Разобраться • 19 ноября 2024

Скрытые подтексты: зачем инвестировать в искусство?

Скрытые подтексты: зачем инвестировать в искусство?

Текст: Анастасия Склянкина, член Ассоциации искусствоведов России

Фото: Alina Grubnyak, Unsplash


Сегодня арт-рынок создает новые вызовы и возможности для авторов и коллекционеров, становится более доступным, разнообразным и позволяет каждому найти что-то свое. В последние годы особой популярностью среди инвесторов пользуется современное искусство. В конце прошлого года арт-индустрия возглавила рейтинг элитных инвестиций, обогнав коллекционные вина, часы и ювелирные украшения. По каким законам сегодня живет эта сфера, какие сюжеты вызывают отклик у аудитории и почему предметы искусства — перспективный объект для вложения капитала, разобралась для Inc. член Ассоциации искусствоведов России Анастасия Склянкина.

Мировой арт-рынок остается сильным и устойчивым к экономическим трудностям. Согласно ежегодному отчету Art Basel и UBS Global Art Market Report, в целом количество сделок с предметами искусства в 2023 году увеличилось на 4% по сравнению с цифрами 2022 года. Такой результат стал возможен благодаря вниманию экспертов к арт-произведениям с более умеренными ценами.

Чаще всего картины и антиквариат покупают обеспеченные люди из числа представителей поколения Z: их средние расходы на такие покупки в первом квартале 2024 года составили $380 тыс. Следом идут миллениалы, которые потратили чуть меньше — $281 тыс.

Мировые коллекционеры стали чаще приобретать предметы искусства онлайн. В отчете Art Basel и UBS Global Art Market Report также говорится, что общие продажи на онлайн-площадках в 2023 году выросли на 7%, до $11,8 млрд, — составив 18% от объема всего арт-рынка. Эта статистика включает сделки, заключенные через платформы в интернете, такие как Artnet, Artfinder, Artsy, а также продажи галерей, аукционов и дилеров через собственные сайты.

Рост несмотря на трудности

Российский арт-рынок постепенно восстанавливается после периода турбулентности, связанного с уходом зарубежных аукционных домов и других площадок. Вместо глобальных аукционов Sotheby’s и Christie’s, «русские торги» (серия аукционов в России. — Прим. ред.) теперь проводит Аукционный холдинг, в который объединились «Московский аукционный дом», «Аукционный дом Клуба коллекционеров графики» и «Петербургский аукционный дом».

Современное искусство открывает новые смыслы и позволяет человеку погрузиться в диалог не только с автором, но и с самим собой. Если вы рассчитываете угадать, какое произведение сохранит свою ценность через сотню лет, то попробуйте подумать, какой месседж лучше всего отразит нынешнюю эпоху. Инвестирование в арт-сферу может быть увлекательным и потенциально прибыльным занятием, но оно также сопряжено с рисками. Сложность в том, что для этого нужны не только деньги, но и знания.

В последние годы в искусстве появляется все больше различных направлений, стилей и форматов, создаются новые платформы, меняющие способы взаимодействия аудитории с произведениями художников. По словам руководителя аукционного дома Artinvestment Егора Молчанова, оборот рынка аукционов в России за прошлый год вырос более чем на 125% и превысил $25 млн. Руководитель галереи «Литфонд» Сергей Бурмистров считает, что российский арт-рынок будет развиваться, появятся новые фонды по вопросам инвестиций в индустрию, а банки задумаются над созданием отдельных подразделений для работы с объектами искусства.

Российские покупатели следуют общемировой тенденции и тоже предпочитают онлайн. Большинство аукционных домов и галерей проводят торги на портале Bidspirit. По данным проекта-исследования «Арт-Москва. Тренды 2024», за 2023 год на площадке прошло 1 533 аукциона и было продано лотов на $98 млн. Кроме Bidspirit, популярностью у коллекционеров пользуются онлайн-аукцион VLADEY, а также платформы по продаже искусства и онлайн-галереи BIZAR, Elephant in the Louvre, Oily Oil, Cube.Market, SUPERMARTKET.

Новое поколение коллекционеров

У российских коллекционеров прослеживается явный интерес к необычным материалам и смешанным техникам. Например, российский автор под псевдонимом MONK в своих работах использует чистую нефть. Он «запечатывает» природное вещество на холсте, отражая в работах современность и демонстрируя силу этого природного материала. Это тот самый случай, когда злободневность тем не теряет своей актуальности.

Наметилась и другая тенденция: молодые коллекционеры поддерживают авторов своего поколения, углубляются в изучение их произведений. Поэтому междисциплинарные работы, как правило, имеют большой отклик.

Внимание ценителей искусства также привлекают работы, которые наполнены глубоким смыслом или даже скрытым социальным подтекстом. Например, российские авторы Ирина Петракова, Миша Никатин и Анна Самойлова выражают в картинах свое душевное состояние, мысли и чувства, передавая собственное видение мира вокруг.

Коллекционер Михаил Царев заметил приверженность покупателей искусства к нонконформизму или работам художников нового поколения, например Евгения Музалевского и Леонида Цхе. А у посетителей ярмарки молодого современного искусства Blazar, которая прошла в сентябре прошлого года в «Музее Москвы», большим спросом пользовались объекты из эпоксидной смолы Alisa Spots, карандашные миниатюры Леры Лыбы, латунные композиции Полины Уваровой.

Арт-рынок предлагает возможность найти что-то уникальное и потенциально очень ценное. Современное искусство уже вышло за пределы эксперимента с формой и сейчас экспериментирует с материалом. Художники используют не только масло, акварель, уголь, но также автомобильную краску, нефть, кофе, лак для ногтей и даже жевательные резинки.

Цена искусства

Почему некоторые картины даже не окупают пошедшую на них краску, а другие стоят миллионы? Простой ответ: потому что есть люди, которые готовы за них столько заплатить. Более сложное объяснение — стоимость зависит от известности и репутации художника, периода творчества, когда было создано произведение, состояния и истории происхождения работы, ее участия в выставках и аукционах, а также переходов из коллекции в коллекцию.

Но и на этом пути есть свои подводные камни. Ведь многие авторы, чьи картины называют активами, которые не потеряют в цене, когда-то были дерзкими новичками. При жизни Винсента Ван Гога его «Портрет доктора Феликса Рея» закрывал дырку в курятнике — сейчас он стоит как минимум $50 млн и хранится в музее. Если найдете своего Ван Гога, то сможете приумножить вложения в миллионы раз. Это — путь смелых.

В теории, чем известнее художник, тем дороже может стоить его работа. Так, в 1990 году на аукционе Christie’s, частный коллекционер из Токио приобрел работу Винсента Ван Гога «Портрет доктора Поля Фердинанда Гаше», заплатив тогда самую высокую в истории торговли произведениями искусства сумму — $82,5 млн. Эта продажа стала мировой сенсацией.

На практике сложно предсказать, когда и как конкретное произведение вырастет в цене. В 2017 году нью-йоркский аукцион Christie’s зафиксировал рекорд для другого художника — композицию экспрессиониста Фернана Леже «Контраст форм» купили за $70,1 млн, тогда как ранее стоимость его полотен не поднималась выше $39,2 млн.

Цены на произведения современных художников растут, когда на них растет спрос. Яеи Кусама — японская художница, одна из самых узнаваемых и продаваемых в мире. В 2023 году она продала работ на $80,9 млн и сместила с первого места британца Дэвида Хокни. Большинство ее картин было продано на аукционе в Гонконге, что свидетельствует о высоком спросе, подогретом крупной выставкой-ретроспективой, проходящей в то время в городе.