Разобраться • 18 июня 2021

«Вроде можно, но нельзя» — каково в России в 2021 году делать бизнес на промышленной конопле

«Вроде можно, но нельзя» — каково в России в 2021 году делать бизнес на промышленной конопле

Текст: Джейхун Мамедов

Иллюстрация: Александр Костенко


В феврале 2021 года маркетплейсы Ozon и Wildberries сняли с продажи чаи из промышленной конопли, а последний — все другие продукты из растения. Когда один из продавцов приехал в Москву с документами и образцами чая, чтобы доказать легальность своей продукции, его задержали сотрудники МВД и посадили в СИЗО в качестве обвиняемого по статье 228.1 УК РФ. Сейчас конопляная продукция, кроме чаев, уже вернулась в маркетплейсы. Inc. поговорил с предпринимателями, которые выращивают техническую коноплю и производят из нее товары, и выяснил, как непонимание организаций мешает их бизнесу.


В материале речь идет исключительно о сортах промышленной конопли, содержащей в сухой массе листьев и соцветий верхних частей растения не более 0,1% тетрагидроканнабинола.

В России промышленную (техническую) коноплю можно выращивать на законных основаниях с 2007 года. Сорта такой конопли отличаются низким содержанием тетрагидроканнабинола (ТГК) — не более 0,1%. Ее волокна идут и в пищу в виде семян и масла, и на производство волокна для нетканых материалов, веревок, канатов (пенька) и текстиля. В англоязычном мире для обозначения конопли, выращенной в промышленных целях, используют понятие hemp, или industrial hemp.

Труды в помойке

Кооператив Hempico занимается коноплеводством с 2017 года. По словам руководителя проекта Сергея Савенкова, техническая конопля — одно из самых перспективных направлений в сельском хозяйстве. Хотя в Советском Союзе промышленное коноплеводство благополучно существовало, в современной России оно развивается практически с нуля, и ниши возможных продуктов из культуры пустуют. Тем не менее в прибыль Hempico планирует выйти только в этом году. Первые годы ушли на развитие научно-технической базы вместе с институтами, и монетизировать продукцию кооператив начал только недавно.

Одним из достижений компании стал конопляный чай. В коллекции Hempico есть нескольких его видов. В описании каждого указано, что продукт содержит меньше 0,1% ТГК и меньше 1% КБД (каннабидиола). Компания в своих рекламных материалах утверждает: чай снимает тревожность, способствует снижению веса и крепкому сну, защищает нервную систему от дегенерации и полезен для сердца.

Конопляный чай Hempico разработал два года назад вместе с Красноярским государственным аграрным университетом. Партнеры провели множество исследований, чтобы доказать пищевую ценность продукта. Прежде чем выходить на рынок, Hempico добровольно прошел экспертизу, удостоверившись в легальности чая. Затем компания провела психолингвистический анализ, чтобы оформление продукта не подпадало под статью 6.13 КоАП РФ (пропаганда наркотических средств). Заходили на рынок аккуратно, обсудив с представителями ГУНК МВД России, что кооператив будет действовать прозрачно, через уведомления, и тем самым настраивать на такое же поведение новых игроков рынка.

Сергей Савенков

руководитель кооператива Hempico

В 2021 году на рынок стали заходить новые участники, подхватив наше «изобретение», и все наши труды были выброшены в помойку. Продукт очень специфический, и здесь нужно включать голову, понимая, что в этом деле участвуют и надзорные органы. Кто-то заходил на хайпе: мол, мы сейчас устроим легалайз, — акценты были расставлены неправильно. Наши переговоры с такими компаниями ни к чему не привели, и в итоге произошел резкий негативный эффект — проиграли все.

Под негативным эффектом Савенков подразумевает отказ маркетплейсов от продукции, задержание продавцов и жалобу активистов «Лиги безопасного интернета» в Минпромторг с просьбой ввести премодерацию объявлений в онлайн-магазинах. Волонтеры организации указывали на факты «продажи наркотических веществ под видом продовольственных товаров отдельными продавцами в крупнейших онлайн-магазинах Ozon, Wildberries». Минпромторг, в свою очередь, направил обращение в МВД.

