FUTURE 6 апреля

«Предприниматели — крайне одинокие люди». Игорь Рыбаков — о школах будущего и техниках самоспасения

FUTURE 6 апреля

«Предприниматели — крайне одинокие люди».

Игорь Рыбаков — о школах будущего и техниках самоспасения

Inc. × DepartÁment × ONY | Проект о трендах будущего | Куратор: Павел Недостоев

В 1993 году Игорь Рыбаков вместе с Сергеем Колесниковым основали «Технониколь», и сделали ее одной из крупнейших частных компаний России. Пять лет назад Рыбаков отошел от оперативного управления компанией, чтобы заняться благотворительностью. Вместе с женой Екатериной он основал «Рыбаков Фонд», инвестирующий в образование. Среди инвестиций Рыбакова — «КиберЛенинка», Kidkin, World Chess, HackerU и SOK. На полусекретном мероприятии Inc. Future Игорь Рыбаков рассказал, какое образование портит детей, почему женщины лучше мужчин и как найти спасение.

Про будущее и спасение

Будущее полностью предопределено. Определяется оно тем, как мы его сейчас спроектируем, и что будем строить.

Я не люблю прогнозировать будущее. Я его придумываю, проектирую, планирую, нахожу сподвижников и делаю.

Многие думают: надо задумать какой-то гигантский план, мир спасать. Стоп! Сначала спаси себя. Как в самолете: «Сначала надень маску на себя».

Все, что делает Рыбаков Фонд было нужно прежде всего нам самим, чтобы измениться внутренне. Мы спасли себя.

Изменения внутри себя наиболее важны. А дальше эти изменения запускают круги вокруг вас.

Получается виральный эффект: мы уверенно смотрим в будущее, вокруг нас нарастает количество людей, уверенных в своем будущем — сотни и тысячи человек. Эти тысячи человек, вместо того чтобы сидеть на кухнях и говорить какая плохая страна, своими руками делают социальные проекты.

Предприниматели — крайне одинокие люди. Они плохо обновляются, у них очень жесткий и неизменный круг общения. Поэтому они очень быстро выгорают. Для того, чтобы им помочь, и нужны организованные предпринимательские сообщества, где они подпитываются энергией друг друга.

Про правильный взгляд на мир

Мы все живем в двух списках: список, чем мы обделены и список, чем мы наделены.

Если смотреть на жизнь через список того, чем ты обделен, то ты не замечаешь другой список. И наоборот.

Можно думать и обсуждать, чем мы обделены, увеличивая это чувство. Когда человек обделен, ему больно, и он идет курить, бухать — отвлекать себя от боли.

Вспомнить, чем мы наделены, гораздо сложнее. Но список того, чем мы наделены, заставляет нас летать.

Можно взять список того, чем ты наделен, и спросить другого: «А чем ты наделен?». Помочь ему увидеть что-то в себе, чего он не замечает. Он поможет тебе, увеличивая это положительное чувство.

Если смотреть на жизнь через список того, чем ты наделен, то и люди, с кем ты взаимодействуешь, тоже достают свой такой список. Возникает интереснейший кумулятивный эффект.

Каждый из нас по отдельности наделен многими вещами, а вместе мы наделены всем.

Проведите эксперимент. Скажите кому-то: «Все козлы, дороги не ремонтируют, все плохо!». В ответ вам скажут: «Да-да! Все так! Задолбали!». А потом попробуйте по-другому: «Смотри, какая хорошая вещь со мной произошла! Смотри, какую классную штуку я сделал!». И вам ответят тем же.

Все мы создаем друг для друга среду, в которой каждый из нас что-то вдруг понимает про себя. Это самое главное. Мы нужны друг другу для того, чтобы вдруг понять что-то важное.

У меня нет врагов. Я убежден: если ты мне не друг, то ты мне учитель.

Про школы

Наши дошкольные учреждения до сих пор работают в контрольном фрейме: это можно, это нельзя, это хорошо, это плохо. Каких детей это порождает?

Все дети рождаются офигенскими талантливыми, но общество и образование их портит.

Взрослые меня постоянно спрашивали: кем ты будешь? А я молчал, потому что не знал, кем я буду. А они продолжали спрашивать. И чем больше я пробовал разные занятия — биатлон, судомодельный кружок, фортепиано, хулиганство, — тем больше я понимал, что я не знаю, кем буду.

Я так испугался будущего, что не верил ни одному взрослому.

Я понял, кем хочу стать, когда увидел выпускников своей школы, которые учились тогда в Физтехе. Они были другие: они выглядели по другому, говорили по другому и даже дышали по другому. Я увидел свое будущее. Я понял, что хочу стать таким же.

Школы будущего — это те, где активную роль играют выпускники. Сейчас школа как бы обнесена рамкой: пришел, отсидел 10 лет, вышел за забор и не возвращайся. А надо, чтобы ученики видели свое будущее, видели, кем стали те, кто уже выпустился.

Про женщин

Все общества, где женщины есть во власти и принимают решения, процветают.

Мужчины не могут эффективно решать те вопросы, которые могут решать женщины.

У женщин основной фрейм — поддержка, а у мужчин — соперничество.

В России надо повышать роль женщин во власти и бизнесе. По всем расчетам наше общество должно быть столь же экономически процветающим как Швеция и Америка. Не исключено, что весь этот гэп — в клубках отношений, недостаточной плотности социальной ткани, которую могло бы обеспечить взаимодополнение мужчин и женщин.