Разобраться • 25 января 2022

Выгорание, переоценка ценностей и нехватка

кадров: российский бизнес — о том, чего

ожидать в 2022 году

Выгорание, переоценка ценностей и нехватка кадров: российский бизнес — о том, чего ожидать в 2022 году

Фото: Morsa Images


По данным опубликованного CNBC исследования, руководители бизнеса в различных сферах экономики сходятся в одном: вернуться к «нормальной жизни» в 2022 году не удастся. Ключевая проблема — неустойчивость и волатильность. Inc. поговорил с представителями российских технологических компаний о том, к чему они готовятся, какие изменения прогнозируют в своей индустрии и какие риски вызывают наибольшие опасения.

Развитие телемедицины

Михаил Беляндинов

сооснователь и исполнительный

директор BestDoctor

Постпандемийный год показал: большинство отраслей и бизнесов сумели быстро переориентироваться в онлайн и сохранить при этом уровень клиентского опыта, а подчас даже улучшить его. И, думаю, 2022-й продолжит эту тенденцию. Значение медицины только возросло с наступлением пандемии по понятным причинам. Уверен, что спада внимания к отрасли не случится: мы сталкиваемся с новыми штаммами коронавируса, при этом другие заболевания никуда не исчезли. Поэтому, конечно, продолжат свой рост телемедицинские сервисы, в которых будет развиваться все большая диверсификация специалистов, а предоставление услуг станет все более персонализированным.

Выгорание и прочная связь с государством

Павел Гужиков

основатель и СЕО финтех-компании

«Деньги Вперед»

Можно строить разные прогнозы, но в любом случае пришедшие вместе с пандемией тренды долго будут влиять на нашу жизнь. Государство глубже проникнет в жизнь людей через QR-коды, различные анти-privacy инструменты, распознавание лиц через face pay в метро, и т. д. Ведя борьбу с крупными компаниями вроде Facebook и их не всегда корректным отношением к данным, по сути, государство само делает то же самое, но куда менее профессионально. На этом фоне будут появляться все больше и больше микросообществ, микрогрупп, суперлокальных инициатив, которые обретут новый уровень силы.

Кроме того, за время удаленки нам пришлось научиться круглосуточно сосуществовать с нашими близкими и уделять им больше внимания, найти взаимопонимание в непривычном формате общения, роботов, ИИ и инноваций. Это будет одним из главных факторов, на котором сфокусируются люди.

Мы скоро устанем от быстрого потребления и атомарного контента. Мозгу весело, да, но потом он начнет от этого выгорать. Думаю, очень скоро потребители контента захотят чего-то более долгоиграющего.

Спрос на ресейл и неготовность отказа от люкса

Альберт Осканов

сооснователь и генеральный директор

ресейл-платформы Oskelly

Мы наблюдаем масштабную цифровую трансформацию во многих сферах — от онлайн-шопинга до работы на удаленке. В пандемийный период сформировались иные потребительские привычки, которые стали импульсом для появления новых сервисов и развития существующих. Я думаю, что в 2022 году мы увидим бум таких сервисов. В шопинге мы видим, как вырос спрос на ресейл и со стороны покупателя, и со стороны продавца. Покупатели не готовы отказываться от люкса, но финансовые возможности у россиян в среднем стали меньше.

Поэтому ресейл стал быстрее набирать обороты: для многих теперь это единственная возможность сохранить привычный уровень качества и стиля одежды. Продавцы стали относиться к своему гардеробу как к способу управления финансами и возможности заработать на своей одежде. В целом у людей меняется восприятие: сейчас покупать б\у предметы гардероба не считается чем-то постыдным, скорее, наоборот — людям нравится, что они теперь более осознанны в своих потребительских привычках.

Передел рынка и устаревшие регуляторные нормы

Владимир Добрынин

основатель финтех-платформы Humans

Финтех в 2022 году продолжит подстраиваться под новые потребительские привычки. Пользователи привыкли получать все, что захотят, не выходя из дома и в минимальные сроки. И традиционным компаниям ничего не остается, кроме как пытаться спешно перестроить бизнес-процессы и перейти в цифру. Но лично я не верю в успех таких инициатив: чтобы свободно развиваться в цифровой плоскости, компания должна, что называется, born digital. Так что в ближайшее время мы, скорее всего, увидим, как меняется расстановка сил во многих сегментах рынка. Новые, пока еще небольшие, но современные сервисы будут вытеснять с рынка классические корпорации с их устаревшими процессами и инфраструктурой.

Однако у больших компаний есть преимущество: как правило, они защищаются регулятором. Иначе говоря, существующее законодательство отвечает их модели работы. Сейчас потребности рынка изменились — но государство не способно адаптироваться под них так же быстро, как и бизнес. Поэтому новые проекты вынуждены существовать в рамках устаревших регуляторных норм, которые неизбежно будут тормозить их развитие.

Работа в новом режиме

Дмитрий Фалалеев

основатель образовательного проекта U skillz

Кажется, наша отрасль (а это HR, или даже уже work tech) может наконец ожить. Похоже, все поняли и/или приняли, что из-за пандемии работа и организационные процессы уже точно не будут прежними. Поэтому мы надеемся, что HR и руководители вообще начнут искать какие-то интересные и новые решения, чтобы работать с людьми и командами. Пока по крайней мере такой тренд есть. Еще в индустрии случились несколько хороших кэшаутов, и, возможно, часть этих денег будет вложена в стартапы. Будем надеяться.

