Разобраться • 4 апреля 2024
Количество против качества: почему не стоит доверять ИИ рассылку резюме
Количество против качества: почему не стоит доверять ИИ рассылку резюме
Текст: Аки Ито, Business Insider
Перевод: Ирина Шитикова
Фото: Stephanie Keith/Getty Images
За многие вакансии на современном рынке приходится побороться, и число претендентов на некоторые из них так велико, что кажется, будто нет смысла даже пробовать. Чтобы повысить свой шанс, соискатели стараются оставить как можно больше откликов на онлайн-площадках для поиска работы. В ответ на эту тенденцию появились сервисы массовой рассылки резюме. В том, как они работают, на личном опыте разобралась корреспондент американского издания Business Insider Аки Ито.
В наше время нередки случаи, когда на совершенно непримечательные вакансии приходят тысячи заявок. У работодателей огромный поток резюме, большинство из которых они не успевают даже просмотреть, не говоря уже о том, чтобы прочитать. Ситуация стала настолько мрачной, что LinkedIn больше не сообщает о количестве людей, подавших заявки на вакансии на своем портале.
Теперь для массового заполнения вакансий можно использовать ботов. Программы с такими названиями, как LazyApply и Massive, превратили поиск работы в технологическую гонку. Нужно просто внести плату, загрузить в бота свое резюме и сообщить ему, какую именно работу вы ищете. Алгоритм начнет рассылать сотни заявок от вашего имени, часто в режиме реального времени.
«Я не думала, что кто-то из работодателей на это клюнет. Как сгенерированная искусственным интеллектом версия меня сможет конкурировать на таком переполненном и хаотичном рынке труда?» — удивляется Аки Ито.
Первый бот, который она попробовала, назывался Sonara. Ито выбрала самый дорогой тарифный план, $79,99 в месяц, который позволял подавать заявки на 420 вакансий. После загрузки резюме и заполнение профиля программа показала около десятка вариантов работы. Бот пообещал, что отправит выбранные заявки.
Каждый день Sonara присылала новые потенциально подходящие варианты вакансий. Но те, которые Ито уже одобрила, так и оставались в очереди — система не отправляла отклики. А через неделю на сайте Sonara появилось сообщение о том, что сервис закрывается.
Следующим ботом стал WonsultingAI, который оказался более выгодным и обошелся Ито в $19,99 в месяц. Этот сервис менее автоматизированный, чем предыдущий. Каждый раз, когда выводишь большее количество вакансий, нужно указывать свой уровень опыта, а также название должности, которую ищешь, и предпочтительную локацию офиса. В программе была интересная функция, позволяющая использовать разные резюме для каждой вакансии, то есть подчеркивать определенные навыки и достижения для разных должностей. Но WonsultingAI, как и Sonara, показывала не очень много вакансий, а каждая третья заявка не проходила.
«Я возлагала больше надежд на еще одного бота — Massive. В соответствии со своим названием, он показал мне гораздо больше вакансий, чем предыдущие. Но у него был ограниченный, заранее установленный список корпоративных профессий, на которые я могла претендовать, и я выбрала пару наиболее подходящих. За $39 в месяц алгоритм рассылал до 50 заявок в неделю. Каждые несколько дней я тратила 20 минут на то, чтобы просмотреть все варианты и отбросить неинтересные. Все работало довольно гладко»
Через несколько дней начался постоянный поток автоматических писем от различных работодателей с благодарностью за отправленную заявку. Но 50 заявок в неделю казались Ито довольно скромными в эпоху ИИ. Она хотела больше и решила попробовать еще одну программу — LazyApply.
LazyApply не предусматривала ежемесячной подписки. $129 стоил пожизненный тарифный план, который давал возможность подавать не более 750 заявок в сутки. «Был еще более дорогой тарифный план, который предлагал отправлять неограниченное количество откликов, но я просто не могла представить, как можно отправить более 750 заявок за неделю, не говоря уже об одном дне», — говорит Ито.
