От мицелия до масс-маркета. Как чувствует себя российский интерьерный рынок и почему рано радоваться успехам

Разобраться • 11 декабря 2025

От мицелия до масс-маркета. Как чувствует себя российский интерьерный рынок и почему рано радоваться успехам

От мицелия до масс-маркета. Как чувствует себя российский интерьерный рынок и почему рано радоваться успехам

Обложка

Автор: Мария Карагезова

Обложка: Unsplash


Пока одни производители учатся объяснять клиентам, что мицелий не начнет расти прямо в офисе, другие отгружают березовую мебель контейнерами в Европу и Америку. Российский рынок интерьерного дизайна переживает не просто импортозамещение: он проходит через осознанность. Впервые за долгие годы речь идет не о копировании, а о создании собственного продукта. В рамках тематической недели дизайна и к старту Московской недели дизайна и интерьера «Инк» провел обзор рынка вместе с российскими компаниями и экспертами. Рассказываем, что заметили крупные игроки и о чем говорят локальные бренды.

Пока одни производители учатся объяснять клиентам, что мицелий не начнет расти прямо в офисе, другие отгружают березовую мебель контейнерами в Европу и Америку. Российский рынок интерьерного дизайна переживает не просто импортозамещение: он проходит через осознанность. Впервые за долгие годы речь идет не о копировании, а о создании собственного продукта. В рамках тематической недели дизайна и к старту Московской недели дизайна и интерьера «Инк» провел обзор рынка вместе с российскими компаниями и экспертами. Рассказываем, что заметили крупные игроки и о чем говорят локальные бренды.

Наконец-то сами

В преддверии зимней Московской недели дизайна и интерьера, которая пройдет на ВДНХ с 11 по 14 декабря, организаторы поделились столичной статистикой отрасли. Так, число компаний в сегменте интерьера и дизайна за период с 2021 по май 2025 года выросло на 18,5% — до 21,5 тыс. Самую большую долю занимает сегмент разработки дизайн-проектов.

По итогам I квартала 2025 года в «Авито услуги» заявляли, что россияне стали в 2,4 раза больше интересоваться услугами дизайнеров для обустройства интерьеров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В среднем россияне обновляют интерьер раз в три года.

Виктория Швецова

Виктория Швецова

руководитель направления дизайн-проектов ретейлера «Лемана ПРО»

«Мы заметили, что люди стали более осознанно подходить к тратам на интерьер, инвестировать в более качественные и долговечные предметы. В среднем расходы на декор немного сократились, что связано с экономической ситуацией».

Она добавила, что в 2025 году цены на мебель и предметы декора оставались на уровне прошлого года. «Мы наблюдаем избыток товаров по сравнению с потребительским спросом, и это сдерживающий фактор для роста цен и инфляции на декоративные товары. В 2026 году тренд сохранится», — считают в компании.

Подводя итоги 2025 года, эксперты отрасли говорят о стремительном развитии «своего» дизайна: спрос на локальное растет.

Ева Бергман

Ева Бергман

интерьерный и предметный дизайнер, соосновательница выставки Made in Russia Expo 2025

«Радует одно: мы уходим от копирования и наконец-то продвигаем собственный дизайн. Компании стали обращаться к ведущим специалистам в области предметного дизайна для совместных проектов. СМИ активно поддерживают такие коллаборации»

Никита Кузнецов

Никита Кузнецов

предприниматель, основатель бренда RePanel

«Мы работаем в сегменте декоративных отделочных материалов, где есть устойчивый запрос на локальных производителей и кастомизацию. Дизайнеры и их клиенты приезжают на наше производство, вместе создают уникальный материал».

Тренд на локальное поддерживает и масс-маркет. «Преимущественно мы работаем с российскими производителями, товары которых составляют около 74,8% нашего ассортимента. Это позволило нам не только поддерживать локальный бизнес, но и предлагать клиентам уникальные продукты», — рассказала Швецова из «Лемана ПРО».

Серийное производство и индивидуальные заказы

Санкции в итоге положительно сказались на российском производстве. Рынок адаптировался к новым условиям, и многие компании начали предлагать локальные альтернативы популярных импортных продуктов.

Соосновательница выставки Made in Russia Expo 2025 Ева Бергман говорит, что все больше к отрасли проявляют интерес маркетплейсы. Онлайн-площадки для реализации товаров принимают участие в профильных выставках. «Для компаний, имеющих серийное производство в невысоком ценовом диапазоне, это может быть хорошим каналом сбыта продукции в регионы», — отмечает Ева.

