IPO — это доступ к безграничному ресурсу для развития компании. Полученные финансы станут топливом для выхода на новый уровень роста, конкуренции, глобализированности. Вот несколько советов, которые помогут вам и вашей компании подготовиться к успешному размещению акций.
Плавание начинается в гавани
В идеале подготовку к IPO нужно начинать задолго до запуска формальной процедуры. Важно как можно раньше сформировать правильную стратегию привлечения инвестиций: какие доли ты отдаешь, какие остаются у тебя.
Есть такое неписаное правило: у основателей должен быть пакет акций не менее 25–30%. Иначе они могут потерять мотивацию и вовлеченность в проект, но главное — это вызовет сложности с привлечением средств. Поэтому лучше с самого начала держать в уме перспективу выхода на IPO, даже если она пока где-то на горизонте.
Важно также заранее обеспечить положительные финансовые показатели: EBITDA, юнит-экономику, и т. д. Вы должны продемонстрировать, что бизнес жизнеспособен и уже сейчас либо в обозримой перспективе выходит в стабильный плюс. Из финансовых показателей и планов компании должно быть четко видно, что от IPO выиграет не только основатель («привлек деньги и вышел из бизнеса»), а вообще вся компания.
На восприятие компании и, как следствие, ее оценку, может очень сильно повлиять ее имидж. Поэтому, готовясь к IPO, обязательно нужно оценить свое положение на информационном поле и, если есть возможность, максимально там прокачаться.
Готовьтесь играть вдолгую
Надо иметь в виду, что IPO — долгосрочный процесс. Конечно, сейчас распространена мода на слияние со SPAC (это такие компании-пустышки, которые присутствуют на бирже, хотя на самом деле за ними ничего не стоит). Но если мы говорим про нормальный, эффективный бизнес, а не про «пузыри» и какие-то спекулятивные штуки, то здесь должно быть все подогнано идеально: выстроенная компания, сработавшаяся команда, отлаженные бизнес-процессы.
Если вы претендуете на инвестиции, то должны показать такую структуру, которая эти вложения эффективно «переварит» и даст рост, а не расползется по швам от неготовности к большим объемам. И показатель выручки — ключевой индикатор того, что компания не воздух продает, а действительно может зарабатывать деньги и ее имеет смысл масштабировать.
Хорошим бонусом будут, к примеру, облигационные займы, которые вовремя погашаются, и другие детали, подтверждающие стабильность вашего бизнеса и ответственный подход к управлению им.
Установка на прозрачность
Как только вы задумались об IPO, сразу и полностью переходите на открытую бухгалтерию и на открытый отчет. Никаких серых схем и оптимизаций налоговых выплат! Имейте в виду: это новая точка отсчета, и теперь всё, что происходит в компании, будет максимально тщательно, буквально под микроскопом, проверяться всевозможными службами — от аудиторов до Центробанка.
Фокус в том, что в ходе подготовки к IPO ваш бизнес оценивают с точки зрения его будущего, т. е. перспективности, а вот проверять будут бэкграунд. Любые «скелеты в шкафу», необдуманные шаги, неуплаты или спорные моменты могут серьезно осложнить или даже сделать невозможным выход на IPO.
Не играйте в «серфера»
Для многих стартапов характерна одна и та же ошибка — они стараются попасть в восходящий тренд, поймать волну. Но лучше этого остерегаться, поскольку любые подобные процессы цикличны.
Нет смысла срочно выходить на биржу только из-за того, что сейчас, например, у всех компаний классный мультипликатор. Во-первых, это будет сильно смахивать на спекуляции, а во-вторых, растущий сегодня рынок завтра просядет — и без качественной бизнес-структуры вы пойдете ко дну вместе с ним. А если такая структура есть — она покажет себя вне зависимости от колебаний рынка. Поэтому, взяв курс на IPO, нужно сфокусироваться на собственных процессах и скрупулезно приводить их в порядок.