В отличие от других ботов, которые загружали вакансии на свои собственные сайты, LazyApply отправлял заявки через внешние доски объявлений. Поэтому Аки Ито связала профиль LazyApply со своими аккаунтами на Indeed, ZipRecruiter и LinkedIn. Система отвечала на заявки в режиме реального времени. Можно было наблюдать, как программа нажимает на различные поля и набирает ответы на короткие вопросы.
Аки Ито,
корреспондент Business Insider
«Первые несколько минут я была заворожена. Затем я начала паниковать. В одном из приложений бот указал, что я владею испанским на разговорном уровне, а это точно не так. В другом он сообщил, что я афроамериканка, хотя в профиле LazyApply указано, что я азиатка. Меня это встревожило, — вспоминает Эррера, — Если бы я искала работу по-настоящему, а не ради эксперимента, я бы, наверное, остановила систему. Но вместо этого я позволила LazyApply делать свое дело. Мне было любопытно посмотреть, на какие вакансии попадет испаноязычный афроамериканец, если вообще попадет».
Через несколько заявок стало понятно, что LazyApply не использует обновленное резюме, которое ему предоставили. Вместо этого бот прикрепил другой документ — им оказалось старое сопроводительное письмо, которое программа нашла в глубинах аккаунта Аки Ито на LinkedIn. Письмо осталось еще с тех пор, когда она отправляла отклик в Business Insider три года назад. 27 работодателей — от сайта CryptoNewsZ, о котором Ито никогда не слышала, до таких крупных изданий, как The Boston Globe, — получили заявку, в которой говорилось о том, как сильно она хочет работать на одного из их конкурентов.
Поиск работы никогда не был легким или приятным занятием. Это никому не нравилось в старые добрые времена, когда люди просматривали объявления в местной газете, шли в Kinko’s, чтобы распечатать резюме, отправляли свои заявки по почте, а затем неделями или месяцами ждали ответа. Поиск работы всегда был работой.
Интернет обещал все это изменить. Три десятилетия назад, когда появились площадки для поиска работы Monster и CareerBuilder, они стремились объединить группы соискателей и работодателей в один большой форум — создать то, что в экономике называется «толстым рынком». Предполагалось, что благодаря более эффективному подбору компаний и потенциальных сотрудников получится снизить уровень безработицы и повысить производительность труда.
Но на самом деле процесс найма не стал более эффективным. Работодатели получили доступ к большему числу соискателей, но у них не было инструментов, чтобы отсортировать внезапный наплыв вариантов. Озадаченные объемом работы, hr-отделы стали тратить меньше времени на изучение подробностей о каждом соискателе.
Кандидаты приспосабливались, отправляя больше заявок, что еще больше перегружало отделы кадров. Новая технология принесла с собой ироничный поворот: подать заявку на работу стало проще, чем когда-либо, а получить ее — сложнее, чем когда-либо. Первая волна ИИ должна была исправить то, что сломал интернет. Доски объявлений о работе стали играть более активную роль на рынке, используя больше данных, чтобы рекомендовать лучшие вакансии соискателям, а лучших соискателей — работодателям.
Пока что кажется, что появление ботов для поиска работы только усугубляет проблему. HR-отделы не имеют возможности узнать, какие заявки поступили от человека, а какие от машины. Фактические ошибки, нелепые ответы на вопросы, ложные заявления о знании испанского языка — если позволить боту заниматься поиском работы, вы можете выглядеть в глазах работодателя очень и очень плохо.
«Это определенно огромный риск, — говорит Тони Риггинс, рекрутер с многолетним опытом работы в ведущих технологических компаниях. — Ошибки в заявках могут полностью испортить ваш имидж и, возможно, даже репутацию». Благодаря LazyApply Аки Ито, вероятно, уничтожила все свои шансы когда-либо получить работу в The Boston Globe».
Некоторые сервисы осознают ограниченность своих технологий. Massive полагается на «экспертов по трудоустройству», которые перепроверяют каждую заявку, заполненную ботом. Другие сервисы, в том числе Teal и Simplify, используют расширения для Chrome, которые заставляют вас проверять работу бота и нажимать кнопку «Отправить» перед отправкой каждой автоматически заполненной заявки.