В рамках стратегии импортозамещения на 2024–2028 гг. «Лемана ПРО» собирается увеличивать долю локальных товаров на 3% ежегодно, начиная с 2024 года, чтобы достичь показателя локализации в 78% к 2028 году.

Что касается сегмента индивидуальных заказов предметов интерьера, то здесь отмечается небольшой спад производства в столярных мастерских, что связано с ростом себестоимости материалов и повышением зарплат мастеров. Но не все так однозначно. «Кто-то загружен заказами на пару лет вперед, а кто-то выживает и спасает производства. Во многом срабатывает человеческий фактор и накопленный социальный капитал компании», — считает Ева Бергман.

Число индивидуальных заказов на мебель у некоторых компаний все-таки растет, об этом говорят, например, в IVASA. Основатель бренда Иван Саловаров объясняет, когда единственным рациональным решением является заказ у местного бренда.

Иван Саловаров

Иван Саловаров

Основатель бренда IVASA

«Индивидуальная мебель — то, на чем мы в основном специализируемся. Основной запрос у клиента — сделать все по дизайн-проекту. Что мы наблюдаем: когда кто-то из дизайнеров использует 3D-модели или ИИ в своей работе, подходящую под проект мебель очень долго ждать из другой страны, и тогда делается выбор в пользу российского производства. Второй пример — когда мебели, сгенерированной с помощью ИИ, вообще не существует в реальности и ее можно воплотить в жизнь только за счет умения и способностей местного, локального производства».

Еще один интересный пример экономической стабильности в сфере индивидуальных заказов — компания RePanel. Производитель работает только с переработанным полистиролом. Бренд выпускает панели для архитектурных проектов и мебели из переработанного пластика.

Никита Кузнецов

Никита Кузнецов

предприниматель, основатель бренда RePanel

«У нас есть необычное преимущество. Наше единственное сырье — это вторичный пластик, промышленные и бытовые отходы. Его цена не прыгает так, как цена на импортную фанеру или массив дерева. Поэтому наша стоимость предсказуемая. Для дизайнера и клиента это плюс: сегодня и через полгода материал будет стоить одинаково. А когда обычные материалы дорожают, наш материал становится не такой уж и экзотичной альтернативой».

Саловаров объяснил, почему сегодня проще заниматься серийным производством, чем индивидуальным: «Есть большая сложность в масштабировании такого бизнеса. Должна быть команда специалистов на каждый проект, а она одновременно может вести максимум до 20 проектов. Каждый проект уникален. И собственнику производства гораздо проще делать стандартную мебель, которая не требует такой большой вовлеченности».

Экологичный нестандарт

«Визуальное и концептуальное возвращение к природе — один из центральных трендов 2025 года. Натуральные материалы (дерево, камень, переработанное сырье), текстиль из органических волокон, шерсть и хлопок — все это становится основой интерьера», — отмечается в исследовании трендов в интерьере российского Агентства креативных индустрий.

Это подтверждают предприниматели. «Мы заметили, как востребована стала экология в дизайне. Это отражается буквально во всем: цвета и оттенки, мягкие, плавные формы, озеленение офисов. И особенно фактура. Стала цениться необычная, неровная, шершавая поверхность. Наш гриб сюда тоже отлично вписался», — говорит основательница бренда SPAWN Дарья Токарева (компания разработала технологию выращивания материала, аналогичного древесине, из вторсырья и мицелия грибов).

Она отмечает и другой тренд: «Озеленение активно заходит внутрь зданий — очень популярно создание “живых” пространств в офисах».

По данным сервиса, спрос на озеленение и благоустройство территорий жилых комплексов вырос почти в шесть раз по сравнению со II кварталом 2024 года, указывают в «Авито».

Интересно, что тренд на экоматериалы и нестандартные дизайнерские решения отмечается и на рынке масс-маркета.

Виктория Швецова

Виктория Швецова

руководитель направления дизайн-проектов ретейлера «Лемана ПРО»

«Мы заметили рост интереса покупателей к товарам из экологичных и натуральных материалов. 68% покупателей готовы платить больше за товары для дома и ремонта с экологическими и социальными преимуществами. Кроме того, заметна тенденция на выбор более функциональных и многофункциональных предметов интерьера. Это связано с изменениями в образе жизни и уменьшением площадей жилых пространств».

