Разобраться • 14 июля 2025
Турбизнес в России: как устроена индустрия на триллион рублей
Турбизнес в России: как устроена индустрия на триллион рублей

Текст: Любовь Середа
Иллюстрация: Unsplash
Российский туррынок, который оценивается в 3,75 трлн руб., устроен посложнее швейцарского часового механизма. «Большая семерка» туроператоров, которая контролирует 90% выездного туризма, зависит от своих «рядовых» — турагентов. После февраля 2022 года россияне «вынужденно» разлюбили Европу, но арабские страны полноценной заменой ей так и не стали. При этом путешествуют больше: доля организованных поездок растет, как и средний чек. Специально к тематическим неделям в туризме «Инк» разбирался в новой логике индустрии.
Российский туррынок, который оценивается в 3,75 трлн руб., устроен посложнее швейцарского часового механизма. «Большая семерка» туроператоров, которая контролирует 90% выездного туризма, зависит от своих «рядовых» — турагентов. После февраля 2022 года россияне «вынужденно» разлюбили Европу, но арабские страны полноценной заменой ей так и не стали. При этом путешествуют больше: доля организованных поездок растет, как и средний чек. Специально к тематическим неделям в туризме «Инк» разбирался в новой логике индустрии.
По российскому законодательству рынок организованного туризма в России юридически разделен на две большие части.
Туроператоры — это компании, имеющие право формировать туристические пакеты (в законе это называется турпродукт): продавать вместе, например, отель, транспорт и экскурсии. Туроператоры несут ответственность за такой пакет услуг, а потому должны иметь финансовую гарантию на случай банкротства (страховку), делать взносы в государственные фонды.
Модель заработка туроператора в самом простом случае такова: он получает комиссию от отеля с продажи номера, зарабатывает на наценках на чартерных билетах и стоимости трансфера. Есть и еще варианты. Но в любом случае своим заработком он чаще всего должен делиться с дилерами — турагентами.
В законодательстве есть три вида туроператоров: по выездному, внутреннему и въездному (прием иностранцев) туризму.
Стать «выездным» туроператором, т. е. продающим туры за рубеж, для компании довольно затратно: одна только страховка для нее должна быть на сумму от 10 до 50 млн руб. Плюс надо делать взносы в фонд персональной ответственности (1% от оборота каждый год) и в резервный фонд, вести электронный реестр партнеров-турагентов в государственной системе, подключиться за свой счет к ГИС «Электронная путевка», иметь договоры со страховыми компаниями для предоставления медицинского полиса каждому туристу, а также соблюдать массу других нормативов регулятора. Неудивительно, что таких компаний в стране всего 388, а реально ведущих значимую деятельность — еще меньше.
Туроператорам по внутреннему туризму (их в реестре более 4,3 тыс.) несколько проще в финансовом плане. Например, застраховать свою деятельность от рисков банкротства можно всего на 500 тыс. руб., взносов в фонды делать не надо.
Турагенты — универсальные розничные продавцы продукта туроператоров и отдельных услуг в выездном и во внутреннем туризме.
Турагентам законодательно запрещено подменять туроператоров и продавать собранные из отдельных частей турпакеты. Их заработок — это комиссии от туроператоров за проданный турпакет или от отеля (экскурсионной фирмы) за бронирование.
Вопреки распространенным мифам, турагенты не могут делать никаких наценок: они юридически обязаны продавать турпакет или другую услугу по цене поставщика, который потом просто отдает им некий процент от полученной суммы в виде комиссии.
В отличие от туроператоров, вход на рынок для турагентов максимально легок — нужно получить соответствующий ОКВЭД и заключить договор с туроператорами. В этой части рынка абсолютно преобладает малый и средний бизнес. В современных условиях турагент часто не имеет даже офиса — работает из дома удаленно.
В реестре турагентов на сайте Минэкономразвития значатся 37 280 турагентских компаний, однако это данные о договорах с туроператорами. Практически все эксперты рынка сходятся в том, что реально действующих турагентств в России существенно меньше — 18–20 тыс. как максимум.
В отличие от других рынков, рынок организованного туризма в России — рынок производителя, а не продавца. Правила на нем диктуют именно туроператоры (производители), а не турагенты (дилеры). Последние не имеют прямого влияния на ценообразование туроператоров. Максимум могут получить лучшие условия по размеру комиссий.
При этом парадокс: крупные многопрофильные туроператоры зависят от агентств. Доля прямых продаж у самых крупных игроков рынка не превышает 6%. Так получается потому, что агентский канал дешевле.
