Футуролог Роберт Скоубл: «Виртуальная реальность обезболивает лучше морфина»

Футуролог Роберт Скоубл учился вместе с основателем Apple Стивом Возняком и вырос в километре от головного офиса Apple. Но свою карьеру он начал в другой компании —  в 2003 году Скоубл стал техническим евангелистом Microsoft и быстро обрел известность, сумев сделать то, что  до него не удавалось никому, — избавить корпорацию от имиджа «монополии зла», заставив всех обратить внимание на технические разработки компании, такие как HoloLens. Его прогнозы считаются лучшими в Кремниевой долине — в технологическом сообществе у него репутация человека, который точно знает, какой тренд сейчас самый актуальный. Скоубл первым предсказал появление смартфона, полностью сделанного из стекла (позднее Apple подтвердила эти слухи). Сейчас Скоубл — автор популярного блога о современных технологиях Scobelizer, который часто опережает отраслевые СМИ, сообщая обо всех технологических новинках мира. Основная сфера его интересов — виртуальная и дополненная реальность. Роберт Скоубл рассказал Inc., какую пользу медицине даст виртуальная реальность, когда по улицам поедут беспилотники и стоит ли оберегать мозг от взлома.


— Что происходит на рынке VR сейчас?

— VR не привлекает внимания. Только у 1-2% из тех, кому доступны любые технические новинки, есть хоть один гаджет, связанный с VR. От VR нет заметной прибыли.

— В чем причина непопулярности этих технологий?

— Во-первых, это дорого. Нужно покупать шлем, компьютер, приставку… целый набор. Все это сложно настраивается и занимает много места. После появления приспособленных для VR смартфонов (iPhone с двумя 3D-сенсорами), для которых не нужны дополнительные устройства, на рынке виртуальной реальности может произойти революция. Появятся многочисленные приложения — например, игры. Вы сможете играть в баскетбол с друзьями на расстоянии. Это мобильное устройство может надстраивать виртуальную реальность в любом месте.

— А как же VR-очки? Они в революции участвовать не будут?

— Очки — это следующий шаг. Такое устройство запланировали много лет назад, но Тим Кук 7 лет покупал компании по всему миру, чтобы реализовать эту идею. Результат будет через 4-6 лет.

— Снова у Apple?

— Над этим работает не только Apple. Я брал интервью у основателя студии Pixar. Еще в 1960-м году они знали, что можно делать цифровые фильмы, а первый вышел в 1995-м! 30 лет ушло, чтобы мы увидели «Историю игрушек». Люди мечтают о том, что будет после VR, — о всяких датчиках в голове. Дайте им всем время.

Очки должны стать обычной оправой. Марк Цукерберг заявил, что некрасивый и тяжелый шлем никому не нужен, и через неделю инженеры принадлежащей Facebook компании Oculus опубликовали заявку патента на очки с функцией AR.  И эти очки точно можно будет носить на улице каждый день — как обычные очки. Но чтобы VR стала массовой, сначала в игру должен вступить смартфон, а только потом очки. Разработчики должны понять, как это работает, чтобы создавать новые приложения.

Мы будем держать телефон как фотоаппарат: наводить камеру на предметы или людей, а на экране получать информацию о калорийности ужина, биографии человека и так далее. Компаниям надо уже сейчас думать о применении этих технологий, чтобы, например, завтра в потоке машин каждый мог узнать свой Uber.

— Сейчас тоже можно навести телефон на здание и с помощью QR-кода узнать, что это.

— Но изображение при этом плоское. С новыми технологиями все будет в объеме. Это информация иного рода.

— Какие еще области применения у этой технологии?

— Прежде всего, конечно, игры. Но исследования университета в Вашингтоне доказали, что виртуальная реальность обезболивает лучше морфина. Так что, думаю, у VR хороший потенциал в медицине.


Виртуальная и дополненная реальность в цифрах и фактах

Источники: Digi Capital, IDC


$11,4

млрд  — объем мирового рынка AR/VR в 2017 году


$215

млрд  — прогнозируемый объем рынка AR/VR в 2021 году


113,2%

средний годовой рост объема рынка


$83

млрд — доля технологии мобильной AR на рынке к 2021 году


$442

млн — принесли в 2017 году AR-решения для ретейла


Потребительский сегмент — основной драйвер роста рынка AR/VR

Фото: Андрей Стекачев/Inc.

— VR и AR будут развиваться по-разному?

— VR —  это когда ты видишь только виртуальное пространство. AR — одна реальность поверх другой: реальная поверх виртуальной и наоборот. Но в будущем разница исчезнет. Например, представьте: вы наводите телефон на дверь. Это дополненная реальность. А за дверью — пришельцы, и это уже виртуальная реальность. Все смешается.

— Кто-то из технологических компаний смог опередить ваши прогнозы?

— Uber. Я и представить не мог, что они станут глобальной компанией так быстро. Вижу, как машины Uber мимо проезжают, и поражаюсь.

— Почему у них получилось?

— Каждый человек с телефоном в руках — их клиент. Они это быстро поняли.


— Запуск какой технологии вы ждете больше всего?

— Самоуправляемых автомобилей. Я думаю, что ждать еще максимум лет семь. До 2022 года появятся самоуправляемые машины, очки виртуальной реальности — все сразу. Нас ждет новая культурная революция, как когда-то на культуру повлияли электрогитара или полет в космос.


— Если VR станет массовым, что останется гикам?

— Программирование. Будут взламывать мозг человека, чтоб сделать нас сверхлюдьми.

— Что посоветуете предпринимателям, которые смотрят в сторону VR?

— Не ждите, пока технологии станут массовыми. Думайте об этом сейчас.

Роберт Скоубл приезжал в Россию на конференцию Future in Tech. Inc. благодарит устроителей конференции за помощь в организации интервью.