Разобраться • 29 августа 2024
Как автоматизировать процессы в стартапе: 4 совета и практический пример
Как автоматизировать процессы в стартапе: 4 совета и практический пример
Текст: Евгения Малина, операционный директор сервиса по аренде электротранспорта Whizz
Фото: Westend61/Getty Images
Когда стартап вырастает в более крупную компанию, операций становится слишком много. Команда, которая до этого выполняла все своими руками, уже не справляется. А значит, часть операций надо автоматизировать. В том, как интегрировать технологии в бизнес-процессы, чтобы уменьшить нагрузку на людей и оптимизировать работу всей фирмы, разобралась для Inc. эксперт по автоматизации, операционный директор сервиса по аренде электротранспорта Whizz Евгения Малина.
Идеальный вариант для стартапа: минимальное количество сотрудников, которые будут работать с максимальной эффективностью. Это создает профицит и помогает расти. Чтобы повысить продуктивность с небольшим числом сотрудников и подготовиться к масштабированию, компании нужна качественная, адаптированная под ее индивидуальный случай автоматизация процессов.
Особую важность автоматизация приобретает при масштабировании компании. Управлять одним магазином/предприятием может быть относительно просто, но по мере увеличения числа точек, городов или стран менеджмент становится более сложным и дорогим.
Необходимо анализировать отдельно каждый случай, но есть несколько универсальных правил, придерживаясь которых можно оптимизировать работу всего коллектива сотрудников. Вот четыре главных совета для стартапов, которые готовятся к автоматизации.
Рассмотрим кейс сверхбыстрой службы доставки еды на дом. Скорость — это ключевое преимущество сервиса. Нужно построить эффективную структуру, которая соберет заказ менее чем за три минуты и доставит его до двери клиента за 15 минут. Желаемый результат — свести к минимуму влияние человеческого фактора за счет автоматизации и сделать процесс таким простым, чтобы в нем невозможно было ошибиться.
Чтобы понять, как функционируют процессы, и выявить проблемы в доставке, каждый топ-менеджер лично забирал и доставлял заказы. Выполняя один из самых простых заказов, заметили, что на складе продукты для одного заказа расположены на большом расстоянии друг от друга. Приходилось несколько раз обходить магазин, чтобы собрать корзину. Позже команда автоматизировала раскладку продуктов: система подсказывала сотруднику, куда и что класть, основываясь на аналитике (данных о том, что чаще покупают вместе). Так удалось сократить время сборки.
Прежде чем автоматизировать и масштабировать новые практики, управленцу лучше самому пройти клиентский путь и найти слабые зоны. Опираясь на полученный в процессе опыт, можно будет сделать упор на улучшение конкретных деталей.
Чтобы построить любой бизнес-процесс, нужно в первую очередь сформировать команду. Нужен тот, кто будет заниматься этой задачей и фиксировать все инструкции. Это может быть обязанностью собственника, операционного менеджера или же всего коллектива.
Кроме того, важно декомпозировать рабочий процесс на более мелкие измеримые шаги. Это позволит задать метрики, чтобы оперативно выявлять сбои. Для этого нужно сделать следующее:
После этого необходимо закрепить все наблюдения и решения в базе знаний. Так вся команда сможет познакомиться с нововведениями. Если не сделать это сразу, то мелкие детали забываются и потом их гораздо сложнее восстановить. Высока вероятность, что однажды что-то может сломаться или процесс нужно будет менять/дорабатывать в зависимости от новых нужд бизнеса. Подготовьте инструкции для разных отделов, проведите воркшопы и демонстрации, чтобы показать, как и что работает.
Вот что можно предпринять, чтобы подготовить команду к трансформациям:
Далее необходимо найти способы упростить и автоматизировать малые процессы. Для этого следует задать себе вопрос, как можно убрать человеческий фактор из каждого процесса, который описали/придумали.
Вернемся к примеру с доставкой: было важно заставить сборщика не думать, где именно он должен взять товар; не тратить время на чтение названий и проверку, правильная ли это позиция; не думать, какой продукт куда положить или как хранить еду во время доставки.
В процессе аналитики, была зафиксирована идея: нет ничего хуже, чем доставить клиенту просроченный продукт. Исходя из этого, сервис интегрировал автоматизированную систему списания сроков годности. Она анализировала даты истечения срока годности и говорила, когда, что и в каком количестве нужно списать. До внедрения системы списания продуктов составляли 45% от общего месячного оборота товаров. Через три месяца после ее внедрения этот показатель снизился до 16% (средний процент списаний по городам составляет 5%, где отраслевой стандарт для службы быстрой доставки равен 3–5%).
Но не всё, к сожалению, может быть автоматизировано. В этом случае важно искать простые решения. Например, в системе указали название каждой полки, но комплектовщики все равно совершали ошибки. Поэтому решено было наклеить стикеры с указанием расположения полок на полу склада.
Имплементировать ИИ стоит, когда собирается огромное количество данных и нужны более гибкие решения. В рассматриваемом примере (сервис быстрой доставки еды) для расчета оптимального количества сотрудников в каждой отдельной точке и сохранения такой скорости обслуживания, чтобы частота клиентских заказов не падала, использовались большие данные и ИИ-технологии.
Для компании это был большой шаг вперед, так как на начальном этапе стартап руководствовался принципом — выполнить обещание по доставке любой ценой, включая вывод большего числа сотрудников на смену. Цифровизация помогла работать более эффективно, при этом не теряя качества сервиса.
С помощью ИИ и big data команда измеряла эластичность спроса к скорости доставки для каждой индивидуальной точки (это переменная величина, учитывающая множество факторов, включая изменения в поведении потребителей и внутренние трансформации) и на основе этого определяла количество сотрудников на смену для максимальной утилизации.
Постоянно анализируя данные, компания выявляла новые паттерны поведения своих клиентов, которые также косвенно помогали принимать бизнес-решения. Например, команда стартапа выяснила, что не всем покупателям важна 15-минутная доставка, что позволило внедрить предиктивное обещание — сервис честно сообщал клиенту, что доставка займет больше времени, при этом предлагая выполнить заказ за 15 минут за дополнительную плату. А для тех, кому скорость была не важна, предлагали слоты доставки. Это не только повлияло на оптимизацию трудовых затрат, но также добавило +5% роста GMV (Gross Merchandise Value — общая стоимость товаров, проданных на площадке за определенный период времени без учета возвратов, обмена и скидок. — Прим. ред.).
Дополнительно стартап ввел концепт floating fleet — на начальном этапе развития бизнеса каждый сотрудник был привязан к определенной точке и работал только на ней. Загрузка точек могла сильно различаться, поэтому для еще большей оптимизации компания натренировала умную логистическую систему маршрутизировать заказы на курьеров из ближайших точек, учитывая различные факторы: загрузку склада, территориальную близость заказов и возможность группировки, актуальное местоположение курьеров.
Если углубляться в детали, оказывается, что автоматизация бизнеса — не самое простое мероприятие. Однако результат будет стоить потраченных усилий. В случае с доставкой еды, правильно автоматизируя процессы в стартапе, команда добилась снижения брака в заказах с 12% до 2%, а время доставки сократилось с 20 до девяти минут.
Если вы пока не готовы нанять специалиста для автоматизации процессов, стоит присмотреться к экспертному опыту и начинать изменения в стартапе с существующих готовых решений, чтобы проверить гипотезу, узнать, что работает для вашей компании, а что нет, а затем применить эти знания для создания собственного решения. Это хороший совет для стартапов с небольшими командами разработчиков и ограниченными ресурсами.