Для развития прямых продаж туроператорам пришлось бы вкладывать огромные бюджеты в раскрутку и продвижение у конечных пользователей в интернете, вступать в прямую конкуренцию с онлайн-агрегаторами. Наращивать продажи через дилеров дешевле и проще: главный инструмент тут — комиссия и различные бонусы, которые даются за объем продаж.
Туроператоры стараются развивать своих агентов, организуя различные рекламные и обучающие мероприятия, в том числе, поездки по ключевым направлениям для изучения нюансов отдыха и отельной базы. Опытный агент-консультант дает туроператору стабильный поток хороших клиентов при относительно небольших и нерегулярных вложениях.
Даже самые большие онлайн-турагенты, имеющие статус туроператора (например Travelata, Onlinetours), пришли к необходимости развития собственной сети агентов-партнеров.
Сами туроператоры для большего продвижения собственного продукта и привлечения агентов создают свои франчайзинговые сети. У крупных игроков в хорошие годы может быть до 1 тыс. агентств, работающих под их туроператорскими брендами. Разумеется, франчайзинговые агентства продают не только туры того туроператора, который указан у них на вывеске. Но за них получают особые условия: в части комиссии, специальных цен на рекламные туры, обучение, и т. д.
Сам бренд и вывеска крупного туроператора сильно помогают агентствам в продажах. Очень часто туристы считают, что купили тур напрямую в офисе туроператора, если на офисе агентства висит вывеска с туроператорским брендом. Но эти агентства не являются подразделениями туроператоров. Так же, как пункты выдачи заказов с логотипом Wildberries — вовсе не структурная часть этого онлайн-гиганта.
Официальная статистика
Данные о туристах, полезные для туроператоров и турагентств, из статистики погранслужбы по выезду граждан за рубеж надо вычленять отдельно. Сделать это с помощью фильтра по цели визита непродуктивно. Опрашивают на границе далеко не всех — и заносят ли эти ответы куда-то?
Поэтому, например, по официальным данным пограничников, в Абхазию более чем из 5,5 млн поездок в 2022 году были совершены с целью туризма всего 24,4 тыс., или 0,46%. А в 2023 году — более чем из 5,7 млн — всего 306 (!), или 0,005%. Что никак не соответствует реальности, фиксируемой туроператорами, отелями и Минтуризма самой Абхазии.
Более точна отраслевая статистика, использующая интегрированные методики. По данным Ассоциации туроператоров (АТОР), которая учитывает и цифры прибытий россиян в зарубежные страны, в 2024 году по топ-25 ключевым туристическим зарубежным направлениям россияне совершили более 14 млн поездок с целью классического и делового туризма: отдых, оздоровление, командировки, участие в мероприятиях и пр. Это на 15,4% больше, чем в 2023 году. Около 9,5 млн поездок (или две трети из них) были совершены с помощью туроператоров и турагентов. На долю самостоятельного туризма приходится около трети зарубежных турпоездок россиян (в 2019 году — почти 60%).
Ключевое направления выездного туризма в России (и уже много лет) — это Турция. В 2024 году на Турцию приходится почти половина всех зарубежных поездок россиян (47,8%).

Если говорить об объеме рынка выездного туризма в деньгах, то, по данным, озвученным вице-президентом Ассоциации туроператоров (АТОР), генеральным директором Тарасом Кобищановым, объем рынка выездного туризма в 2024 году в деньгах оценивался в 1 трлн 250 млн руб. при среднем чеке поездки в 89 тыс. руб. на одного человека.
Доминирование туроператоров. С марта 2022 года на долю самостоятельного туризма пришлось только около трети (в 2019 году — почти 60%), зато резко выросла доля организованного сегмента. Около 9,5 млн (или две трети) из 14 млн турпоездок россиян за рубеж были совершены с помощью туроператоров и турагентов.
И здесь причина понятна: уход с рынка Booking.com, невозможность использовать российские банковские карты и рост цен на туристические услуги. Снять в два клика на AirBnB квартиру в Барселоне, дешево слетать туда прямым рейсом и расплачиваться российской картой в кафе уже не получится.
Разворот на юг и восток. В 2019 году в топ-10 ключевых рынков выездного туризма входили пять европейских стран. С закрытием границ в пандемию, а затем после февраля 2022 года позиции стран ЕС «обнулились». В Европу на отдых российские туристы по-прежнему едут, идет постепенный рост, но в абсолютных цифрах это всего около 1,4 млн в год на весь Евросоюз в 2024 году: в 10 раз меньше, чем было в 2019-м.
Выездной туризм развернулся на юг и восток: с 2022 года устойчиво доминируют всего несколько массовых стран: наряду с Турцией это Египет, ОАЭ, Таиланд, Китай, а также Абхазия. Вместе на них приходится 80% всего рынка туристических поездок.