Если честно, уже ничего не вызывает опасение. Многое случилось за последние полтора года, у меня уже не хватит фантазии, чтобы придумать что-то еще более необычное. К чему необходимо быть готовым бизнесу в 2022 году? Ничего нового не скажу. Очевидно, локдауны, вакцины и все, что с этим связано, вошли плотно в нашу жизнь, если не навсегда (я считаю, навсегда), то надолго.

Переоценка ценностей

Дмитрий Мацкевич

основатель и СЕО компании Dbrain

Меня больше всего интересует, как в 2022 году будет развиваться рынок поиска сотрудников в технологические компании. Сейчас тренд в том, что корпорации платят сильно больше других компаний и конкуренция за сотрудников увеличивается. С другой стороны, в сегменте крутых специалистов, которые уже чего-то достигли и заработали достаточно денег, чтобы чувствовать себя безопасно, конкуренция все больше смещается от уровня зарплат в другие области жизни — экологичную культуру в компании, внимание к физическому и ментальному здоровью, осмысленность своей работы. Становится недостаточно просто быстро бежать за деньгами. Все больше и больше внимания будет уделяться способам построения культуры, в которую хочется идти.

Рост цен и готовность к новым кризисам

Станислав Колосков

CMO Tanuki Family

По моим прогнозам, следующий год разделит ресторанный рынок на два лагеря. С одной стороны, появится больше концептуальных ресторанов с именитыми шефами, необычным дизайном, кухней и доставкой, с другой — dark kitchen, которые после бурного роста в пандемию навсегда изменили рынок доставки еды.

Сейчас больше опасений вызывает растущий рынок e-grocery и вместе с тем — курьерских услуг. Уровень индексации сдерживать тяжело — это провоцирует рост цен. В следующем году такой тренд усилится, а чем дороже компаниям обходится поиск сотрудников, тем сложнее будет предоставление качественного сервиса. Конечно, я делаю большую ставку на то, что локдаунов с тотальным закрытием ресторанов и общественных мест больше не будет, но компаниям все равно лучше быть готовыми к новым кризисам.

Спрос на кастомизацию и отказ от готовки

Даниэль Гальпер

CEO Grow Food

Меняется пользовательский паттерн поведения: доставка стала нормой. Это больше не запрос потребителя с большим достатком, это услуга, которой пользуются клиенты с любым уровнем дохода, понимая, что они, наоборот, экономят свое время и бюджет. Пользователь стал требовательнее к качеству еды, продуктов, появился сильный запрос на разнообразие. Мы отмечаем сильный спрос на кастомизированные линейки: если ранее потребитель был готов брать только стандартный набор блюд, то сейчас голосует в пользу адаптированных опций.

Также будет расти спрос на коммуникацию с брендом, на открытый диалог с пользователем и интересные проекты в маркетинге. В дальнейшем выиграют бренды, которые активно общаются с аудиторией, экстренно реагируют на ее запросы и делают цепляющие, креативные PR-проекты.

Превентивная медицина

Анастасия Файзуленова

основательница сервиса управления здоровьем Checkme

Важный тренд, который продолжит активно набирать обороты, — превентивная медицина. Болеть становится дороже, чем проверять здоровье до появления жалоб. Также можно с уверенностью сказать, что рынок B2B медицины ждут большие изменения. Например, на смену ДМС приходят медицинские пакеты с услугами, которыми пользуются и которые решают проблемы сотрудника и работодателя.

Дальнейший рост зарплат

Алексей Один

CEO платформы для автоматизированного

найма IT-специалистов Skipp

Локдаун и переход на удаленку подстегнул бизнес к внедрению IT-продуктов. В итоге все столкнулись с острым дефицитом ИТ-специалистов и быстрым ростом зарплат. Думаю, в следующем году ситуация только ужесточится.

Во-первых, спрос на разработчиков не утихнет в ближайшие годы. При этом их зарплаты продолжат расти в геометрической прогрессии. Во-вторых, такие IT-гиганты, как Сбер и VK, будут продолжать «захватывать» рынок и забирать ресурсы у малого и среднего бизнеса. В-третьих, будут нивелироваться зарплаты разработчиков в Москве и регионах.

Заметно подрастает порог входа в IT для бизнеса. И это ставит под удар общую инновационность нашей экономики: новые продукты будут делать только IT-гиганты, а молодым стартапам в силу нехватки ресурсов станет все труднее пробивать дорогу. Проблема с дефицитом кадров сейчас ложится на плечи тех компаний, которые предлагают бизнесу аутстаффинг-услуги. Но не факт, что такие проекты будут успешно закрывать в следующем году растущие потребности рынка.

Восстановление офлайна и фокус на команду

Андрей Лобанов

основатель и СЕО международной школы

программирования «Алгоритмика»

Полагаю, что в 2022 году обучение программированию будет представлять собой гибрид онлайна и офлайна. Поэтому выиграют компании, способные предложить учащимся оба формата обучения IT-профессиям.

В 2022 году бизнесу предстоит продолжить существовать в формате краткосрочного планирования и реагирования на быстрые изменения. Нужно быть готовым к продолжению «гонки неопределенности», которая была задана пандемией. Единственное, что в этой ситуации действительно можно посоветовать, так это беречь свою команду от выгорания.