Экологичность и уникальные дизайнерские решения — это еще и про изделия из переработанных материалов. Предприниматель Никита Кузнецов поделился своими итогами 2025 года:

Никита Кузнецов

Никита Кузнецов

предприниматель, основатель бренда RePanel

«Раньше нам приходилось несколько минут объяснять, что такое переработанный пластик и не пахнет ли он. Сейчас всё чаще слышим: “О, классный паттерн!” Людям приятно, когда вещь не только красивая, но и сделана со смыслом: из переработанного пластика, долговечная, с историей».

В 2025 году в России делают мебель из переработанного стекла, пластика, бумаги и грибов. Заказчикам и дизайнерам важно, из чего сделана продукция, которая станет частью интерьера офиса или ресторана.

Дарья Токарева

Дарья Токарева

основательница бренда SPAWN

«Часто такие изделия внедряют на крупнейшие диалоговые площадки для бизнеса, власти и молодежи. Например, Конгресс молодых ученых в “Сириусе”, Петербургский международный экономический форум — это одни из самых крупных международных площадок в России. На обоих стояли мебель и интерьерные решения из грибов от нас, а еще мебель из переработанного пластика и из карбона».

Инициатив на рынке дизайна в России нужно больше, считает Никита Кузнецов: «Не хватает инвестиций в R&D. Многие производители и клиенты работают на уже известных решениях. Не хватает исследовательской работы с материалами (как раз то, чем занимаемся мы в RePanel, за свои средства), с созданием принципиально новых продуктов».

История предмета и стоимость лида

Основатель бренда IVASA, участник Московской недели интерьера и дизайна Иван Саловаров специализируется на мягкой мебели, созданной с учетом мировых трендов. По его словам, в 2025 году сохраняется тренд на низкие горизонтальные и округлые формы — будь то диван, кресло, стул или стол. Но, по мнению эксперта, скоро им на смену придет геометричность, «рубленность» и четкость.

Что касается тканей, из моды выходит велюр. В основном для мебели выбирают жаккардовые ткани — с плетениями, «рогожку нового поколения», по словам предпринимателя. «В тренде ткани с более крупным плетением — букле и твид», — пояснил Иван.

Еще один тренд — прощание с монохромностью. Популярные серо-бежевые интерьеры утомили россиян.

Иван Саловаров

Иван Саловаров

Основатель бренда IVASA

«Появляется запрос на яркие акценты в интерьере. Он должен быть немного эмоциональным, а не “базовым отельным”. Покупатели начинают выбирать более яркие ткани, акцентные, и сочетать три-пять цветов».

Никита Кузнецов

Никита Кузнецов

предприниматель, основатель бренда RePanel

«Главное сегодня — это история. Без хорошей истории даже самый крутой материал не будет интересен. Нужно все вместе: качественный материал + дерзкий дизайн + смелая подача».

У RePanel есть табурет VK x INSTASAMKA. Никита называет его синергией производителя, дизайнера и заказчика: «Сам по себе материал (панели из переработанного пластика) — это просто заготовка. Дизайн делает его предметом, который хочется потрогать и на который хочется сесть. А эта безумная коллаборация (ВК и Инстасамка) возводит в объект желания».

Важность продвижения в 2025 году подчеркивает и эксперт отрасли Ева Бергман:

Ева Бергман

Ева Бергман

интерьерный и предметный дизайнер, соосновательница выставки Made in Russia Expo 2025

«Развиваются те, кто вкладывает в рекламу и маркетинг. А у наших компаний с этим сложно. Им кажется, что одна рекламная статья в СМИ должна принести клиентов. Почти никто не понимает, что маркетинг — это игра вдолгую. Сейчас мало создавать хороший продукт. Конкуренция довольно большая».

По словам Дарьи Токаревой, основной вызов сегодня для маленькой компании в отрасли — очень дорогой лид. «Путь до заказчика стал дольше и дороже. И далее каждая компания принимает для себя стратегическое решение, как она будет с этим справляться. Мы, например, делаем ставку на технологию производства. Дизайн-решения можно скопировать, а технология такая есть только у нас», — объясняет Дарья.

