Как общаться в коллективе, когда всем тревожно: правила экологичного общения

Как общаться в коллективе, когда всем тревожно: правила экологичного общения
Фото: John M Lund Photography Inc / Getty Images

2023 год — сложный период для компаний, оставшихся в России. Бизнесу приходится перестраивать огромное количество привычных процессов, а руководители и сотрудники каждый день сталкиваются с десятками срочных задач, которые требуют немедленного решения. В такой обстановке многим не до атмосферы в коллективе и выстраивания здоровых отношений, но без этого растить бизнес сложно. Inc. рассказал, как наладить дружескую атмосферу в команде и сохранять позитивный настрой среди сотрудников.

Часто кажется, что ненасильственное общение — это что-то для продвинутых клиентов психологов. На самом деле качественно улучшить свою (и коллег) социальную жизнь можно, придерживаясь всего нескольких базовых правил.

Уважать мировоззрение. Любое

Все точки зрения имеют право на существование, даже если они вам очень не нравятся.

Мария Данина

Кандидат психологических наук, основательница школы психологических профессий «Психодемия»

«Она исходит [точка зрения] из внутренней логики человека, и мы не можем просто прийти и сказать, что кто-то не так думает и не того хочет. Это данность, с которой нужно работать».

Стремиться договариваться

И в повседневной жизни, и в работе особенно важно уметь идти на диалог и выходить из конфликтов (а в идеале — не доводить до них). Глобально это может казаться сложной, а с некоторыми коллегами — невозможной задачей. Идите по шагам: начните с того, чтобы давать обратную связь четко и по делу, с фокусом как на позитивные, так и на негативные стороны ситуации.

Слышать себя

Важно понимать, чего именно вам хочется на этой работе, какие цели вы перед собой ставите и зачем вам всё это. И следить за тем, чтобы ваши желания не расходились с реальностью, а слова — с действиями.

Слышать и стараться понимать других

У нас очень много социальных ролей, и на работе мы в первую очередь сотрудники, а не друзья. Но без пространства для выражения эмоций исчезает возможность договариваться, а значит — эффективно работать над совместными проектами. Так что, если выслушать жалобу сотрудника, он с большей охотой будет работать.

Как общаться с командой в кризис

В кризис на первый план обычно выходит задача выживания: разобраться с финансами и вернуть клиентов. Но все это крайне сложно реализовать без здоровой атмосферы в команде. Следует придерживаться пяти шагов.

Помочь себе

Уже набившее оскомину «наденьте маску сначала на себя, а потом на ребенка» работает почти во всех сферах. Руководители и неформальные лидеры своим состоянием «заражают» остальных членов команды. Именно поэтому руководитель должен быть устойчив и иметь внутренние ресурсы работать не только с текущими проблемами, но и с людьми, которым нужна поддержка.

«Сейчас, по сравнению с пандемией, уверенности в своей безопасности гораздо меньше: опасность и внутри, и вовне. Это угроза, от которой не скрыться. Поэтому роль лидера в коллективе как никогда важна», — отметила Мария Данина.

Со своим состоянием можно работать в двух направлениях: снизить уровень тревоги в меру своих возможностей, делиться чувствами с другими в уместной форме.

Оценить состояние коллег

Все по-своему реагируют на стресс: кто-то умеет переживать его экологично, а кто-то плохо контролирует эмоции и впадает в панику. Это может мешать рабочим процессам.

Ольга Сахарова

Руководитель направления коучинга школы «Психодемия»

«У людей сейчас несколько уровней тревожности — это и происходящее в стране и мире, и сломанные бизнес-процессы, и личные проблемы, связанные с этим». 

Чтобы понять, кому из коллег нужна помощь прямо сейчас, нужно обратить внимание на эту проблему и оценить состояние сотрудников по шкале от единицы до 10, где единица — сложное состояние, низкая связь с реальностью, а 10 — уравновешенное состояние, есть связь с реальностью. Тех, у кого этот показатель низкий, можно попросить поделиться своими переживаниями и предложить им помощь. Когда  состояние сотрудника улучшится, выстраивать с ним конструктивный диалог будет проще.

Помочь найти опору

В кризисной ситуации мы откатываемся до базовых потребностей — на первый план выходит чувство безопасности. Способов хоть как-то создать его в рамках рабочих отношений немного.

Спокойствие также можно создать с помощью выбора. Сотрудникам можно предложить выбор: работать в офисе или удаленно, когда и на сколько уходить в отпуск, и т. д.

«Когда мы спрашиваем у ребенка, хочет ли он лечь спать сейчас или через пять минут, ему легче с этим смириться, потому что есть выбор — ему кажется, что он сам управляет ситуацией», — объясняет Ольга Сахарова.

Выстроить работу над задачами

Рабочая рутина успокаивает психику и сама по себе становится опорой. Но важно работать по мере сил, отдавать приоритет задачам, которые дают ресурс, вдохновляют и мотивируют, и иметь возможность перевести дух.

«Сложную ситуацию можно воспринимать как угрозу и бояться ее. Другая позиция — наблюдать с интересом за тем, что происходит, относиться к этому как эксперименту, в котором можно играть, пробовать новое и даже ошибаться. Постарайтесь создать такое безопасное пространство для команды и не ставить перед сотрудниками заведомо недостижимые цели — особенно в кризис», — подчеркнула Мария Данина.

Общаться по-человечески

Между тушением рабочих пожаров не следует забывать о коллективном неформальном общении. Общие обеды и совместные творческие занятия помогают создать в коллективе теплые отношения, а празднование маленьких рабочих побед — фиксировать результаты. Если этого не делать, у сотрудников будет ощущение, что 2022 год с его непрерывным кризисом тянется бесконечно.

Чего точно не стоит делать

Пожалуй, самый соблазнительный вариант для руководителя — игнорировать происходящее, но это неправильно. Когда вокруг бушует кризис, а босс делает вид, что все хорошо, сотрудники видят, что он действуют неадекватно внешним условиям и перестают ему доверять. Лидер должен признавать даже самые неприятные вещи, обозначать свою позицию и открыто говорить о проблемах.

«Это может противоречить пункту про иллюзию уверенности, но речь о разном: уверенность транслируется на эмоциональном уровне, а коммуникация на уровне информационном должна быть максимально прозрачной», — поясняет Мария Данина.

Здесь кроется еще одна опасность: можно научиться признавать проблемы, но увлечься игрой в эмоциональную уверенность и стать токсично позитивным — когда человек отказывает себе в возможности грустить по какому-либо поводу и призывает себя и окружающих «смотреть на мир с положительной стороны», ведь «слезами горю не поможешь».

«Мы называем это „миром розовых единорогов“ — так не работает. На первых граблях будет больнее обычного», — добавила Ольга Сахарова.

Чтобы избежать этой трансформации, нужно смещать фокус не на отрицающий факты позитив, а на реальность.

«Позитив сработает, только если руководитель расскажет, почему он думает, что всё будет хорошо, а сотрудники в ответ смогут задать ему вопросы. Тогда у людей будут основания верить оптимистичной картине будущего», — подчеркнула эксперт.