В то же время есть совершенно другие, специфические факторы, которые может грамотно оценить только погруженный в рынок специалист. Опытный консультант подскажет, например, что летом лучше не выходить на биржу, потому что активность инвесторов снижается. А осенью или под конец года, когда закрываются отчетные периоды больших компаний и им нужно доразмещать свои средства, — наоборот, благоприятный момент. И таких нюансов достаточно много.
Идеальный консультант: найти и доверять
IPO — в первую очередь, публичная история. По сути, это продажа — только не какому-то отдельному инвестору, а миллионам потенциальных партнеров. Поэтому при подборе консультантов имеет смысл ориентироваться на их репутацию в профессиональных кругах. Не принципиально, будет это просто крупный частный специалист или какой-то банк, — главное, чтобы партнерство с ним делегировало вам силу его бренда.
Помимо общей репутации, имеет смысл обращать внимание еще и на то, были ли у претендентов успешные кейсы именно в вашей сфере. Промониторьте выводы на IPO в целом, а также их успешность, — в идеале, конечно, чтобы были какие-то примеры в недавнем времени.
Нужно понимать: если за вас взялся специалист из топ-лиги, это само по себе станет большим позитивным сигналом для всего рынка. Как правило, лидеры консалтинга не гонятся исключительно за гонорарами: им важнее та самая репутация, заработанная многолетним трудом. Согласившись работать с клиентом, они ручаются за него, — это большое доверие и высокая оценка вероятности его будущего роста.
Одна из важных вещей, которая будет в основном зависеть от консультанта, — поиск и подписание крупного стратегического партнера-инвестора. Оптимально, если это будет большой фонд или серьезный банк, нацеленный именно заработать на выходе на IPO. Такое партнерство (идеальный тайминг — примерно за полгода до IPO) резко повышает шансы на успех.
Вообще, нужно принять тот факт, что ряд существенных процессов на этом промежутке будет зависеть от консультантов больше, чем от вас. Проверка отчетности и реализации финансового плана, оценка бизнеса с итоговыми выводами — это их основная работа, в которую не стоит вмешиваться. Если уж вы установили сотрудничество, то положитесь на компетенцию своего партнера и не лезьте постоянно со своим мнением. Это обесценивает сам принцип взаимодействия, когда каждый отвечает за свою область, в которой располагает экспертизой.
Однако сотрудничество с консультантами вовсе не означает, что вам самим можно полностью выключиться из процесса подготовки к IPO. Наоборот, нужно хотя бы час-два в неделю посвящать именно этому направлению. Изучите свежие тенденции, успешные и провальные выходы. Пробуйте себя в прогнозировании и вообще, хотя бы на поверхностном уровне, вникните, как этот рынок устроен.
Скажем, есть актуальный и показательный для любой российской компании пример недавнего суперудачного IPO Ozon: полезно взглянуть, кто их консультировал и кто был стратегическим инвестором. Все это обязательно принесет свои плоды. Вы начнете понимать, что и зачем делают ваши консультанты, а значит — сможете войти с ними в рабочий резонанс, получая дополнительный эффект синергии.
Поправка на масштаб
Чтобы обращаться к большим компаниям, нужно самим дорасти до какого-то уровня. Для некоторых ваш бизнес может просто не представлять интереса. И тут надо просто обозначить для себя планку: скажем, если на запрос долго не отвечают, отменяют назначенные встречи, забывают перезвонить, — это сигнал, что пора сказать «спасибо, до свидания». Это нормальная ситуация, ее надо спокойно принять и двигаться дальше.
Но даже если все удачно «срослось», нужно быть готовым к тому, что работа с большой компанией будет идти в ее темпе — скорее всего, неторопливом. Три месяца может занять исследование рынка, еще столько же — моделирование стратегий… Это идет вразрез с собственным опытом и стилем ведения дел стартапа, который, условно, за те же полгода вырос в пять-шесть раз. Но надо понимать, что большие компании потому и стали большими, что реально семь раз отмеряют, прежде чем один раз отрезать.