Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Разобраться • 5 июня 2025

Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Текст: Мария Шакирова

Иллюстрация сгенерирована нейросетью GPT‑4o


Акции самого известного производителя мяса из растительного белка —американского Beyond Meat — стоят меньше $3, что в восемь раз ниже пикового значения 2019 года. Компания, которая казалась будущим пищевой индустрии (экологично, технологично, востребовано), так и не смогла убедить массового потребителя изменить своим привычкам. Провал Beyond Meat стал символом проблем целой индустрии. Но означает ли это, что у технологии нет будущего?

Акции самого известного производителя мяса из растительного белка —американского Beyond Meat — стоят меньше $3, что в восемь раз ниже пикового значения 2019 года. Компания, которая казалась будущим пищевой индустрии (экологично, технологично, востребовано), так и не смогла убедить массового потребителя изменить своим привычкам. Провал Beyond Meat стал символом проблем целой индустрии. Но означает ли это, что у технологии нет будущего?

Взлет и падение

Вегетарианство не сдает позиций: например, в США около 6% граждан отказались от употребления мяса. И их было бы еще больше, если бы компаниям удалось предложить альтернативу, не уступающую натуральному мясу по вкусовым качествам и пользе для организма. Еще несколько лет назад казалось, что это получается: на Западе стало появляться множество компаний, которые работали с растительным белком. Однако сейчас бум уступил место быстрому спаду.

Крупнейший мировой производитель альтернативного мяса на растительной основе Beyond Meat запустился в 2009 году в Лос-Анджелесе. В мае 2019 года компания провела успешное IPO и начала активно расти: за следующий год ее выручка увеличилась на 36,6% и составила $406,8 млн. Растущее партнерство с ресторанами и розничными торговцами вызвало настоящий ажиотаж вокруг заменителей мяса. Исследовательские компании прогнозировали, что его ждет такой же успех, как в свое время безлактозное молоко. Продажи заменителей мяса в 2020 году достигли $1,3 млрд; ожидалось, что в течение 10 лет они увеличатся до $20–30 млрд.

Потребители оценили не только вкусовые качества сосисок, котлет и бекона из растительного белка, но и их пользу для окружающей среды. По оценкам исследователей, 15% глобальных выбросов парниковых газов сейчас приходится на производителей мяса. Например, при производстве 100 г говяжьего белка в атмосферу выбрасывается около 25 кг парниковых газов. Сложный процесс изготовления искусственного мяса создает на 40–90% меньше CO2.

На фоне растущего беспокойства общества по поводу изменения климата это, казалось, предвещало новую эру. Сложные смеси из сои, масел, дрожжей и картофеля, которые выглядят и ощущаются как настоящее мясо (и даже с кровью, как у конкурента Beyond Meat, американского стартапа Impossible Food) воспринимались как продукт, который скоро станет привычным в холодильнике едва ли не каждой семьи.

Однако этого не произошло. С июня 2021 года акции Beyond Meat начали дешеветь. К июню текущего года они упали с максимума в $239 в 2019 году до $2,93. Компания так и не вышла в прибыль и была вынуждена сокращать расходы.

В период бурного роста Beyond Meat вела активную PR-кампанию, заходила в McDonald’s и другие сети. Одновременно с ростом выручки увеличивались и убытки, которые доходили до объемов выручки, — компания активно вкладывалась в новые продукты и привлечение клиентов, поясняет партнер фонда ФРИИ и директор «Акселератора ФРИИ» Дмитрий Калаев. По его словам, после пандемии стало сложнее привлекать инвесторские деньги и выручка начала снижаться.

Дмитрий Калаев

Дмитрий Калаев

партнер фонда ФРИИ и директор «Акселератора ФРИИ»

«Инвестор может вкладываться в убыточную компанию, если она бурно растет, или в компанию, которая стабильно платит дивиденды. В случае Beyond Meat мы не видим ни того ни другого. Они борются за рентабельность».

Финансовое положение компании резко ухудшилось в последний месяц, вероятно, на фоне очень высокой долговой нагрузки, предполагает инвестиционный директор Kama Flow Сергей Гайворонский. При этом нет каких-то сигналов, что ситуация будет меняться к лучшему. Не случилось быстрого роста выручки или выхода на операционную рентабельность, чтобы покрывать проценты по долгу и постепенно его гасить, обращает внимание собеседник.

Сергей Гайворонский

Сергей Гайворонский

инвестиционный директор Kama Flow

«Согласно свежему отчету, компания до сих пор не достигла точки безубыточности, выручка растет медленнее, чем ожидалось. Нет ясной стратегии, способной убедить рынок в том, что она выберется из ситуации с критически высоким долгом».

На то, что компания была не готова к вызовам рынка, указывает и создатель венчурного клуба United Investors Александр Горный. По его словам, высокая цена акций Beyond Meat объяснялась верой инвесторов в развитие рынка «немяса».

