Разобраться • 11 декабря 2025
От мицелия до масс-маркета. Как чувствует себя российский интерьерный рынок и почему рано радоваться успехам
От мицелия до масс-маркета. Как чувствует себя российский интерьерный рынок и почему рано радоваться успехам

Пока одни производители учатся объяснять клиентам, что мицелий не начнет расти прямо в офисе, другие отгружают березовую мебель контейнерами в Европу и Америку. Российский рынок интерьерного дизайна переживает не просто импортозамещение: он проходит через осознанность. Впервые за долгие годы речь идет не о копировании, а о создании собственного продукта. В рамках тематической недели дизайна и к старту Московской недели дизайна и интерьера «Инк» провел обзор рынка вместе с российскими компаниями и экспертами. Рассказываем, что заметили крупные игроки и о чем говорят локальные бренды.
Пока одни производители учатся объяснять клиентам, что мицелий не начнет расти прямо в офисе, другие отгружают березовую мебель контейнерами в Европу и Америку. Российский рынок интерьерного дизайна переживает не просто импортозамещение: он проходит через осознанность. Впервые за долгие годы речь идет не о копировании, а о создании собственного продукта. В рамках тематической недели дизайна и к старту Московской недели дизайна и интерьера «Инк» провел обзор рынка вместе с российскими компаниями и экспертами. Рассказываем, что заметили крупные игроки и о чем говорят локальные бренды.
В преддверии зимней Московской недели дизайна и интерьера, которая пройдет на ВДНХ с 11 по 14 декабря, организаторы поделились столичной статистикой отрасли. Так, число компаний в сегменте интерьера и дизайна за период с 2021 по май 2025 года выросло на 18,5% — до 21,5 тыс. Самую большую долю занимает сегмент разработки дизайн-проектов.
По итогам I квартала 2025 года в «Авито услуги» заявляли, что россияне стали в 2,4 раза больше интересоваться услугами дизайнеров для обустройства интерьеров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В среднем россияне обновляют интерьер раз в три года.

Виктория Швецова
руководитель направления дизайн-проектов ретейлера «Лемана ПРО»
«Мы заметили, что люди стали более осознанно подходить к тратам на интерьер, инвестировать в более качественные и долговечные предметы. В среднем расходы на декор немного сократились, что связано с экономической ситуацией».
Она добавила, что в 2025 году цены на мебель и предметы декора оставались на уровне прошлого года. «Мы наблюдаем избыток товаров по сравнению с потребительским спросом, и это сдерживающий фактор для роста цен и инфляции на декоративные товары. В 2026 году тренд сохранится», — считают в компании.
Подводя итоги 2025 года, эксперты отрасли говорят о стремительном развитии «своего» дизайна: спрос на локальное растет.

Ева Бергман
интерьерный и предметный дизайнер, соосновательница выставки Made in Russia Expo 2025
«Радует одно: мы уходим от копирования и наконец-то продвигаем собственный дизайн. Компании стали обращаться к ведущим специалистам в области предметного дизайна для совместных проектов. СМИ активно поддерживают такие коллаборации»

Никита Кузнецов
предприниматель, основатель бренда RePanel
«Мы работаем в сегменте декоративных отделочных материалов, где есть устойчивый запрос на локальных производителей и кастомизацию. Дизайнеры и их клиенты приезжают на наше производство, вместе создают уникальный материал».


