировать коммерческую ценность проекта. Презентация — визитная карточка бизнеса. Она должна быть близка к профессиональной — дизайн, крупный шрифт, яркие понятные образы, делится опытом победитель конкурса Ростислав Билик. Язык — максимально простой. С помощью нескольких слайдов попытайтесь заинтересовать и не запутать читателя. Чтобы достичь необходимого уровня, победитель ИТ-трека и руководитель проекта FDM 2.0 Евгений Матвеев советует показать презентацию всем, кому только можно, собрать критику, а потом удалить презентацию и сделать ее заново (главное — не дорабатывать, а сделать заново с нуля).

Отбор прошли. Ура! Как дальше готовиться к конкурсу?

За неделю, как перед экзаменом, сесть и подготовиться к конкурсу не получится. Ростислав Билик рассказывает, что подготовка заняла у него один день. Но этому предшествовали 50 аналогичных выступлений в течение трех лет на других площадках. Сначала вас разбивают в пух и прах, но нельзя опускать руки — победы приходят не сразу. «Помню, когда мы первый раз представили наш проект на демо-дне в бизнес-инкубаторе «Ингрия» в апреле 2015 года, – нас разбили в пух и прах. И совершенно правильно сделали. Мы начали методично работать над улучшением как самого проекта, так и навыков его презентации. И первые победы к нам пришли только в конце 2016 года», — говорит Билик.

Участники конкурса должны выступить с пятиминутными питчами, презентацией и ответами на вопросы. Во время выступления все нервничают, поэтому без подготовки не обойтись. Каждую неделю тренируйтесь перед камерой и перед своими коллегами. Это катастрофа, если за четыре минуты рассказа вы все еще остаетесь на первом слайде. Короткие тезисы, которые описывают суть бизнеса, должны стать частью культуры компании, тогда и речь заучивать не придется — все и так будет в голове, советует ментор Игорь Калошин.

Перед конкурсом обязательно потренируйтесь и на менторской сессии в первый день «Стартап Тура».



Игорь Калошин

ментор «Стартап Тура»

— Формат примерно похожий, только на менторской сессии все меньше волнуются. Времени на питч отводится меньше (3 минуты вместо 5), зато больше времени на «разбор полетов». Это хорошая тренировка. Предприниматели часто не понимают, кто их целевая аудитория, как они будут продавать, сколько это будет стоить, какие каналы будут использовать для продаж. Местных кулибиных мы тоже выслушиваем, честно говорим обо всем, пытаемся вытащить хотя бы какую-то искру бизнеса.

Какое оно — идеальное выступление?

Главное — показать уверенность в себе и в своем продукте. Расскажите о своих коллегах, которые работают с вами над продуктом, и кратко опишите, чем они занимаются, — ведь в одиночку создать качественный продукт практически невозможно. Четко обозначьте, какую проблему решает ваш бизнес, кто ваш клиент и сколько средств нужно для дальнейшего развития и монетизации. Если у проекта есть продажи, клиенты и экономика, покажите это на первых слайдах — это сразу привлечет внимание и расположит экспертов.



Евгений Матвеев

руководитель проекта FDM 2.0

— Выступайте уверенно, речь должна быть спокойной, без спешки. Обязательно разомните речевой аппарат, прогоните в голове тезисно вашу презентацию, не заостряйте внимание на сложных технических деталях — оставьте жюри возможность поумничать и позадавать сложные вопросы, на которые вы сами же их и натолкнули. Я сам всегда нервничаю перед выступлением, хоть и пытаюсь бороться с этим.

Имеет ли значение для победы, на какой стадии находится стартап?

Стадия имеет большое значение, так как любой инвестор понимает, что идея ничто, а вот ее реализация — все, говорит президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов Виталий Полехин. «К более развитому стартапу инвесторы отнесутся серьезнее. Однако так бывает не всегда. Все понимают, что провалы случаются не из-за того, что стартап не сделал продукт, а из-за того, что он сделал продукт, который никому не нужен. Поэтому особенно ценна работа со стартапами, которые еще не перешли на стадию создания продукта. Это помогает избежать множества ошибок, чтобы потом не исправлять на деньги инвесторов. Победить проще тем, у кого уже есть продукт или прототип, но это не значит, что другим проектам делать на стартап-шоу нечего».

Руководитель проекта по разработке комплекса симуляционных учебно-медицинских тренажеров Татьяна Малышева рассказывает, что для победы в конкурсе ее команде было достаточно лишь запатентованных и протестированных прототипов медицинских учебных тренажеров. Для создания MVP и запуска серийного производства бизнесу нужны инвестиции и грантовая поддержка. Как раз поиском инвесторов Малышева займется на Startup Village, в полуфинал которого попала после выигрыша в конкурсе «Стартап Тура».

Есть ли секреты победы? Как очаровать всех накануне конкурса?

Нужно знакомиться со всеми подряд и рассказывать о своем проекте. Это раздражает, но запоминается, рассказывает ментор Виталий Полехин. А перед этим нужно научиться объяснять, в чем смысл проекта, за 30 секунд. Дольше вряд ли кто-то будет слушать вас во время кофебрейка или столкнувшись в очереди.

Обязательно надо знать состав жюри, чтобы заинтересовать своей презентацией и повернуть представление проекта под определенным углом, считает победитель ИТ-трека Евгений Матвеев. Члену жюри достаточно услышать «кодовое» слово, чтобы его внимание. было привлечено. Также знание состава жюри позволит вам избежать скользких моментов, на которых может подловить тот или иной эксперт.

Если год назад на другом мероприятии эксперт уже судил ваш проект и помнит его состояние на тот момент, а теперь заметил явный прогресс в развитии, это становится большим плюсом (или большим минусом, если прогресса нет), рассказывает другой победитель конкурса — Ростислав Билик.

Если нет цели победить в конкурсе, кого мой проект может заинтересовать?

На проекты во время «Стартап Тура» смотрят представители разных групп интересов. Ментор Олег Баранник выделяет три из них:

А

Кластеры Фонда «Сколково» формируют свой портфель и ищут проекты, которые его усилят

Б

Инвесторы ищут проекты под себя (и не всегда выставляют требование десятикратного роста);

В

Представители индустриальных (отраслевых) партнеров смотрят на проекты, вписывающиеся в их техпроцесс и улучшающие его.

Эксперты сходятся на том, что победа в конкурсе — не главное. «Стартап Тур» помогает найти связи — основу развития бизнеса.