«Больше, чем просто ошибка»

Помимо непрофессионального поведения игроков рынка, важную роль сыграл еще один фактор, говорит руководитель Hempico, — указ президента РФ о Стратегии государственной антинаркотической политики до 2030 года. Это обновленный вариант предыдущего документа, который действовал до 2020 года. Новый указ усилил антинаркотическую политику, говорит Анастасия Ичетовкина, юридический консультант Mi& Ko. Среди новых мер — выявление и пресечение работы интернет-ресурсов, используемых для пропаганды и распространения наркотиков, формирование антинаркотических комиссий, привлечение волонтёров для реализации политики, развитие систем мониторинга наркоситуации и другие.

Сергей Савенков

руководитель кооператива Hempico

У одного из участников на рынке на маркетплейсе заблокировали продукцию. Он прилетел в Москву и начал, грубо говоря, качать права. Делал это непрофессионально и не смог защитить этот продукт, то есть обычный продавец, который не понимает технологического процесса производства, решил обосновать легальность продукта. Его непрофессионализм и вызвал цепную реакцию.

Речь идёт о Максиме Шевченко, учредителе компании «Альтума», которая, по данным «Контур.Фокуса», занимается выращиванием чая. Его задержали в марте 2021 года более чем с тысячами пакетиков чая. По версии МВД, в нем содержалась марихуана, или тетрагидроканнабинол (ТГК). Правда, количество его не замеряли (допустимо содержание не более 0,1%). Ещё одна причина, из-за который чай вызывает вопросы, может быть в том, что он внешне похож на марихуану.

Сергей Ларин

основатель HempForLife

Насколько я понял, экспертиза проводилась не на количество ТГК в конопле, а на его наличие. Если даже содержание ТГК ниже разрешенного, то тест все равно покажет, что он есть. Это весьма значительная вещь, потому что люди подпадают под уголовное преступление, а с точки зрения количества закон не нарушен. С коноплей везде так: вроде можно, но нельзя.

Дело еще находится в следственном процессе, сообщает один из игроков рынка. По словам источника, проблема может быть «больше, чем просто ошибка МВД», — скорее всего, стоит вопрос с документами, потому что из самой технической конопли невозможно сделать наркотическое средство. На момент публикации материала МВД не ответил на запрос Inc. о статусе дела.

Кроме этого, в конце марта Абаканский городской суд начал административное дело в отношении ООО «Альтума» о пропаганде наркотических средств. Поводом стало обращение, поступившее в Главное управление МВД, с просьбой проверить конопляный чай, который продается на различных площадках, в том числе в крупных маркетплейсах Ozon и Wildberries. Вопросы вызвали бренды «Большая шишка» и «DoctorDja» (принадлежат «Альтума»): их названия намекают на наркотические сорта конопли, а на упаковках чаев изображены листья и соцветия растения.В результате суд прекратил дело, так как сайт конопляный-чай.рф, где размещалась продукция, не принадлежит «Альтума».

Напуганные маркетплейсы

На кадрах, опубликованных «ИА Хакасия live», можно также увидеть проверку Wildberries, которая прошла ранее, в феврале 2021 года. После этого маркетплейс сообщал продавцам, что не будет размещать конопляную продукцию и товары, в оформлении упаковки которых есть конопля. Однако сейчас на Wildberries есть множество товаров из конопли (включая продукты питания), кроме чаев. То же самое — с Ozon и «Яндекс.Маркетом». А на «СберМегаМаркете» и AliExpress можно купить и чай Hempico.

На вопрос, почему Wildberries отказался от конопляных чаев, руководитель пресс-службы компании Валерий Прокопьев говорит: «Продукты питания — это все-таки особый сегмент», — то есть к ним больше требований. Что касается конопляных чаёв, то для него это вопрос — разрешены ли они для продажи в РФ.

Сергей Савенков

руководитель кооператива Hempico

Волна сначала была полностью по всем продуктам из промышленной конопли, потом они в большем количестве вернулись на маркетплейсы: масло, семечки и мука, — но не чай. Маркетплейсы увидели в этом риски и возможные убытки из-за остановки своей деятельности. Ребят просто напугали. Хотя, пока происходила вся эта история, мы спокойно продавали свою продукцию через сайт и другие небольшие маркетплейсы, продолжали работать с дистрибьюторами.

Из-за негативной волны продажи чая Hempico упали на 80%. Маркетинговые вложения в продукт оказались убыточными, а переориентирование на другие каналы продаж, по словам Савенкова, не вернет прежнюю лояльность покупателей к чаю. При этом предприниматель считает, что подобные реакции МВД вразумляют людей и учат их работать правильно.