За рубеж

Многие предприниматели отрасли стараются выйти за пределы России. Ева Бергман сейчас работает над программой вывода российских производителей на международный рынок. По ее наблюдениям, существует такая тенденция: многие компании не готовы финансировать в свое развитие, ожидая, что все получится само собой.

Ева Бергман

Ева Бергман

интерьерный и предметный дизайнер, соосновательница выставки Made in Russia Expo 2025

«В первую очередь необходимо закрепить свои позиции на местном рынке и только тогда вести переговоры с иностранными партнерами. В связи с этим часть брендов исчезают, не выдерживая конкуренции. Часть старается выжить с помощью точечных мероприятий для своей целевой аудитории, и лишь малая часть, не более 3–5%, занимают активную позицию».

Производитель мебели Иван Саловаров согласен, что выйти на международный рынок российскому бренду непросто. Если речь идет о дизайнерской мебели, сначала нужно заработать репутацию на мировых площадках — конкурсах и выставках. Но существует и второй путь.

Иван Саловаров

Иван Саловаров

Основатель бренда IVASA

«Есть российские компании, которые выходят на площадки вроде Amazon. Они делают несложную мебель из массива, в основном из березы. Да, занимаются маркетингом, но ставку в таком случае делают не на него, не на бренд. Компания закрывает запрос на экологичность, а это глобальный тренд. В Европе, Америке, Китае есть спрос на натуральное. Я знаю такого предпринимателя. Он создает простые формы из массива березы в России. Компания производит все под ключ и отправляет контейнерами по миру, торгует на международных онлайн-площадках».

По его словам, проблема часто заключается в сложной логистике, также российских предпринимателей может останавливать языковой барьер или специфика работы на международных площадках. По наблюдениям предпринимателя, в основном российские производители нацелены на премиум-сегмент дизайнерской мебели или, напротив, пытаются конкурировать в нише доступных товаров на российских маркетплейсах.

О том, почему часто именно премиум-сегмент становится единственным возможным выходом, рассказала Дарья Токарева, производитель мебели из мицелия. «Мы выбрали путь выхода на рынок через работу с бизнесом и премиум-сегмент. Это был осознанный шаг, чтобы выжить. Мы можем делать массовый продукт, но чтобы был массовый спрос, нам нужно подготовить людей», — делится предпринимательница.

Стресс-тест

И большие, и маленькие компании в отрасли среди ключевых трендов на рынке в 2026 году называют рост спроса на экологичные, простые, но функциональные товары, интерес к новым материалам и еще большее стремление к уникальному дизайну.

Предприниматели, экспериментирующие с материалами, считают, что дизайнеры, подрядчики и клиенты часто не знают о возможностях современных российских материалов.

Никита Кузнецов

Никита Кузнецов

предприниматель, основатель бренда RePanel

«Хочется больше профессиональной коммуникации между производителями материала, мебельщиками, дизайнерами и клиентами».

По словам Никиты Кузнецова, в 2026 году россияне будут еще внимательнее считать деньги, но при этом все так же хотеть «вау-эффект» в интерьере.

Дарья Токарева

Дарья Токарева

основательница бренда SPAWN

«Тренд на устойчивое развитие окончательно закрепляется. Слишком много об экологии говорят на всех уровнях. Потребителей и дизайнеров все больше волнует, как и из чего предмет сделан, можно ли его переработать, насколько он безопасен».

И скоро одних слов станет мало, бизнесу нужно будет подтверждать свою экологичность сертификатами, отчетами и рейтингами.

Что касается экономических прогнозов, то специалисты «Лемана ПРО» делают вывод, что период 2026–2030 будет для рынка оптимистичным. Связывают это с планомерным вводом жилья, активным развитием ИЖС, а также ожидаемой динамикой ключевой ставки. В совокупности все эти факторы будут способствовать росту экономической активности населения.

Другие эксперты прогнозируют сокращение мебельного рынка минимум на 25%. И вопрос теперь не в том, выдержат ли российские производители конкуренцию с возможным возвращением импорта, а в том, как они переживут внутренний кризис спроса. Кажется, выживут те, кто сумеет балансировать между инвестициями в технологии, маркетингом и жестким контролем издержек, — а это требует не просто предпринимательской смелости, но и финансовой дисциплины, которой так не хватает многим молодым брендам. Возможно, 2026 год станет не годом триумфа «своего» дизайна, а годом его первого серьезного стресс-теста.