Игрок игрока видит издалека. Как управлять персоналом, совместив работу и развлечение

Игрок игрока видит издалека. Как управлять персоналом, совместив работу и развлечение
Фото: Will Ireland/Getty Images

Высокая самоотдача каждого члена команды — залог развития всей компании. И деньги — не единственный и уж точно не главный мотиватор. Дежурные похвалы от начальства, привычные системы поощрения, пресловутый тимбилдинг — все это не поможет сделать так, чтобы у сотрудников горели глаза. О том, из чего конструируется «работа мечты», каким образом раскрыть потенциал человека и как выглядит идеальный досуг для команды, рассказал Дмитрий Кибкало, основатель сети магазинов «Мосигра».


Быть продавцом — круто


Принято считать, что линейный персонал — это про низкую квалификацию, высокую текучку и острый недостаток лояльности к работодателю. Но для бизнеса, связанного с торговлей, главный сотрудник — продавец. Это он напрямую общается с покупателем, и в данном случае именно его поведение и отношение к работе создает образ компании. Поэтому важно переступить границы субординации и предложить продавцам развивающую рабочую среду.

В «Мосигре» есть традиция: в пик сезона (предпраздничное время, когда покупатели выстраиваются в длинные очереди) в магазинах наравне с продавцами работают офисные сотрудники и даже топы компании. В этом есть очевидная польза для всех. Продавцы могут пообщаться с руководством, поделиться идеями, получить обратную связь, проникнуться командным духом. А для топов — это возможность узнать своего покупателя и понять, ради кого ты работаешь там, у себя за компьютером.

В «Мосигре» также действует школа продавцов: выучившись в ней, сотрудник начинает понимать, что продажи — важный для компании труд, требующий специальных знаний (и справится с ним далеко не каждый). Помимо продающих техник, сотрудников учат тайм-менеджменту и управлению персоналом. У всех, кто хочет расти и быть полезным компании, есть шанс сделать карьеру: некоторые из бывших продавцов уже выросли до управляющих.


О пользе хороших дел


Сотруднику важно знать, что его компания занимается хорошим делом — полезным для общества с точки зрения ценностей этого конкретного человека. «Мосигре» в этом смысле повезло: настольные игры — это про досуг, развитие, эмоции, хорошее настроение, время с семьей и близкими.

Сотрудникам не нужно объяснять, почему они делают хорошее дело, — достаточно заглянуть в книгу отзывов в любом магазине. Даже франчайзи «Мосигры» на вопрос, почему они выбрали именно эту франшизу, часто отвечают: «Потому что настольные игры — хорошее дело».


Переходим на «бирюзовую сторону»


10 лет назад «Мосигра» была маленькой семейной компанией, где каждый отвечал за свой кусок работы и старался сделать как можно больше. Быстро вырасти в крупнейшую в Европе специализированную сеть (сейчас она включает 74 магазина) помог описанный в книгах Фредерика Лалу принцип «бирюзовых организаций». Его суть в том, что инициативные сотрудники получают большую свободу в принятии решений. В «Мосигре» нет жесткой иерархии и длинных должностных инструкций. Сотрудник берет на себя полную ответственность за проект, сам распоряжается бюджетом, ставит задачи и сроки, привлекает все необходимые ресурсы для реализации. Так образуются своеобразные стартапы внутри компании.


Самоорганизация помогает вовлечь сотрудников в работу и сформировать сильную команду. Когда человека привлекают к принятию решения, интересуются его мнением и дают свободу действий — он перестает отсиживаться в офисе и старается сделать все, чтобы выполнить свои обещания.


Подобным образом у «Мосигры» открылось собственное производство. Обладая большим опытом в продажах, мы подумали: «А что если самим начать производить игры?» В команде нашелся человек, который увлекся этим вопросом. Он организовал работу направления и прошел путь от сборки коробок в подсобке до запуска собственной фабрики по производству настольных игр в Подольске.

Похожим образом у «Мосигры» появилось свое издательство, а затем — представительство в США и даже несколько дочерних бизнесов, не связанных с играми.


Вливайте свежую кровь


Если бизнес хочет развиваться, необходима свежая кровь. Поделюсь небольшим лайфхаком: даже если вы прямо сейчас никого не ищете — все равно регулярно проводите собеседования на самые разные позиции. Так вы будете в курсе тенденций и сможете получить обратную связь о вашем бизнесе от соискателей с высокой квалификацией. В «Мосигре» некоторые такие собеседования в итоге заканчиваются приемом человека на работу — иногда под него даже специально создавали должность (не хотелось упускать шанс поработать с профессионалом).