Рост спроса на стыковочные перелеты. В связи с нехваткой бортов у российских авиакомпаний прямые рейсы в некоторые популярные страны стоят заметно дороже, чем стыковочные. Для поездок в Европу стыковочные перелеты вообще единственно возможный способ туда добраться. Образовались три главных хаба, в которых россияне делают пересадки: это Турция (Стамбул), ОАЭ (Дубай, Абу-Даби и Шарджа) и Китай. Также популярны Ереван, Баку, Тбилиси, Ташкент.
Рост цен и выгода для турагентов: ослабление рубля, осложнившаяся логистика перелетов, повышенный спрос, сконцентрированный на небольшом количестве направлений — из-за этих факторов зарубежные путешествия для россиян стали, в целом, дороже. И дешевый сегмент аудитории, охотившийся за горящими турами и скидками, с рынка вымылся.
У турагентств стало меньше клиентов, но зарабатывает турбизнес сейчас больше, чем в 2019 году: существенно вырос средний чек заказа, а необходимость давать скидки и бороться за «самотуристов» ушла в прошлое.
На рынке выездного туризма доминирует семерка мейджоров: туроператоры FUN&SUN, Anex, PEGAS Touristik, Coral Travel (и его суббренд Sunmar — это одна компания), «Библио-Глобус» и «Интурист» (у последнего туроператора одни бенефициары с Anex, но компании ведут разный бизнес и организационно независимы).
По оценкам экспертов АТОР, вместе у семи этих игроков — около 90% всего рынка организованных поездок за границу. Эти компании заказывают у авиакомпаний чартеры и выкупают блоки мест для своих туристов, у них есть собственные принимающие компании в самых массовых странах (Турция, Египет, ОАЭ, Таиланд и др.), они выкупают оптом блоки мест в отелях зарубежных стран.
В чем залог массовости и масштаба? Причин много, но все семь крупнейших компаний — главные игроки на самом большом рынке выездных поездок россиян — Турции. Вместе они формируют 98% продаж всех туров в эту страну.
У каждого из туроператоров «Большой семерки» есть договоры с 15–18 тыс. турагентов-партнеров. Наличие договоров с ними — практически необходимое условие работы любого турагента, который продает туры за рубеж.
Дальше идут игроки второго эшелона: это туроператоры «Русский Экспресс», Space Travel, PAC Group, «Пакс» — вместе еще 7–8% рынка выездного туризма. Эти компании тоже часто берут блоки мест на регулярных рейсах и в отелях, но с чартерами (за несколькими исключениями) не работают.
Наконец, в третьем эшелоне рынка (2–3% рынка) — уже нишевые туроператоры с более четкой специализацией, например на турах в конкретный регион мира, в несколько или даже одну страну. Эксклюзивных рыночных ниш может быть много, в них эти туроператоры часто переигрывают массовых игроков. Например, за счет эксклюзивных контрактов и партнеров за рубежом. Для турагента они часто служат палочкой-выручалочкой, особенно когда есть запросы на редкую экзотическую страну.
Единой методики подсчета туристов (то есть людей, отправляющихся именно на отдых) внутри страны до сих пор нет. Как и самого определения туриста, которое бы удовлетворяло запросам не чиновников, а турбизнеса.
Во внутреннем туризме статистика регионов не стыкуется с данными Росстата по размещению в отелях. Самостоятельный туризм (под которым понимаются как поездки через онлайн-агрегаторов, так и непосредственно бронирование отдельных услуг на сайтах отелей и авиакомпаний) сложно поддается какому-либо измерению — никто из агрегаторов не раскрывает свои данные.
В организованном туризме данные системы «Электронная путевка» остаются недоступными для экономистов и аналитиков рынка. Сами же туроператоры никогда не раскрывают абсолютные цифры своих бронирований, только проценты роста.
Официальная статистика
Таким образом, видно, что количество поездок внутри страны с размещением в отелях (даже со всеми целями визита) в 2,9 раза больше, чем за рубеж. И это при явном недоучете серого сектора. Если же мы возьмем туристические регионы, то в отелях топ-5 самых посещаемых в 2024 году остановились 38 млн россиян. Это в 2,7 раза больше, чем классических туристов, посетивших зарубежные страны, — 14 млн.
И это не какое-то новшество: так было всегда. Внизу на графике представлена динамика рынка за последние пять лет.

По тем же оценкам Кобищанова, объем рынка внутреннего туризма в России в 2024 году находился на уровне 2,5 трлн руб. при среднем чеке поездки на одного человека в 30 тыс. руб. На этом рынке абсолютно превалируют самостоятельные поездки.
