Разобраться • 30 марта 2024

Игра продолжается: что происходит с геймингом в России

Игра продолжается: что происходит с геймингом в России

Текст: Евгений Соркин


Несмотря на санкции, российский рынок видеоигр стремительно развивается, с каждым годом привлекая все больше внимания со стороны потребителей и инвесторов. Популярность киберспорта и мобильных игр, а также появление новых технологий создают благоприятную почву для дальнейшего расцвета гейминга в нашей стране. Inc. разобрался, что происходит с рынком сейчас и какие перспективы ждут его в будущем.

Значительное влияние на отечественную гейм-индустрию оказали санкции, которые западные страны ввели против России в 2022 году. Из-за ограничений на импорт игрового оборудования и программного обеспечения российским компаниям стало сложнее загружать новые игры на цифровые площадки. Из-за этого число доступных российским геймерам продуктов и услуг сильно сократилось, а цены на них выросли.

Смутные времена

По итогам 2022 года российская индустрия онлайн-игр потеряла от общей стоимости 80% по сравнению с 2021 годом — тогда объем рынка оценивался в 99 млрд руб. В ответ на это правительство РФ в рамках программы «Национальная экономика» анонсировало федеральный проект по поддержке отечественной гейм-индустрии.

Так, «Институт развития интернета» — некоммерческая организация, созданная для взаимодействия интернет-отрасли с административными органами, выделила студии из Новосибирска Cyberia Nova грант в размере 260 млн руб. на разработку компьютерной игры в жанре RPG, действие которой будет происходить во времена Смуты в 1612 году.

По мнению руководителя киберспортивного агрегатора Langame Павла Голубева, к 2023 году российская гейм-индустрия практически полностью адаптировалась к новой реальности после введения санкций и ухода международных игровых корпораций. Из наиболее заметных изменений после событий 2022 года эксперт отметил рост цен на зарубежные игры до 30%, а также сложность их приобретения, что привело к частичному возвращению культуры потребления пиратского контента. Также пострадали и отечественные разработчики, которые реализовывали свои проекты за рубежом, где они имели существенную часть прибыли.

Павел Голубев

Павел Голубев,

руководитель киберспортивного агрегатора Langame

«В первую очередь игровая отрасль — это бизнес, нужно смотреть на деньги. А по этому показателю рынок активно возвращается к значениям до начала СВО, что в целом свидетельствует о его стабилизации. И главный вызов индустрии на ближайшие годы — сделать так, чтобы ее выручка не только росла, но и оседала непосредственно в стране».

Применяемые в отношении России санкции оказывают прямое влияние на местных разработчиков мобильных игр, считает основатель игровой инди-студии Altenia Game Екатерина Дума. Как подчеркнула эксперт, сейчас в магазинах приложений App Store и Google Play не допускаются к оплате карты российских банков, а потому создателям контента стало сложнее регистрироваться и продлевать свои аккаунты на этих сервисах. Аналогичная ситуация и с рекламной монетизацией — крупнейшие платформы, такие как AdColony, Vungle, IronSourse, Applovil и другие, не отправляют выплаты в Россию.

Екатерина Дума

Екатерина Дума,

основатель игровой инди-студии Altenia Game

«Делать внутриигровые покупки пользователям из России стало значительно сложнее. Только с октября 2023 года разработчикам разрешили принимать платежи через внешние ресурсы от Apple. Однако и в этом случае возникают определенные сложности — в том числе высокая комиссия (27%), взимаемая самой компанией, а также обязанность предоставления отчетов о покупках. Более того, Apple может заблокировать аккаунт при выявлении нарушений, что представляет серьезные риски для разработчиков».

Тем не менее, по словам эксперта, игровая индустрия в России продолжает расти за счет усилий инди-разработчиков, которых не испугали трудности. В 2023 году российские игры, как Atomic Heart (от студии Mudfish), The Bookwalker: Thies of Tales (от студии Do My Best Games) и Warhammer 40,000: Rogues Trader (от студии Owlcat Games), были высоко оценены не только на родине, но и во всем мире. А некоторым из них даже удалось войти в состав подписки GamePass от Xbox, что также свидетельствует о высоком качестве и популярности этих проектов.

Вперед к победе

Еще сложнее приходится поклонникам киберспорта. Как отметила Екатерина Дума из Altenia Game, на текущий момент в этой сфере россиянам развиваться трудно, поскольку главные киберспортивные события разворачиваются на международной арене. На фоне санкций некоторые профессиональные команды приняли решение покинуть страну, а кто-то был вынужден выступать под нейтральной символикой, избегая ассоциаций с РФ.

Team Spirit, одна из самых известных российских киберспортивных команд, объявила о переезде в Белград (Сербия) почти сразу после начала СВО. Ситуация застала клуб на самом пике популярности — в октябре 2021 года Team Spirit победила в самом престижном соревновании по Dota 2 — турнире под названием International. Россию также покинули ветераны отечественного киберспорта — команда Virtus.Pro. Теперь клуб базируется в Армении.

Как подчеркнула Екатерина Дума, сегодня в России активно стараются поддерживать интерес к киберспорту и развивают внутренние мероприятия. Особое внимание уделяют шоу фиджитал-спорта «Игры будущего», где объединяются соревнования в физическом и виртуальном пространстве. Например, команды по баскетболу сперва выступают на спортивной площадке, а затем продолжают борьбу за джойстиками в цифровой игре NBA.

Первый турнир «Игр будущего» состоялся с 19 февраля по 3 марта в Казани, призовой фонд составил $10 млн. Проект получил существенную поддержку государства — на проведение мероприятия из федерального бюджета было выделено около 5,2 млрд руб. Всего участие в соревнованиях приняли более 2 тыс. спортсменов из 100 стран мира. Соревнования включали 21 дисциплину (у каждого классического вида спорта был цифровой аналог) — футбол, баскетбол, единоборства, картинг, скейтбординг и др.

Старший менеджер по связям с индустрией школы компьютерной графики и игровой разработки Scream.School Андрей Дроконов называет перспективы развития российского рынка киберспорта «плацдармом» для молодых талантов, где у юных игроков есть возможность пробовать себя в различных дисциплинах. «Можно заметить, как рынок стараются поддерживать и развивать разные платформы и компании, но до проведения турниров Tier 1 (высшего уровня) нам еще нужно много времени, — рассуждает он. — Санкции довольно сильно ударили по рынку киберспортивных мировых фестивалей с топовыми командами».

Новый уровень

Российскому рынку гейминга удалось адаптироваться под современные реалии на фоне зарубежных санкций и продолжать на этом фоне демонстрировать стабильный рост и развитие. С появлением таких технологий, как виртуальная реальность, искусственный интеллект и облачные сервисы, игровая индустрия стремительно эволюционирует, предлагая пользователям более захватывающие и интерактивные возможности.

По данным совместного ислледования сервиса для оборота онлайн-платежей ЮKassa и киберспортивного агрегатора Langame, в 2023 году обороты игровых площадок в России выросли на 68%. Аналитики уверены, что на рост повлияло рекордное количество релизов видеоигр и соответствующее увеличение спроса на компьютерные клубы со стороны геймеров. Относительно 2022 года число платежей на развлекательно-цифровых площадках выросло на 62%, а средний чек увеличился на 4% и составил 523 руб.

Павел Голубев

Павел Голубев,

руководитель киберспортивного агрегатора Langame

«К сожалению, после ухода международных компаний никто пока так и не взял на себя функцию оценки видеоигрового рынка России. Но если опираться на показатели отдельных частей игровой индустрии, например на компьютерные клубы, по которым имеется отраслевая аналитика, то рост отечественного рынка в 2023 году составил 15%».

Глава «Организации развития видеоигровой индустрии» Вячеслав Овчинников обратил внимание на исследование, которое показало, что около 60% россиян играют в игры на различных устройствах — от телефонов до консолей. С 2018 по 2022 год этот показатель увеличился более чем в три раза, а траты пользователей на покупки контента, оформление абонентских подписок и приобретение внутриигровых валют составили около 383 млрд руб.

По мнению Екатерины Думы из Altenia Game, в России есть множество талантливых специалистов, которые усердно работают над новыми качественными проектами. Тем не менее они нуждаются в постоянной поддержке со стороны СМИ и игровых сообществ, которые освещают новости в гейм-индустрии и транслируют их конечным пользователям.

Екатерина Дума

Екатерина Дума,

основатель игровой инди-студии Altenia Game

«Для дальнейшего роста гейм-индустрии в стране важно увеличить количество профессиональных событий, на которых могли бы взаимодействовать разработчики, игроки, спонсоры и издатели. Важно отметить также деятельность „Института развития интернета“, который выделяет финансовые ресурсы на поддержку отечественных игр. Чтобы создать стойкую основу для геймдева в России, поддержка со стороны профессиональных ассоциаций необходима».

Яркие проекты

Российские игровые проекты набирают все большую популярность на международном рынке. Многие из них стали настоящими хитами, привлекая внимание геймеров со всех уголков планеты. Вот некоторые из них.

  • Atomic Heart

В феврале 2023 года российско-кипрская студия Mundfish представила новый RPG-шутер (computer role-playing game — жанр видеоигр, в котором игрок управляет одним или несколькими персонажами, от лица которых может совершать нарративные выборы. — Прим. ред.) от первого лица Atomic Heart, который за считанные месяцы обрел неофициальное звание «венец отечественного геймдева». Игра, действия которой происходят в альтернативной реальности эпохи СССР, привлекла внимание 5 млн игроков по всему миру по итогам первых трех недель с момента релиза, а на гейм-площадке Steam проект практически мгновенно ворвался в топ-10 большинства стран, где представлена платформа.

«Согласно отчету французского издателя игр Focus Entertainment, дистрибьютора Atomic Heart, по итогам финансового 2023 года компания заработала €194,1 млн (примерно 19 млрд руб. по курсу на 12 марта 2024 года), рост выручки составил 36,2%. Точные показатели продаж шутера компания не раскрывает, но авторы отчета отметили, что игра „превзошла все ожидания“.

В России Atomic Heart доступна к покупке на сервисе VK Play. Базовую версию игры можно приобрести за 2 499 руб., стоимость полного издания составляет 3 599 руб. На платформе Steam шутер стоит €59,99 (примерно 6 тыс. руб. по курсу на 12 марта 2024 года).

  • Warhammer 40,000: Rogue Trader

Компьютерная ролевая игра Warhammer 40,000: Rogue Trader от московской студии Owlcat Games увидела свет 7 декабря 2023 года, и за первый месяц проект заработал на Steam $12,6 млн. На агрегаторе рецензий Metacritic контент, посвященный сражениям в дальнем космосе, имеет 80 баллов из 100 — эксперты высоко оценили сюжет и атмосферу игры.

Пользователи Steam могут приобрести Warhammer 40,000: Rogue Trader за $49,99. Геймерам из России игра представлена по цене 1 599 руб. за стандартную версию и 2 049 руб. — за расширенную.

  • «Смута»

Игра в жанре RPG о временах Смуты была разработана студией Syberia Nova на вышеупомянутый грант в 260 млн руб. от «Института развития интернета». Действие игры происходит в различных локациях Древней Руси XVl-XVll вв., в которых пользователи будут выполнять задания и участвовать в сражениях в роли разбойника, крестьянина, князя, и т. д. Выход «Смуты» запланирован на 4 апреля 2024 года, игру можно будет купить на VK Play.