Александр Горный

Александр Горный

создатель венчурного клуба United Investors

«Ищем в Google, едем на Uber, едим Beyond Meat».

В реальности же оказалось, что технология повторяема, барьеров для входа нет и искусственное мясо может делать кто угодно. По наблюдениям Горного, Beyond Meat конкурирует не с традиционным сельским хозяйством, а с бесконечным количеством собственных аналогов. При этом вся коммуникация компании во времена IPO строилась на уникальности технологии.

Когда Beyond Meat выходил на рынок, он был пионером и не ожидал конкуренции, рассчитывая оставаться лидером без серьезных затрат на маркетинг, поясняет Гайворонский. Но для удержания позиций потребовалось гораздо больше вложений, чем ожидалось. Вскоре подтянулись десятки игроков, а барьеры оказались слабее, чем предполагалось. Рынок быстро превратился из «голубого океана» в «алый».

Компания вынуждена вкладывать значительные средства в маркетинг и продвижение, чтобы сохранить позиции, и это помешало реализовать изначальные прогнозы о масштабировании выручки и высокой рентабельности.

Арсений Даббах

Арсений Даббах

основатель аналитической компании Dsight

«Выход на массмаркет оказался намного сложнее».

Химия против природы

Проблемы не у одной только Beyond Meat. В 2021 году, после пика, продажи стали снижаться и у ее конкурентов, таких как Impossible Food: в следующем году этот стартап массово увольнял сотрудников. Эта компания проходит сейчас через падение оценки, хотя играет на частном рынке инвестиционного капитала (Private equity). В 2021 году она привлекла $500 млн при оценке $7 млрд и цене за одну акцию в $14,6, а в 2024 году стоимость акции упала до $1,67 (на 89%), что говорит о проблемах и подорванной вере инвесторов в рынок растительного мяса, полагает инвестиционный менеджер фонда «Восход» Мария Горбунова.

Она и Даббах также упоминают Unilever, который намерен продать свой убыточный актив в сфере растительного мяса под брендом The Vegetarian Butcher при выручке €50 млн в год, но не может даже найти покупателя. Tattooed Chef банкротится, Nestlé сокращает участие в производстве растительных альтернатив мясу, добавляет Даббах.

Что же произошло? Многие эксперты полагают, что Beyond Meat и другие компании, занятые в той же нише, провалили главный экзамен: не смогли убедить потребителей в натуральности своей продукции, хотя усилий к этому прилагалось немало. Impossible Food даже разработал ингредиент, который позволяет поддельному мясу «кровоточить», источая сок, внешне неотличимый от настоящей крови.

Однако покупатели были шокированы составом искусственных котлет и сосисок. На упаковках красовался очень длинный список ингредиентов, что вызывало вопросы. Продукты с высокой степенью переработки у многих ассоциируются с лишним весом и проблемами со здоровьем. Выбирая между пользой для природы и безвредностью, покупатели склонялись ко второму.

Данные лидера по исследованиям альтернативного протеина GFI (Good Food Institute) показывают: общие продажи растительного мяса достигли плато в 2022 году и стали снижаться в 2023 году на 19%.

Мария Горбунова

Мария Горбунова

инвестиционный менеджер фонда «Восход»

«Вероятно, потребители опасаются, что для достижения имитации вкуса мяса используется слишком много химических добавок».

В пользу этой версии говорит рост осознанности, потребители чаще следят за тем, что едят, пишет Forbes.

Свою роль сыграла и цена. Мясо растительного происхождения по-прежнему в два-четыре раза дороже традиционного. Многие страны сейчас переживают экономический кризис, и сокращение покупательной способности граждан не стимулирует их интерес к новым продуктам.

Технологии производства искусственного мяса сложны и требуют значительных вложений в научные исследования, чтобы обеспечить вкус, текстуру и питательную ценность продукции, отмечает глава фонда Softline Venture Partners Елена Волотовская.

Споры о вкусах

Кирилл Соснин

Кирилл Соснин

основатель венчурного консалтинга Blank

«Проблемы Beyond Meat стали символом корректировки ожиданий по отношению ко всей индустрии альтернативных белков. Это не только история конкретного бизнеса, но и симптом более глубоких противоречий в подходах к растительному мясу как к продукту и инвестиционной идее».

По данным GFI, финансирование в стартапы, связанные с растительным мясом, достигло своего максимума в 2021 году, когда в проекты было вложено $3,8 млрд. В 2022 году — уже только $1,5 млрд, в 2023 и 2024 году — $0,9 млрд и всего $0,3 млрд сответственно.

Мария Горбунова

Мария Горбунова

инвестиционный менеджер фонда «Восход»

«Системный характер снижения оценок проектов в сфере растительного мяса связан с разочарованием инвесторов в прежних гипотезах о потенциале масштабирования роста этих компаний».

По ее мнению, потребительский спрос на растительный протеин оказался существенно переоценен инвесторами, что отразилось на высоких оценках компаний в 2018–2019 гг.

Согласно исследованию Deloitte, значительная доля потребителей, попробовавших растительное мясо, не возвращается к повторной покупке.

Сравнительно высокая цена и восприятие продукта как «ненатурального» стали ключевыми барьерами, отмечает Соснин.

Кирилл Соснин

Кирилл Соснин

основатель венчурного консалтинга Blank

«Как следствие, ставка на широкую аудиторию, а не только на вегетарианцев, не сыграла. Даже крупные игроки фастфуда вроде McDonald’s свернули пилотные проекты в сфере растительного мяса (McPlant) после слабых продаж».

Что дальше

Интерес к растительным белкам опирался на потенциал синергии между растительными матрицами и выращиваемым в биореакторах клеточным мясом. Но последние трудно использовать в больших объемах в силу специфики технологического процесса, рассуждает Горбунова.

По мнению Калаева, единственное преимущество искусственного мяса в том, что углеродный след у него меньше, чем у натурального. Но большинство потребителей, когда выбирают продукты в супермаркете, слабо задумываются об экологии. «Их интересуют вкус и цена. Вкус другой, цена выше — непонятно, зачем покупать», — заключает собеседник.

Потребители не спешат отказываться от натурального мяса, а исследования о полезности растительной альтернативы не вызывают достаточного доверия, добавляет Гайворонский.

При этом, по его словам, говорить о крахе всей индустрии растительных белков преждевременно:

Сергей Гайворонский

Сергей Гайворонский

инвестиционный директор Kama Flow

«Это, скорее, отражение сложного переходного периода для инновационного сектора — от стартапа к зрелой компании с устойчивой бизнес-моделью».

Того же мнения придерживается Соснин:

Кирилл Соснин

Кирилл Соснин

основатель венчурного консалтинга Blank

«Сегмент по-прежнему развивается, просто он вступил в более зрелую фазу: рост теперь будет происходить не за счет одного-двух громких брендов, а за счет технологических решений второго поколения».

По его наблюдениям, инвесторы все чаще обращают внимание не на бренды «имитаций», а на глубокие технологические направления, прежде всего клеточное мясо и прецизионную ферментацию. Так, компания Perfect Day производит молочные белки без коровьего молока, используя грибные культуры, и уже поставляет их для известных брендов. До идеального баланса «вкус — цена — польза» далеко, но вполне вероятно, что прорыв в том или ином виде «искусственного» продукта еще может случиться, полагает собеседник.

Как в России

Артем Пономарев

Артем Пономарев

снователь российского производителя растительного мяса Greenwise

«В последние пять лет мы стабильно растем, пусть и не такими темпами, как в 2020 году. Тот год стал для нас прорывным не в последнюю очередь из-за хайпа вокруг искусственного мяса и того, что рынок еще был пуст. Сейчас мы выстраиваем более устойчивую и зрелую модель. У нас вырос экспорт, расширился ассортимент, усилилось направление b2b».

Спрос стал более трезвым, считает Пономарев.

Артем Пономарев

Артем Пономарев

снователь российского производителя растительного мяса Greenwise

«Если в 2020–2021 гг. люди брали продукцию просто потому, что это ново, модно, похоже на то, что делают в США, то сейчас потребитель стал более рациональным. Растут категории с понятной пользой, востребована хорошая органолептика продукта, нужна качественная текстура, сбалансированный состав».

Он добавляет: «Импульсные покупки заменились на регулярные, но более избирательные. Поэтому мы фокусируемся на действительно конкурентных рецептурах и рабочих форматах — готовых блюдах, снеках, смесевых продуктах, а не просто на имитациях ради имитации».

По словам основателя Greenwise, российский рынок сложнее, чем европейский или североамериканский.

Артем Пономарев

Артем Пономарев

снователь российского производителя растительного мяса Greenwise

«У нас потребитель меньше доверяет новым продуктам и куда более чувствителен к цене. Плюс, если в 2020 году мы были одни на полке, то спустя некоторое время растительные продукты начали делать все — от крупных мясопереработчиков до импортных брендов. Понятно, что впоследствии многие ушли с рынка, но в какой-то момент в России насчитывалось более 50 производителей. Оригинальности становилось меньше, и конкуренция жестче».

Отдельная история — инвестиции: на фоне общего охлаждения интереса к фудтеху привлечь деньги под стартап, который делает «немясо», в России сейчас практически нереально, признает Пономарев.

Калаев считает, что «в вопросах питания люди очень консервативны, ментальность меняется поколениями». При этом население растет и нехватка продовольствия волнует многих. Поэтому будут подвижки в направлении альтернативных источников белка и новых продуктов, добавляет собеседник.

По его мнению, резкое изменение рынка может произойти, если производители научатся делать искусственные продукты равными по цене с натуральными и при этом неотличимыми по вкусу. Но, судя по ситуации с акциями Beyond Meat, инвесторы в скорое решение этой задачи не верят, заключает Калаев.