С 2022 года после закрытия южных аэропортов растет доля поездок на личных автомобилях. Так, в сезоне 2024 года доля автотуристов в Анапе достигала 70%, а в Крыму — 80–85%.
Позиции туроператоров сильны прежде всего на черноморских курортах — там доля бронирований через туроператоров и турагентов в высокий летний сезон может достигать 20–30% в зависимости от курорта. Это больше, чем до пандемии, — тогда она не превышала 10–15%.
Остальной внутренний рынок — это стихия самостоятельных бронирований, впрочем, все больше зависящая от крупных агрегаторов. Но у последних фокус все же смещен на короткие бронирования преимущественно в городах.
Внутренний туристический рынок в России — резко сезонный, а пляжный отдых формирует основные объемы продаж у всех участников рынка. Три четверти всех поездок по России проходят за пять теплых месяцев года.
Такая сезонность закономерным образом влияет и на географию отдыха. Абсолютный лидер по количеству поездок у туроператоров и у онлайн-агрегаторов — Краснодарский край.

Если соотнести это с отельной статистикой Росстата за 2024 год, пятерка не изменится, но на первом месте будет Москва с Подмосковьем просто потому, что здесь очень велик нетуристический поток (командировочные) и больше всего иностранцев, которые «проплывают» мимо классического внутреннего турбизнеса.

Рынок организованного внутреннего туризма не так сильно консолидирован, как рынок туризма выездного. Самые крупные участники по объему — «Библио-Глобус», «Дельфин», Национальный туроператор «Алеан».
Следом идут PEGAS Touristik, FUN&SUN, «Интурист», «Мультитур» (аффилирован с крупной отельной сетью «Ателика»), группа Mantera c туроператором Mantera Travel, серьезно усилили свои позиции во внутреннем туризме многопрофильные Coral Travel и Anex.
Но все эти игроки в сумме, по экспертным оценкам, занимают около 30–35% всего организованного рынка. Остальная часть — это сотни небольших, в основном региональных компаний. Всего в реестре туроператоров внутреннего туризма 4 343 туроператора по внутреннему туризму.
Очень часто такие малые и средние компании совмещают в себе функции местного туроператора (например, реализуя экскурсионные туры, бронируя размещение в отелях и даже выступая принимающей компанией для иностранных групп) и турагентства: продают туры других туроператоров по зарубежным массовым направлениям.
Многие из более чем 4 тыс. туроператоров по внутреннему туризму такой статус носят про запас, формально. А на деле в своих городах они преимущественно известны клиентам как обычные турагенты.
Важную роль в бизнесе региональных туроператоров занимает и сотрудничество с крупными федеральными игроками: последние часто используют их как принимающие компании в регионах.
Интересно, что для небольших, малых и средних, особенно специализированных экскурсионных туроператоров, продающих туры и отдельные туруслуги по России, прямые продажи — часто основной канал. Собственный сайт и аккаунты в соцсетях дают некоторым игрокам, организующим автобусные или авторские туры по России, более 60–80% продаж, а иногда и все 100%.
Самый широкий спектр возможностей — в сфере турагентского бизнеса. И выездной, и внутренний рынки туризма растут. Изучив потенциальный круг клиентов и оценив конкуренцию, можно хорошо развиваться. Туроператоры устраивают ярмарки своих франшиз, организуют онлайн-школы для турагентов.
Тренд на цифровизацию — общий для всего рынка. Здесь также есть масса возможностей для малого и среднего бизнеса: от IT-стартапов (например, актуальны региональные онлайн-агрегаторы экскурсий) до предприятий, предлагающих цифровые продукты.
На внутреннем рынке остро не хватает профессиональных служб трансфера, кадровых и ремонтных компаний, обслуживающих отели.
Развитие автомобильного туризма внутри страны диктует огромную потребность в придорожной туристской инфраструктуре на популярных маршрутах: от кафе и заправок до мотелей, магазинов и продуктовых ярмарок.
Агро- и гастрономический туризм — перспективные виды туризма, набирающие популярность. Сельские производители все чаще привлекают туристов в свои хозяйства, рестораны и кафе с авторскими и региональными блюдами сотрудничают с туроператорами, принимая группы.
Частные креативные инициативы (в основном частные музеи) могут иметь большой успех в случае раскрутки на определенную аудиторию и сотрудничества с туркомпаниями.
Отельный бизнес внутри страны для сегмента МСП тоже привлекателен. Наибольший успех, впрочем, здесь возможен в нескольких случаях: