Как работать и нанимать из-за рубежа: способы и советы

Как работать и нанимать из-за рубежа: способы и советы
Фото: Gandee Vasan / Getty Images

Последние 1,5 года в некотором смысле сделали ландшафт российского бизнеса очень международным. По разным оценкам, за этот период страну покинули от 300 до 700 тыс. человек, часть из которых продолжили сотрудничать с отечественными компаниями. Многие проекты предпочли перенести офисы за пределы России, но при этом продолжили работать с людьми, оставшимися в стране. Inc. рассказал, как взаимодействовать российскому бизнесу с кадрами в других странах, не нарушая законов.

Люди, которые уехали из России на фоне «спецоперации», в большинстве своем имеют российское гражданство. Единственное отличие при оформлении таких сотрудников заключается в том, что в их договоре должна быть прописана возможность работать удаленно. С сотрудниками, у которых есть российский паспорт и банковская карта, у работодателя не будет сложностей.

Сотрудники уехали, компания осталась

Владельцу бизнеса, который работает с релоцировавшимися россиянами, стоит прописать в договоре возможность удаленной работы и предупредить о возможном снижении зарплаты из-за НДФЛ. Человек, проживающий за границей больше полугода, перестает быть российским налоговым резидентом, а значит, работодатель должен платить за такого сотрудника не 13%, а 30% НДФЛ. Налоговая не следит за каждым отдельным налогоплательщиком и может не заметить утраты статуса резидента. Однако об этом все же необходимо сообщить: если ФНС обнаружит обман, вас могут оштрафовать на сумму 20% от недоимки и доначислить НДФЛ.

Айгюн Курбанова

Основательница «Школы карьерного менеджмента» и президент Ассоциации карьерных консультантов

«Чтобы этого избежать, можно сразу договориться с сотрудником о том, что вы станете платить ему на 15% меньше, когда он потеряет статус российского налогового резидента. Придется объяснить работнику, что, ваш „гросс“ не изменился и вы не можете позволить себе платить такой большой налог за каждого удаленщика».

Компания уехала, сотрудники остались

Перевезти компанию за пределы России (и зарегистрировать ее там), но продолжить работать с сотрудниками, которые остаются внутри страны, возможно. Есть несколько способов.

Нанять россиян в штат новой иностранной компании

Самый прозрачный, но самый непростой путь. Эксперт отметила, что все будет зависеть от страны, в которую переехала компания. В некоторых юрисдикциях необходимо нанять на работу несколько местных граждан, прежде чем нанимать иностранцев, а где-то вообще необходимо собрать огромный пакет документов, доказывающих, что на местном рынке вы никого не нашли.

Работать с ИП по договору оказания услуг

Если ИП зарегистрировали в России, тогда у работодателя возникает проблема перевода на российские счета с иностранного, так как международные платежные системы не работают с Россией. Как быть, чтобы провести платежи официально? Курбанова уточнила, что компаниям нужно заключать с ними договор на определенную часть работы и перевести оплату за эту работу на счет ИП.

Не ликвидировать российское юрлицо и платить с его счетов

Если у компании осталось российское юрлицо, то сотрудников, которые живут в России, можно оформить на него и платить им в рублях. Технически это самый простой способ.

Как оформлять иностранцев

Массовый отъезд россиян создал дефицит работников в некоторых отраслях. Один из способов с ним справиться — нанять иностранцев (из стран СНГ и не только). Для этого предпринимателю нужно сделать следующее.

Проверить патент — разрешение на работу в стране

Чтобы принять на работу сотрудника без российского гражданства, прежде всего необходимо проверить, есть ли у него патент. Работать без него могут исключительно иностранцы, у которых есть разрешение на временное проживание или вид на жительство, а также студенты очных отделений российских вузов, граждане с действующей срочной трудовой визой и граждане стран Евразийского экономического союза (Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии). Всем остальным иностранцам нужно оформлять разрешение на работу в миграционной службе МВД.

Получить разрешение на наем иностранцев

Если компания планирует сотрудничать с иностранцами, которым нужен патент, придется заранее получить на это разрешение у властей. Это, скорее, формальность, но необходимая. Для этого нужно подать заявление в миграционную службу МВД. Чтобы правильно заполнить форму,  попросите сотрудников прислать копии их патентов на работу. Важно, чтобы информация о работниках и должностях в документах совпадала.

Заплатить пошлину

За каждого иностранного сотрудника работодатель должен заплатить госпошлину размером 10 тыс. руб. Квитанцию об оплате нужно отнести в миграционную службу, отправить по почте или через сервис «Госуслуги».

Заключите трудовой договор

Чтобы заключить трудовой договор с иностранцем, важно учесть несколько нюансов: соглашение должно быть подписано не раньше дня выдачи разрешения иностранцу на работу, и в договоре обязательно должна быть информация о визе и/или патенте работника, условия медицинского страхования (страховку сотрудник оформляет сам). После подписания договора вы как работодатель можете подключить сотрудника к системе корпоративного ДМС.

Нужно учитывать, что прекращение действия разрешения на работу не является основанием для расторжения трудового договора. Важно проследить, чтобы дата окончания действия вашего договора с работником была не позднее даты истечения патента (или совпадала с ней). Если работник продлевает патент, то работодатель просто заключает с ним еще один договор.