8 секретов виральности: психологические приемы, которые помогут вашей идее или продукту «взлететь»

8 секретов виральности: психологические приемы, которые помогут вашей идее или продукту «взлететь»
Фото: Henrik Sorensen / Getty Images

Я веду блог уже более 10 лет и до сих пор удивляюсь тому, какие именно посты становятся вирусными. Конечно, обещания сделать людей богаче или успешнее повышают шансы на успех. То же можно сказать о фотографиях знаменитостей (вне зависимости от того, чему посвящен ваш текст). Однако часто посты «взлетают» (или, напротив, проваливаются) по совершенно непостижимым для меня причинам.

Но они ясны Джеймсу Карриеру — венчурному капиталисту из NFX, который ранее руководил Tickle.com. Этот сайт предлагал своим пользователям пройти психологические тесты. На основе данных, полученных от 150 млн человек, он попытался выяснить, что именно побуждает людей делиться информацией. Карриер утверждает, что разгадал секрет вирусности.

Исследование Tickle показало, что существует восемь психологических триггеров, которые побуждают людей делиться информацией. Понимая их, предприниматели и создатели контента могут делать свои продукты вирусными, пишет Карриер в своем блоге. Как человек, который по долгу службы пытается добиться эффекта вирусности, должна признать, что в этом есть здравое зерно.

Вот восемь рецептов вирусного текста (видео, аудио, фото и чего угодно), которые он предлагает.

1. Статус

Не секрет, что люди всегда хотят быть в клубе крутых ребят. Это правило работает как в школе, так и во взрослой жизни. Если вы можете позиционировать свой продукт как «эксклюзивный» или «престижный», люди с гораздо большей вероятностью захотят ассоциировать себя с ним и поделиться информацией о нем.

Но Карриер предостерегает: «Одного статуса недостаточно, потому что он — продукт иерархии и на старте обычно невысок». А значит, тактика дефицита может не сработать. Чаще всего она актуальна для скидок и билетов, количество которых ограниченно.

2. Идентичность

Еще одна важная причина, по которой люди делятся чем-то, — демонстрация собственной идентичности или принадлежности к какой-то группе. Хотя, как правило, эта мотивация стоит за постами, авторы которых чем-то возмущены и призывают разделить их чувства, бывает и обратная ситуация. Люди делятся чем-то, что описывает их как членов какой-то стаи. Особенно это часто происходит, если им кажется, что их группа представлена недостаточно или неправильно (это, в частности, объясняет успех, например, этого текста).

3. Польза

Если вы убедите людей в том, что их окружение только выиграет, узнав о вашем более дешевом или лучшем продукте, они с радостью распространят информацию о нем. «Мы делимся информацией о вещах, которые считаем полезными и нужными для нашего сообщества», — отмечает Карриер.

Однако ваш успех зависит от презентации. «Если вы простым языком объясните пользу продукта и будете при этом убедительны, распространение информации увеличится раз в 10, — отмечает Карриер. — Вот вам и разница между фразами „доступ к онлайн-агрегатору такси“ или „такси приедет через три минуты“».

4. Страх

Раньше редакторы бумажных газет говорили: «Чем больше крови — тем больше внимания». С тех пор технологии распространения информации сильно изменились, но людей по-прежнему волнуют опасности и способы их избежать. Представьте свой продукт под нужным соусом и получите возможность сыграть на естественном стремлении к безопасности.

«Быстрый рост локальной соцсети для соседей Nextdoor на запуске произошел за счет людей, которые хотели знать, что творится в их районе и с какими угрозами безопасности они могут столкнуться», — отмечает Карриер.

5. Порядок

Некоторые люди просто не могут смириться с хаосом вокруг себя и делятся всем, что помогает его упорядочить. Этим триггером и воспользовались приложения для создания заметок и инструменты повышения производительности вроде Notion и Asana.

6. Новизна развлечений

Честно говоря, жизнь (особенно во времена COVID) бывает скучной. Смешное видео с котиком может прийтись очень кстати, но, если вы хотите сыграть на желании людей развлечься, не стоит переходить черту. «Нас привлекает что-то новенькое, но не слишком, — это должно быть достаточно узнаваемым, чтобы не вызывать беспокойство», — отмечает Карриер. Из-за этого и появились мемы о Берни Сандерсе в варежках или флешмоб How it started / How it’s going («Как это началось/Как это закончилось».)

Это также одна из самых популярных стратегий для привлечения внимания, поэтому вы столкнетесь с жесткой конкуренцией. И помните: интерес к развлечениям и новым вещам обычно недолговечен.

7. Валидация

Люди хотят чувствовать, что у них все в порядке, — они умны, успешны и счастливы. Если вы демонстрируете им это и предлагаете способ ненавязчиво показать всем остальным, то сможете обрести популярность. Именно по этой причине разнообразные тесты всегда будут востребованными.

8. Вуайеризм

На одной стороне этой мотивации — фотография ужина в Instagram, от которой все подписчики истекут слюной. На другой — расшаривание очередной сплетни о том, что на этот раз учудила знаменитость, которую вы ненавидите.