Тренд на локальное поддерживает и масс-маркет. «Преимущественно мы работаем с российскими производителями, товары которых составляют около 74,8% нашего ассортимента. Это позволило нам не только поддерживать локальный бизнес, но и предлагать клиентам уникальные продукты», — рассказала Швецова из «Лемана ПРО».
Санкции в итоге положительно сказались на российском производстве. Рынок адаптировался к новым условиям, и многие компании начали предлагать локальные альтернативы популярных импортных продуктов.
Соосновательница выставки Made in Russia Expo 2025 Ева Бергман говорит, что все больше к отрасли проявляют интерес маркетплейсы. Онлайн-площадки для реализации товаров принимают участие в профильных выставках. «Для компаний, имеющих серийное производство в невысоком ценовом диапазоне, это может быть хорошим каналом сбыта продукции в регионы», — отмечает Ева.
В рамках стратегии импортозамещения на 2024–2028 гг. «Лемана ПРО» собирается увеличивать долю локальных товаров на 3% ежегодно, начиная с 2024 года, чтобы достичь показателя локализации в 78% к 2028 году.
Что касается сегмента индивидуальных заказов предметов интерьера, то здесь отмечается небольшой спад производства в столярных мастерских, что связано с ростом себестоимости материалов и повышением зарплат мастеров. Но не все так однозначно. «Кто-то загружен заказами на пару лет вперед, а кто-то выживает и спасает производства. Во многом срабатывает человеческий фактор и накопленный социальный капитал компании», — считает Ева Бергман.
Число индивидуальных заказов на мебель у некоторых компаний все-таки растет, об этом говорят, например, в IVASA. Основатель бренда Иван Саловаров объясняет, когда единственным рациональным решением является заказ у местного бренда.

Иван Саловаров
Основатель бренда IVASA
«Индивидуальная мебель — то, на чем мы в основном специализируемся. Основной запрос у клиента — сделать все по дизайн-проекту. Что мы наблюдаем: когда кто-то из дизайнеров использует 3D-модели или ИИ в своей работе, подходящую под проект мебель очень долго ждать из другой страны, и тогда делается выбор в пользу российского производства. Второй пример — когда мебели, сгенерированной с помощью ИИ, вообще не существует в реальности и ее можно воплотить в жизнь только за счет умения и способностей местного, локального производства».
Еще один интересный пример экономической стабильности в сфере индивидуальных заказов — компания RePanel. Производитель работает только с переработанным полистиролом. Бренд выпускает панели для архитектурных проектов и мебели из переработанного пластика.

Никита Кузнецов
предприниматель, основатель бренда RePanel
«У нас есть необычное преимущество. Наше единственное сырье — это вторичный пластик, промышленные и бытовые отходы. Его цена не прыгает так, как цена на импортную фанеру или массив дерева. Поэтому наша стоимость предсказуемая. Для дизайнера и клиента это плюс: сегодня и через полгода материал будет стоить одинаково. А когда обычные материалы дорожают, наш материал становится не такой уж и экзотичной альтернативой».
Саловаров объяснил, почему сегодня проще заниматься серийным производством, чем индивидуальным: «Есть большая сложность в масштабировании такого бизнеса. Должна быть команда специалистов на каждый проект, а она одновременно может вести максимум до 20 проектов. Каждый проект уникален. И собственнику производства гораздо проще делать стандартную мебель, которая не требует такой большой вовлеченности».
«Визуальное и концептуальное возвращение к природе — один из центральных трендов 2025 года. Натуральные материалы (дерево, камень, переработанное сырье), текстиль из органических волокон, шерсть и хлопок — все это становится основой интерьера», — отмечается в исследовании трендов в интерьере российского Агентства креативных индустрий.
Это подтверждают предприниматели. «Мы заметили, как востребована стала экология в дизайне. Это отражается буквально во всем: цвета и оттенки, мягкие, плавные формы, озеленение офисов. И особенно фактура. Стала цениться необычная, неровная, шершавая поверхность. Наш гриб сюда тоже отлично вписался», — говорит основательница бренда SPAWN Дарья Токарева (компания разработала технологию выращивания материала, аналогичного древесине, из вторсырья и мицелия грибов).

Она отмечает и другой тренд: «Озеленение активно заходит внутрь зданий — очень популярно создание “живых” пространств в офисах».
По данным сервиса, спрос на озеленение и благоустройство территорий жилых комплексов вырос почти в шесть раз по сравнению со II кварталом 2024 года, указывают в «Авито».
Интересно, что тренд на экоматериалы и нестандартные дизайнерские решения отмечается и на рынке масс-маркета.