Ladders — доска объявлений, специализирующаяся на высокооплачиваемых вакансиях, в начале пандемии сформировала команду людей, которые заполняли заявки вместо соискателей. При цене $49,97 в месяц эта функция оказалась очень популярной. Сегодня большинство заявок на Ladders заполняют не соискатели, а их доверенные лица. Решение Ladders воздержаться от полной автоматизации своего сервиса является преднамеренным.
По словам создателя платформы Марка Сенеделлы, его команда изучила множество программ для массовой рассылки откликов. «Нас интересует качество, точность и скорость, — сказал он. — Пока что мы не нашли ни одного бота, который бы соответствовал этим требованиям». Люди в Ladders могут отправлять только 50 заявок в месяц, а боты LazyApply и других сервисов никогда не устают. Они не стремятся к качеству. Как и большинство технологий в наши дни, они делают ставку на масштаб.
«К моему удивлению, из 126 вакансий, на которые я подала заявки с помощью ботов, мне ответили семь работодателей. Это 6% — довольно высокий показатель, учитывая, что половина вакансий относилась к таким сферам, как PR и маркетинг, в которых у меня нет опыта. На каждое полученное письмо я отвечала извинениями, объясняя, что тестировала ботов», — говорит Аки Ито.
«Я бы не догадался», — ответил ей один из рекрутеров. Другой менеджер по подбору персонала написал: «Необычным в вашей заявке было сопроводительное письмо на прошлую работу и устаревшее резюме». Однако даже такие ошибки не отпугнули его. «Кроме этого, ничего не показалось мне похожим на бота или странным», — сказал менеджер. Третий работодатель — журналист, чьими работами Ито восхищается уже много лет, — тоже был удивлен. «Вот это да, — написал он, когда Ито сообщила ему, что заявка была создана ботом. — Не сталкивался с этим и не знал».
Автоматическая рассылка резюме, потребовала гораздо меньше времени и энергии, чем ручная. А значит, если использование ботов повышает ваши шансы на успех, то стоит это попробовать. «Чем больше дротиков вы бросите в стену, тем больше шансов попасть в яблочко», — говорит Ито.
Но стоит отметить, что боты не решают более серьезную проблему, которая мешает многим соискателям найти работу. В конечном счете, результат определяет не количество разосланных вами заявок, а ваши связи. Хорошее резюме — это важно, но если сотрудник из отдела маркетинга скажет, что вы станете отличным дополнением к команде, это значит гораздо больше.
Карьерный консультант Эмили Ламия регулярно опрашивает своих клиентов, и в 80% случаев выясняется, что они получили свою нынешнюю работу (как и большинство прошлых) благодаря тем или иным знакомствам. Именно поэтому она говорит, что никогда не порекомендует своим клиентам ботов для поиска работы. Вместо того чтобы подавать холодные заявки на сотни вакансий, они должны сосредоточиться на налаживании связей, чтобы попасть туда, куда им действительно нужно.
Сама Аки Ито нашла свою нынешнюю работу в Business Insider именно благодаря нетворкингу. Ее первоначальное «холодное» заявление в компанию ни к чему не привело. Поэтому она написала всем знакомым, которые могли бы связать ее с кем-то из издания. Один из бывших коллег посоветовал поговорить с его другом из BI. Тот, в свою очередь, познакомил Ито с редактором, благодаря которому ее в итоге взяли на работу мечты. Ни один бот не смог бы сделать этого вместо нее.
После эксперимента с ботами для рассылки резюме Аки Ито сделала вывод: программы могут быть невероятно полезны для выполнения рутинных задач и со временем они, возможно, станут совершеннее, но пока они не могут работать автономно. «На данный момент полагаться на бота — все равно что поручить задачу стажеру. Они трудолюбивы и полезны. Но они также неопытны, так что вам не помешает проверить их работу», — говорит она.