Хороший менеджер — тот, кому можно дать «кусок работы» и забыть (поскольку есть уверенность, что он ее сделает). Если вы нанимаете крутого профессионала — будьте готовы обеспечить его работу необходимыми ресурсами (структурными, денежными и т. д.). Как правило, сильный руководитель формирует команду под себя и подтягивает нужных ему людей (те, кто не разделяет его взгляды, отваливаются сами). В том числе поэтому HR-специалисты советуют подбирать сотрудников, близких вам по духу и разделяющих ваши ценности.


Правильные комбинации


Идеальных людей не бывает — даже самый эффективный член команды в чем-то слаб. Задача руководителя — понять, каковы сильные стороны ключевого сотрудника, и использовать их по максимуму, а слабые стороны — прикрыть другими людьми. Иными словами, матрицу полномочий нужно распределять так, чтобы человеку не пришлось делать то, что он делает плохо (или просто не любит). И все это в рамках бюджета, разумеется.

Представим такую ситуацию: сотрудник хорош в заключении сделок и может организовать работу других менеджеров отдела, но не умеет работать с договорами. Стоит передать всю бумажную работу бэкофису и обеспечить человеку условия для работы с клиентами. В результате в выигрыше окажутся оба: и сотрудник, который занимается любимым делом (не отвлекаясь на бумажную работу), и работодатель — ведь количество сделок возрастет.


Миссия как ориентир


Что делать, если покупатель пришел в магазин за конкретным товаром, а его там нет? Для этого у «Мосигры» есть миссия — своего рода маяк: сотрудник его видит и в любой непонятной ситуации знает, куда плыть.

«Впарить» другую игру вместо отсутствующей в ассортименте — не наш вариант. В миссии компании сказано: «Мы хотим, чтобы у каждого человека была любимая настольная игра», а среди ценностей на первом месте — клиентоориентированность. Поэтому в таких случаях продавец «Мосигры», скорее всего, поможет найти игру в интернете и даже подскажет путь до магазина конкурента. Гость сможет приобрести ту игру, которую хотел, и останется доволен. А значит, он еще не раз к нам вернется!


Всем коллективом — на лекцию


Многие компании предоставляют сотрудникам квоту на обучение и нанимают для них дорогих тренеров. Но так это не работает. Сотрудник должен сам проявлять инициативу и приходить с предложениями: «Хочу сходить на эту конференцию», «Давайте купим этот мастер-класс», «Я устрою лекцию для персонала» и т. п. Причем можно развиваться как в своем направлении, так и в смежных.

Развитие сотрудников не обязательно должно влететь компании в копеечку. Есть куча бесплатных курсов, а с платными иногда можно договориться о бартере. Позовите сотрудников на конференции — на отраслевые и те, которые вы организуете или где участвуете как спикеры. Хорошего спикера или партнера по бизнесу можно пригласить и в компанию — прочитать лекцию для всей команды.

В «Мосигре» есть такая практика: сотрудники выступают перед коллегами с лекциями на любые темы (выбирают сами) — от искусства и путешествий до языков программирования и особенностей работы мозга. Главное — чтобы это было увлекательно и полезно. Работник может брать бизнес-литературу в библиотеке компании. Когда все читают одни и те же книги, есть шанс, что руководство и персонал станут говорить на одном языке.


Игры на работе


Людям нравится заниматься тем, что им интересно, — это неисчерпаемый стимул делать свою работу хорошо. Почти все продавцы «Мосигры» — фанаты настольных игр, и потому работают с удовольствием. Разумеется, это напрямую влияет на продажи: легко продавать товар, от которого ты сам без ума!

Для продавцов игровой процесс — обязательная часть работы: они открывают коробки перед покупателями, объясняют правила, дают поиграть. Был веселый случай, когда администраторы одного из торговых центров пожаловались нам: «Знаете, что делают ваши продавцы на рабочем месте? Играют в игры!»

Вокруг игр построен и корпоративный досуг компании. Когда мы всей толпой едем на рок-фестиваль «Нашествие» и организуем там игровую зону — это и работа, и отдых, и тимбилдинг, и общение, и передача ценностей. Сотрудники строят лагерь, проводят игротеки, работают в качестве аниматоров. Выездные мероприятия помогают коллективу узнать друг друга поближе и способствуют сплочению команды.