Разобраться • 28 сентября 2023

Чек-лист: готовимся к международному due diligence

Чек-лист:
готовимся к международному due diligence

Общий план офисного здания с горящими окнами в ночи

Текст: Максим Темчук

Фото:olaser/Getty Images


По итогам 2022 года российский рынок венчурных инвестиций упал на 57%. Сегодня российские технологические компании все чаще нацеливаются на глобальную экспансию. Доверие международных инвесторов можно завоевать благодаря порядку в документах и четкой структуре управления. Какие пять шагов нужно предпринять, чтобы не провалить внешний аудит, рассказал независимый юридический консультант Максим Темчук.

Due diligence (дью-дилидженс) переводится с английского языка как «обеспечение должной добросовестности». Термин представляет из себя ряд мероприятий по формированию представления об объекте инвестирования. В качестве такового может выступать не только юридическое лицо, но и права требования, земельный участок или объект недвижимости.

Провести ревизию документов

Беспорядок в бумагах практически гарантированно приведет к авралам в процессе due diligence. В русском языке есть хорошая аналогия про чистоту — в здоровом теле здоровый дух. Залог грамотного масштабирования бизнеса — соблюдение порядка с документами во внутренней кухне.

На этом этапе я рекомендую обратить внимание на программные продукты в области eDiscovery — софта, который позволяет упорядочить документацию по проектам, по заказчикам и поставщикам, по судебным делам и различным совместным предприятиям. Чтобы все работало как часы и было под рукой вне зависимости от размера бизнеса.

Выбрать юрисдикцию для регистрации холдинговой компании

Независимо от того, в какой стране функционирует ваша операционная компания, холдинговая должна быть зарегистрирована в понятной для инвестора юрисдикции. Например, армянское законодательство в части корпорации и фондов достаточно гибкое и благоприятно скорректировано под привлечение инвестиций, но бизнес предпочитает использовать понятные офшорные юрисдикции, которые уже протестированы инвесторами, так как в других отсутствует правоприменительная практика и неясно, как в случае спора суды будут смотреть на те или иные вопросы.

Даже если бизнес уже успешно оперирует в Армении, Аргентине или Сербии, холдинг лучше создавать в одной из понятных и транспарентных юрисдикций, например в США, Швейцарии, на Кипре или Кайманах. Это дает инвесторам уверенность, что их деньги будут надежно защищены.

Важно понимать, что ничего не делается быстро. Если предприниматель действительно решается на международную экспансию, рекомендую проработать создание холдинга, внутреннюю переупаковку и переезд части бизнеса в новые структуры до коммуникации с зарубежными инвесторами. В противном случае бизнес получит много вопросов, сделка неизбежно затянется и повысится риск наломать дров, торопясь поднять раунд.

Чем больше проблем вскроется на этапе структурирования холдинга, переезда и подготовки к due diligence, тем выше вероятность, что инвесторы будут более агрессивно настроены к снижению оценки компании и, как следствие, получат большую долю. Начинайте думать о создании понятной транспарентной холдинговой структуры с операционными компаниями заранее.

Разобраться с правами на интеллектуальную собственность

Сегодня структурирование отношений, связанных с передачей и предоставлением прав на объекты интеллектуальной собственности (ИС), можно считать одним из самых сложных и болезненных вопросов, на который нет правильного или неправильного ответа. Кто-то принимает решение дробить бизнес, кто-то заново создает и регистрирует ИС в новой юрисдикции — варианты различаются, и принимать решение можно лишь исходя из индивидуальной ситуации каждой конкретной компании.

Из практики: стартап решил выходить на глобальный рынок, встал вопрос, как структурировать бизнес. ИС была зарегистрирована на российскую компанию, на горизонте появился швейцарский инвестор. Казалось бы, 2023 год, непростая ситуация. Но сделка состоялась. Приняли решение делать две параллельные ветки бизнеса: одну — для СНГ, другую — глобальную. В каждой свои акционеры. На выходе получили два бизнеса, которые не конкурируют друг с другом (запрет на конкуренцию), объекты ИС переданы в иностранный холдинг через безотзывную лицензию.