Виктория Швецова
руководитель направления дизайн-проектов ретейлера «Лемана ПРО»
«Мы заметили рост интереса покупателей к товарам из экологичных и натуральных материалов. 68% покупателей готовы платить больше за товары для дома и ремонта с экологическими и социальными преимуществами. Кроме того, заметна тенденция на выбор более функциональных и многофункциональных предметов интерьера. Это связано с изменениями в образе жизни и уменьшением площадей жилых пространств».
Экологичность и уникальные дизайнерские решения — это еще и про изделия из переработанных материалов. Предприниматель Никита Кузнецов поделился своими итогами 2025 года:

Никита Кузнецов
предприниматель, основатель бренда RePanel
«Раньше нам приходилось несколько минут объяснять, что такое переработанный пластик и не пахнет ли он. Сейчас всё чаще слышим: “О, классный паттерн!” Людям приятно, когда вещь не только красивая, но и сделана со смыслом: из переработанного пластика, долговечная, с историей».
В 2025 году в России делают мебель из переработанного стекла, пластика, бумаги и грибов. Заказчикам и дизайнерам важно, из чего сделана продукция, которая станет частью интерьера офиса или ресторана.


Дарья Токарева
основательница бренда SPAWN
«Часто такие изделия внедряют на крупнейшие диалоговые площадки для бизнеса, власти и молодежи. Например, Конгресс молодых ученых в “Сириусе”, Петербургский международный экономический форум — это одни из самых крупных международных площадок в России. На обоих стояли мебель и интерьерные решения из грибов от нас, а еще мебель из переработанного пластика и из карбона».
Инициатив на рынке дизайна в России нужно больше, считает Никита Кузнецов: «Не хватает инвестиций в R&D. Многие производители и клиенты работают на уже известных решениях. Не хватает исследовательской работы с материалами (как раз то, чем занимаемся мы в RePanel, за свои средства), с созданием принципиально новых продуктов».
Основатель бренда IVASA, участник Московской недели интерьера и дизайна Иван Саловаров специализируется на мягкой мебели, созданной с учетом мировых трендов. По его словам, в 2025 году сохраняется тренд на низкие горизонтальные и округлые формы — будь то диван, кресло, стул или стол. Но, по мнению эксперта, скоро им на смену придет геометричность, «рубленность» и четкость.
Что касается тканей, из моды выходит велюр. В основном для мебели выбирают жаккардовые ткани — с плетениями, «рогожку нового поколения», по словам предпринимателя. «В тренде ткани с более крупным плетением — букле и твид», — пояснил Иван.
Еще один тренд — прощание с монохромностью. Популярные серо-бежевые интерьеры утомили россиян.

Иван Саловаров
Основатель бренда IVASA
«Появляется запрос на яркие акценты в интерьере. Он должен быть немного эмоциональным, а не “базовым отельным”. Покупатели начинают выбирать более яркие ткани, акцентные, и сочетать три-пять цветов».

Никита Кузнецов
предприниматель, основатель бренда RePanel
«Главное сегодня — это история. Без хорошей истории даже самый крутой материал не будет интересен. Нужно все вместе: качественный материал + дерзкий дизайн + смелая подача».




У RePanel есть табурет VK x INSTASAMKA. Никита называет его синергией производителя, дизайнера и заказчика: «Сам по себе материал (панели из переработанного пластика) — это просто заготовка. Дизайн делает его предметом, который хочется потрогать и на который хочется сесть. А эта безумная коллаборация (ВК и Инстасамка) возводит в объект желания».
Важность продвижения в 2025 году подчеркивает и эксперт отрасли Ева Бергман:

Ева Бергман
интерьерный и предметный дизайнер, соосновательница выставки Made in Russia Expo 2025
«Развиваются те, кто вкладывает в рекламу и маркетинг. А у наших компаний с этим сложно. Им кажется, что одна рекламная статья в СМИ должна принести клиентов. Почти никто не понимает, что маркетинг — это игра вдолгую. Сейчас мало создавать хороший продукт. Конкуренция довольно большая».
По словам Дарьи Токаревой, основной вызов сегодня для маленькой компании в отрасли — очень дорогой лид. «Путь до заказчика стал дольше и дороже. И далее каждая компания принимает для себя стратегическое решение, как она будет с этим справляться. Мы, например, делаем ставку на технологию производства. Дизайн-решения можно скопировать, а технология такая есть только у нас», — объясняет Дарья.
Многие предприниматели отрасли стараются выйти за пределы России. Ева Бергман сейчас работает над программой вывода российских производителей на международный рынок. По ее наблюдениям, существует такая тенденция: многие компании не готовы финансировать в свое развитие, ожидая, что все получится само собой.