Перспективный рынок

Рынок конопляной продукции в России до 2020 года рос быстрыми темпами. Если в 2010 году засеивались менее тысячи га технической конопли, то в 2020 — уже 10,5 тыс. га, а рынок продуктов питания из конопли вырос в 4 раза за последние три года. На это влияет новизна отрасли и растущие тренды на здоровый образ жизни и экологичные продукты.

Один из немногих игроков полного цикла на этом рынке — холдинг «Коноплекс», который занимается коноплеводством с 2015 года и производит из промышленной конопли продукты питания и волокно. Общий объем инвестиций компании в отрасль превышает 2 млрд руб.

В прошлом году «Коноплекс» открыл в Пензенской области завод по производству продуктов здорового питания из конопли и других культур, вложив в предприятие 300 млн руб. Товары выпускаются под брендами «Коноплянка» и «Кухня счастья» и доступны на разных торговых площадках, в том числе на Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркете».

Особого отношения маркетплейсов к конопляной продукции «Коноплекс» не видит. При этом компания замечает: неоднозначная репутация конопли и излишнее внимание некоторых ведомств к легальной продукции негативно сказывается на рынке.

Милена Александрова

гендиректор УК «Коноплекс»

Необходимо не только четко разграничивать понятия наркотической и безнаркотической промышленной конопли, но и проводить большую информационную работу с представителями госорганов, бизнесом и потребителями. Мы такую работу ведем совместно с Агропромышленной ассоциацией коноплеводов (АПАК), рассказываем о культуре, ее возможностях, сферах применения, полезных свойствах.

Плавающее поле конопли

Компания HempForLife занимается конопляными товарами с 2013 года. Запустилась она после того, как основатель Сергей Ларин побывал в Непале на мануфактуре, которая делает одежду из конопли. Ему понравилось, что она была уютная, или «тёплая», как говорит предприниматель. Ларин сначала продавал импортированную одежду из конопли, а потом запустил свое производство. Позже ассортимент пополнили продукты питания и косметика. Первую прибыль HempForLife получил спустя пять лет после запуска.

Несмотря на то что Ларин и его команда никогда не занимались чаями, его бизнес тоже пострадал. В начале года HempForLife решил разместить на Wildberries свой текстиль. По словам Ларина, сначала маркетплейс одобрил поставку и принял товар на склад, а на следующий день объявил: «Нет, мы не будем продавать ваши вещи, потому что в них содержится конопляное волокно». Что не так с конопляным волокном, не объяснили.

Сергей Ларин

основатель HempForLife

На Wildberries застряло три паллета с нашими товарами, и мы до сих пор их не получили обратно. Компания отвечает нам раз в месяц, что не может пока вернуть товар.

На запрос Inc. Wildberries ответили, что свяжутся с HempForLife и узнают, что случилось. «Я уже им собирался претензию писать», — реагирует Ларин.

Товары HempForLife можно найти на «Яндекс.Маркете». На Ozon компания еще не размещала свои товары, но планирует. По словам Ларина, маркетплейс запретил чаи, а на остальные продукты питания просит тесты на содержание ТГК (в семечках, ядрах). Ozon не стал комментировать Inc. свою политику в отношении товаров из промышленной конопли.

Из-за размытости понятий у HempForLife есть сложности с продвижением продукции. Закон «О рекламе» запрещает рекламу растений, содержащих наркотические средства, и их частей. По словам Ларина, соцсети «ВКонтакте», Facebook, Instagram не рекламируют товары с коноплёй. Через Google и «Яндекс» тоже сложно поставить рекламу, даже если контент рассказывает о технической части продукта и его легальности. Для площадок это серьезные риски и штрафы, объясняет Ларин.

Реклама продукции из технической конопли во «ВКонтакте» не запрещена, но за содержанием объявлений модераторы следят тщательно, говорят в пресс-службе социальной сети. Модерацию проходят косметические средства, одежда и продукты питания, произведенные из технической конопли. Соцсеть отклонит объявление и расценит его как пропаганду, если в нем присутствуют изображения или упоминания растений, напрямую или косвенно связанные с наркотическими веществами. «Рекламодатель всегда может получить объяснение и рекомендации о том, как стоит скорректировать объявление, чтобы оно соответствовало правилам соцсети», — говорят в пресс-службе «ВКонтакте».

Сергей Ларин

основатель HempForLife

На рынке конопли много проблем и сложностей — с выращиванием, переработкой, техникой. Самая главная в том, что не прописаны четкие регламенты и нормы с точки зрения разделения понятий. И в таком плавающем поле люди не понимают, что законно, а что нет. В их числе чиновники, маркетплейсы и другие компании.