С развитием блокчейна, онлайн-платежей и появлением необанков инвесторы стали проявлять больший интерес к рынку финтеха. Стартапы, которые появляются в этой сфере, буквально заливают деньгами. Сооснователь и гендиректор CloudPayments Дмитрий Спиридонов рассказал, к каким финтех-направлениям стоит присмотреться в 2022 году.
Искусственный интеллект
С помощью ИИ компании, оказывающие финансовые услуги, улучшают сервис и значительно сокращают расходы на операционную деятельность (по оценкам Autonomous Next, к 2030 году экономия составит 22%).
Искусственный интеллект уже заменяет финконсультантов и помогает трейдерам принимать решения о покупке и продаже активов. А с увеличением интереса населения к финансовой грамотности и роста числа частных инвесторов это направление становится более актуальным и востребованным не только в b2b, но и в b2c сегменте. Возможностей здесь много, стартапам и инвесторам точно есть где развернуться.
Онлайн-платежи
Наличка практически «умерла» в пандемию, и острой необходимости в восстановлении ее оборота нет. В локдаун сфера онлайн-платежей показала существенный рост, и вполне заслуженно: возможность дистанционно оплачивать услуги и товары стала спасением для многих сфер бизнеса. И это направление точно будет востребовано в будущем: по прогнозу Nasdaq, к 2040 году 95% покупок, независимо от их типа, будут совершаться в интернете.
Если говорить о растущих трендах в сфере онлайн-платежей, то это, во-первых, новые способы оплаты и развитие уже существующих, но пока недостаточно популярных (например, с помощью распознавания лица или голоса). Во-вторых, проникновение онлайн-платежей в новые сферы, например, их более активное применение в государственном секторе: g2c (от государственных служб — гражданам), g2b (от государственных организаций — бизнесу) и g2g (между государственными органами). В-третьих, развитие онлайн-платежей в сторону упрощения и автоматизации.
Автоматизация бизнеса
Интернет-банкинг становится шире, не ограничиваясь только финансовыми операциями. Например, бухгалтерское обслуживание в недалеком будущем может практически полностью перейти в онлайн.
Автоматизация в целом выгодна для бизнеса, и затраты на нее окупаются довольно быстро. Но именно в финтехе она может оказаться наиболее востребованной — в первую очередь благодаря развитию необанкинга и массовому переходу финансовых операций в онлайн.
Услуги для массового населения — кредитование и займы
Это направление сейчас активно растет и в перспективе ближайших лет вряд ли снизит обороты. Повышенный спрос привел к росту конкуренции между банками. В результате стало понятно, что обычные предложения пользователям уже не интересны, — им нужен качественный сервис.
Вливания средств и применение нестандартных подходов вполне могут трансформировать сферу кредитования и открыть в ней новые направления. Например, стоит присмотреться к сервисам, которые помогают улучшать качество обслуживания и упрощать процесс выдачи кредитов, а также внедряют в эту довольно консервативную сферу ИИ и системы цифровизации.
KYC и AML-системы
Финансовые организации стремятся к тому, чтобы транзакции были прозрачными, а это требует применения новых инструментов. Один из них — сервисы для проверки физических и юридических лиц. С их помощью банк определяет, может ли то или иное лицо стать его клиентом, а также делать транзакции безопасными.
Такие сервисы работают с помощью двух принципов проверки: KYC (применяется для физических лиц, например при выдаче кредита или покупке валюты) и AML (проверяет компании, чтобы противодействовать отмыванию денег и финансированию террористической деятельности).
На востребованность подобных сервисов влияет развитие рынка криптовалют, где начинают уходить от полной анонимности и требовать от игроков персональных данных. Поэтому услуга по быстрому и качественному проведению таких проверок в ближайшем будущем будет весьма востребованной со стороны бизнеса.
BNPL-сервисы
С развитием e-commerce вырос спрос и на BNPL-сервисы, которые работают по модели «купи сейчас, плати позже» (например, их уже запустили Amazon, PayPal и Shopify). Возможность предоставления такой услуги в целом становится популярнее среди крупных маркетплейсов и сетевых магазинов как в мире, так и в России.
Популярность BNPL связана, во-первых, с тем, что покупательная способность в пандемию стала ниже. Во-вторых, оплата по модели «купи сейчас, плати позже» часто выгоднее оформления покупки в кредит. Она проще и быстрее, а также не требует заключения кредитного договора.
Сейчас BNPL в общей доле кредитования занимает незначительную часть. Но вполне возможно, что в перспективе ближайших лет это направление будет развиваться не в сторону кредитования, а как еще один формат онлайн-платежей.
Однако сами площадки и ретейлеры пока не готовы погружаться в это полностью самостоятельно и предпочитают обращаться к сторонним сервисам, которые оказывают подобные услуги. Поэтому стартапы в этой сфере имеют все шансы стать востребованными — по прогнозу Bank of America, рынок BNPL-сервисов к 2025 году вырастет в 10–15 раз.