Ева Бергман
интерьерный и предметный дизайнер, соосновательница выставки Made in Russia Expo 2025
«В первую очередь необходимо закрепить свои позиции на местном рынке и только тогда вести переговоры с иностранными партнерами. В связи с этим часть брендов исчезают, не выдерживая конкуренции. Часть старается выжить с помощью точечных мероприятий для своей целевой аудитории, и лишь малая часть, не более 3–5%, занимают активную позицию».
Производитель мебели Иван Саловаров согласен, что выйти на международный рынок российскому бренду непросто. Если речь идет о дизайнерской мебели, сначала нужно заработать репутацию на мировых площадках — конкурсах и выставках. Но существует и второй путь.

Иван Саловаров
Основатель бренда IVASA
«Есть российские компании, которые выходят на площадки вроде Amazon. Они делают несложную мебель из массива, в основном из березы. Да, занимаются маркетингом, но ставку в таком случае делают не на него, не на бренд. Компания закрывает запрос на экологичность, а это глобальный тренд. В Европе, Америке, Китае есть спрос на натуральное. Я знаю такого предпринимателя. Он создает простые формы из массива березы в России. Компания производит все под ключ и отправляет контейнерами по миру, торгует на международных онлайн-площадках».
По его словам, проблема часто заключается в сложной логистике, также российских предпринимателей может останавливать языковой барьер или специфика работы на международных площадках. По наблюдениям предпринимателя, в основном российские производители нацелены на премиум-сегмент дизайнерской мебели или, напротив, пытаются конкурировать в нише доступных товаров на российских маркетплейсах.
О том, почему часто именно премиум-сегмент становится единственным возможным выходом, рассказала Дарья Токарева, производитель мебели из мицелия. «Мы выбрали путь выхода на рынок через работу с бизнесом и премиум-сегмент. Это был осознанный шаг, чтобы выжить. Мы можем делать массовый продукт, но чтобы был массовый спрос, нам нужно подготовить людей», — делится предпринимательница.
И большие, и маленькие компании в отрасли среди ключевых трендов на рынке в 2026 году называют рост спроса на экологичные, простые, но функциональные товары, интерес к новым материалам и еще большее стремление к уникальному дизайну.
Предприниматели, экспериментирующие с материалами, считают, что дизайнеры, подрядчики и клиенты часто не знают о возможностях современных российских материалов.

Никита Кузнецов
предприниматель, основатель бренда RePanel
«Хочется больше профессиональной коммуникации между производителями материала, мебельщиками, дизайнерами и клиентами».
По словам Никиты Кузнецова, в 2026 году россияне будут еще внимательнее считать деньги, но при этом все так же хотеть «вау-эффект» в интерьере.

Дарья Токарева
основательница бренда SPAWN
«Тренд на устойчивое развитие окончательно закрепляется. Слишком много об экологии говорят на всех уровнях. Потребителей и дизайнеров все больше волнует, как и из чего предмет сделан, можно ли его переработать, насколько он безопасен».

И скоро одних слов станет мало, бизнесу нужно будет подтверждать свою экологичность сертификатами, отчетами и рейтингами.
Что касается экономических прогнозов, то специалисты «Лемана ПРО» делают вывод, что период 2026–2030 будет для рынка оптимистичным. Связывают это с планомерным вводом жилья, активным развитием ИЖС, а также ожидаемой динамикой ключевой ставки. В совокупности все эти факторы будут способствовать росту экономической активности населения.
Другие эксперты прогнозируют сокращение мебельного рынка минимум на 25%. И вопрос теперь не в том, выдержат ли российские производители конкуренцию с возможным возвращением импорта, а в том, как они переживут внутренний кризис спроса. Кажется, выживут те, кто сумеет балансировать между инвестициями в технологии, маркетингом и жестким контролем издержек, — а это требует не просто предпринимательской смелости, но и финансовой дисциплины, которой так не хватает многим молодым брендам. Возможно, 2026 год станет не годом триумфа «своего» дизайна, а годом его первого серьезного стресс-теста.