Если представить due diligence как прямую линию, она будет проходить через следующие точки: анализ корпоративных документов, финансовых документов компании, прав на ИС, коммерческих связей с поставщиками, документов на недвижимость и в завершении — исков и судебных процессов в отношении компании. Однако эта линия становится изогнутой, с определенным заходом в российскую юрисдикцию, когда мы говорим о расщеплении бизнеса. Достаточно наивно полагать, что инвестор успокоится, как только вы положите на стол пачку документов по свежесозданной иностранной компании. Даже в текущей ситуации инвесторы в большинстве случаев будут смотреть на core-предприятие и на ИС, созданные в России.

Отношения между предпринимателем и инвестором должны быть прозрачными: не надо пытаться что-то утаить и недосказать — тайное станет явным не сегодня так завтра. Вместе с тем есть важный момент — к любой сложной коммуникации инвестора надо готовить. Когда вы понимаете, что на повестке появляется проблемный вопрос, нужно организовать встречу со вкладчиком. И цель такой встречи для обеих сторон — не облегчить будущий дью-дилидженс или сходу перейти к обсуждению оценки, а убедиться, что вы смотрите с инвестором в одном направлении, а также удостовериться в адекватности и возможности спокойно взаимодействовать и находить пути решения и компромиссы.

Определить необходимость привлечения международного менеджмента

Привлечение в команду СЕО с мощной репутацией гарантированно добавит бизнесу инвестиционную привлекательность. Однако есть несколько существенных аспектов, про которые не надо забывать.

Во-первых, СЕО с регалиями достаточно дорого стоит. С одной стороны, это показатель стабильности компании, с другой — своеобразное сообщение для инвестора, что бизнес созрел для подобных трат. Если ради такого CEO у проекта возникнут сложности с бюджетом, будет страдать юнит-экономика, это назначение может вызвать дополнительные вопросы.

Во-вторых, звездный СЕО, безусловно, не пойдет в компанию-однодневку и одно его присутствие может верифицировать надежность бизнеса. Но соотношение цены и ценности такого сотрудника было и остается решающим фактором. С точки зрения безопасности принимаемых им решений — полномочия всегда может скорректировать грамотно выстроенная структура корпоративного управления: комитет, совет директоров или акционеры.

Начать общение с инвесторами

Переговоры начинаются с отправки документов, затем юридический консультант инвестора проводит анализ. Здесь требуется сохранять с ним диалог и постоянно быть на связи, еще лучше — назначить внутри человека, который будет ответственен за due diligence и коммуникацию со второй стороной.

Из практики: стартап не высылает документы юридическому консультанту инвестора, потому что они готовятся внешним агентом и компания их сама еще не получила. Юристы запрашивают их снова, стартап молчит, в итоге проблема эскалируется на уровень инвестора. То есть привлекается дополнительный человеческий капитал на узкую задачу, что расходует определенный гудвил инвестора по отношению к сделке и ее участникам.

Бывает, что ряда документов нет или их не могут найти, — все это предмет переговоров. Даже совсем из ряда вон выходящие ситуации, такие как отсутствие лицензий на определенный вид деятельности, могут сказаться лишь на оценке компании, но не привести к отказу от сделки.

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, но зачастую об этом не думают — оформление релоцируемых сотрудников. Если компания перевозит кадры в какую-то отдаленную локацию, например в Испанию, Швейцарию или Нидерланды, то в ходе аудита особенно пристально будут проверять процесс их переезда: наличие необходимых виз и других технических деталей. Следует помнить, что любой штраф, который ложится на компанию, снижает ее доступный кэш, что тоже может влиять на оценку.

Если вы планируете привлекать инвестиции, но понимаете, что в документах полный беспорядок, — разбирайте его сами, не привлекая внешних специалистов. Новый сотрудник потратит существенное количество времени, чтобы разобраться, что внутри. Это трата и финансовых, и человеческих ресурсов. Я видел немало случаев, когда подготовкой и лидированием due diligence на стороне компании занимался финансист, а функция юриста была лишь поддерживающая. Бывало и наоборот, но главное — делать это самим, не пытаясь залатать брешь не самым качественным или не самым надежным материалом.