• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

Кейс BS-shina: потерять €200 тыс. и влезть в долги, но выжить и расшириться (с помощью франшизы и Instagram)

Кейс BS-shina: потерять €200 тыс. и влезть в долги, но выжить и расшириться (с помощью франшизы и Instagram)

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Как закрыть кассовые разрывы. 4 способа пополнить оборотный капитал

Как закрыть кассовые разрывы. 4 способа пополнить оборотный капитал
Фото: Florian Gaertner/Photothek via Getty Images

Кассовый разрыв — страшный сон любого предпринимателя. Ситуация, когда все деньги в деле, а заплатить поставщику или сотрудникам нужно было еще вчера, может случиться с каждым. Если бизнес стабилен и доходы превышают расходы, закрывать кассовый разрыв имеет смысл заемными деньгами, — считает гендиректор SimpleFinance Алексей Басенко. Он делится своим мнением о наиболее эффективных финансовых инструментах, которые позволят компании пополнить свой оборотный капитал и при этом не впасть в кабальную зависимость от кредиторов.


1.

Кредит в форме овердрафта


Это один из самых простых и популярных способов пополнить оборотный капитал заемными средствами. Речь идет о финансировании краткосрочном (от 1 до 3 месяцев) и, как правило, беззалоговом.

Обычно банки устанавливают кредитный лимит исходя из размера среднемесячных оборотов, наличия других кредитных обязательств, числа контрагентов (поступления должны быть диверсифицированы, без сильной зависимости от 1-2 покупателей) и прочих существенных параметров. Сейчас средняя ставка по овердрафту — от 12% до 20% годовых, срок получения — 3-10 дней (в зависимости от оперативности банка).

К плюсам овердрафта можно отнести относительную простоту его получения. Но есть и минусы — ограниченный лимит и требование постоянно поддерживать обороты в кредитующем банке (это может ограничивать вас в пользовании другими кредитными продуктами). Также овердрафт не подойдет компании, работающей с небольшим числом контрагентов (например, если она продает свою продукцию 2-3 ключевым покупателям).


2.

Факторинг


Это один самых дешевых финансовых инструментов для закрытия кассового разрыва. Факторинг идеально подойдет тем, кто поставляет продукцию на условиях отсрочки платежа, т. е. получает оплату по истечении срока, указанного в договоре поставки. Но многое зависит от покупателя вашего товара: если он надежен и обладает большими финансами (например крупный международный ретейлер или национальная сеть), то сделку предложит любой фактор-банк. И напротив, если вы имеете дело с финансово неустойчивым контрагентом, связываться с вами почти никто не захочет.

Для дебиторов из топ-100 этот продукт в среднем может быть доступен по ставке 10%-14% годовых. Решение о его предоставлении банк обычно принимает в течение 3-5 дней. Максимальный период отсрочки платежа, как правило, ограничивается 180 днями. За это время компания получит финансирование в размере до 95% от стоимости поставленных товаров/услуг. После заключения договора право на взыскание дебиторской задолженности переходит от покупателя к фактору.


3.

Кредит на исполнение контракта (КИК)


Если факторинг оптимален при «револьверных» поставках, в случае разовых продаж больше подойдет кредит на исполнение контракта (КИК). Для получения такого финансирования ваша компания должна обладать устойчивым финансовым положением и вложить в сделку часть собственных средств (размер займа обычно не превышает 70% от стоимости контракта).

В зависимости от суммы, КИК могут предоставить как с залогом, так и без него. Погашается он из поступлений от вашего заказчика.

В этом сегменте рынка ставки основных игроков варьируются в пределах 16%—19%. Многие финансовые организации рассматривают КИК параллельно с согласованием кредита на участие в тендерах — ведь каждый участник торгов может оказаться победителем.


4.

Экспресс-кредиты для эквайринговых компаний


На российском финансовом рынке нет массовых продуктов для малого бизнеса. Этот сектор несправедливо продолжает оставаться недообслуженным, но отдельные интересные попытки заполнить вакуум все же есть. Вскоре в России появится продукт, который будет интересен компаниям с высокой долей эквайрингового оборота: магазинам, небольшим кафе, прачечным. Речь об экспресс-кредитах под залог последующих поступлений эквайринговой либо инкассируемой выручки — при ее получении часть средств будет уходить на погашение задолженности.

Пропорции регулируют кредиторы: деньги списываются с определенным коэффициентом: например 50% от каждого поступления, или 20% (что не много), или даже 100%, — если по какой-то причине обороты резко падают. Здесь учитывают сезонность, регулярность покупок, долю крупнейших покупателей.


Эффективная ставка по этому инструменту прогнозируется на уровне 20%—35%, но это будет настоящий экспресс-кредит: его выдадут в течение нескольких часов с момента обращения. В зависимости от вашей стабильности, лимит откроют в размере одной или нескольких выручек по эквайрингу.


Это своеобразный аналог кредитной карты для физлиц: очень быстрый доступ к финансированию и понятное закрытие долга. Его также можно сравнить с банковским овердрафтом (с той разницей, что вы не обязаны открывать расчетный счет и абсолютно свободны в своих дальнейших действиях).

При выборе способа кредитования важно убедиться, что он вписывается в наработанную вами бизнес-модель и будет служить не минимизации издержек, а наращиванию оборотов компании. Еще один важный момент: нельзя путать оборотное и инвестиционное кредитование. Если ваша цель — приобрести оборудование для нового офиса или производства с длинным циклом окупаемости, вам нужны целевые длинные деньги. В этом случае кредитор, вероятно, попросит залог, но на возвращение долга может отвести до 10 лет. Использование короткого оборотного финансирования в подобных ситуациях — однозначный путь к дефолту.