Разобраться • 31 августа 2024

Роман Маресов, e-com-сервисы «Яндекса», — о том, какая карьера может быть у топ-менеджмента

Роман Маресов, e-com-сервисы «Яндекса», — о том, какая карьера может быть у топ-менеджмента

Текст: Валерий Ложкин


Достижение C-Level — это вершина карьерной лестницы, но не финишная черта. В этот момент, когда вы уже управляете компанией, обладаете богатым опытом и, казалось бы, достигли вершины, возникает новый вызов: как продолжать учиться, развиваться и расти? Как найти новые цели, оставаться мотивированным и не терять жажду знаний? Подробнее о том, как постигать новое и расти дальше, если вы уже достигли C-Level, рассказал руководитель e-com-сервисов «Яндекса» и автор telegram-канала Media Rare Роман Маресов на конференции для топ-менеджмента технологических компаний South HUB 2024. Inc. публикует основные мысли из доклада.

Первый руководитель каждого человека — это мама, так как часто на начальных этапах жизни родители принимают за нас важные решения. Только в университете мы начинаем задумываться о том, чем хотим заниматься. Первый тимлид в компании обучает нас, как работать, взаимодействовать с другими командами и какие фреймворки использовать. Со временем мы сами начинаем руководить.

Появление первого подчиненного — такой же стресс, как первый рабочий день. Кажется, что с новым сотрудником станет легче, но реальность сложнее. В этот момент наш руководитель считает, что теперь мы можем делать в два раза больше работы. Но процесс выстраивания работы подчиненных длится от шести до 12 месяцев, при этом параллельно мы еще стараемся закрывать собственные задачи.

Получив должность крупного руководителя, мы сталкиваемся с еще большим стрессом из-за того, что должны управлять десятками и сотнями людей. Проблемы становятся сложнее, так как уже нельзя напрямую влиять на результат. Ни один CTO (технический директор) не пишет код на регулярной основе, также как CPO (директор по продукту) не правит макеты в Figma.

Что нужно, чтобы оказаться в роли шефа на кухне?

В книгах и в статьях пишут, что CEO решает все вопросы — как шеф-повара на кухне. С одной стороны, руководитель C-Level отвечает за весь процесс, а с другой, когда что-то идет не так, именно ему приходится все чинить.

Руководство холдинга заинтересовано вырастить человека на эту роль из числа своих сотрудников. Например, в разработчике увидеть будущего CTO.

Нередко руководителю необходимо выполнить задачу самостоятельно. Он должен предвидеть будущее, принимать стратегические решения, выбирать фреймворки, управлять наймом и процессом увольнений. Однако бывают моменты, когда все горит и приходится самому писать код, чтобы исправить проблему. В «Яндексе» даже люди с тысячами подчиненных участвуют в инцидентных Zoom-встречах, вносят изменения в код, написанный много лет назад.

Это касается и менеджеров: если проблема прямо сейчас возникла в бизнесе, то ты ее прямо сейчас должен решить. Например, в индустрии еды есть большая сеть корейского стрит-фуда «Чико». Основатель этой сети Сергей Лебедев сказал полезную мысль: «Если выходишь из операционного бизнеса, то, скорее всего, скоро его потеряешь». Это противоречит привычной установке, что на старших ролях нужно заниматься только стратегическими вопросами.

Оказывается, это не всегда так, и в «Яндексе» специалисты постоянно ищут баланс. Роман Маресов отметил, что руководитель должен иметь видение, куда движется продукт и команда, какие изменения в процессы нужно внести сейчас. Он же одновременно с этим способен в конкретный день прийти к команде, задать уточняющие вопросы и «потушить пожар».

Менеджеры «Яндекс Еды» задали вопрос, почему плохо продаются пиццы, хотя это самая большая категория в доставке еды. Было много идей, как выгоднее показать продукт и улучшить интеграции с крупными партнерами. Все оказалось проще: блюда не помещались в сумки для курьеров — не хватало пары сантиметров. Из-за этого рестораны не спешили брать такие заказы и клиенты отваливались. Чтобы разобраться в деталях, нужно самому пойти работать курьером, попробовать хотя бы один раз доставить семь пицц. Так сразу поймешь, что поменять в процессах, причем это вообще не связано с тем, какие технологии использованы в приложении.

Лидерство не только эмпатия

Новый руководитель — это всегда стресс для команды. Непонятно, что хуже: когда нанимаешь человека извне и ставишь его лидом или когда продвигаешь кого-то изнутри. В первом случае у команды возникает вопрос: «Неужели мы настолько плохо работали, что изнутри не вырос подходящий менеджер?». Во втором случае в команде всегда есть сотрудник, который претендовал на эту роль, что вызывает напряжение.

Наем на исполнительные роли — сложная задача. Как понять за два, пять или даже 10 интервью, что человек подходит на роль, где он будет отвечать за тысячу сотрудников? На самом деле никак. Это подбрасывание монетки. Лишь небольшой процент вероятности ошибки можно устранить с помощью интервью.

«Мне нравится подход, при котором людей сначала интегрируют в команду, а затем продвигают по карьерной лестнице, — рассуждает Маресов. — Но и это вызывает вопросы. Во-первых, почему выбрали не меня? Даже если из десяти тимлидов ни один не был готов стать CTO, девять из них задумаются об этом. Во-вторых, чему меня может научить новый руководитель, если раньше мы были на равных?»

Если в команде был сильный лидер, которого все уважали, и он пошел на повышение, то оставшиеся могут задаться вопросом, как им расти дальше. В «Яндексе» стараются учитывать эти моменты при назначении руководителей. Плохой вариант — когда люди начинают увольняться из-за смены лидера, а хороший — когда назначение воспринимается как естественный и ожидаемый шаг. Если при анонсе повышения у всех будет реакция в духе «давно пора», значит, решение верное. Это особенно важно при назначении руководителей целых сервисов и крупных частей бизнеса.

Продуктовый взгляд на любую проблему

В «Яндексе» в разы больше сотрудников складов, чем инженеров. Сервисы холдинга возят людей на такси, продают пиццы и упаковывают коробки, при этом «Яндекс» еще остается продуктовой компанией. И он ценит то, как сотрудники подходят к решению кейсов с позиции продукта. Например, нужно увеличить выручку на 2%. Кто-то решит просто поднять цены на 2%. Другой подход — задать правильные вопросы: почему сейчас не растет эта метрика? Что можно изменить внутри системы, чтобы в будущем продажи выросли?

Если человек сам генерирует такие идеи или организует результативную дискуссию, он и есть настоящий или будущий глава продукта в бизнесе. А поместить бэклог в табличку и мотивировать команду вычеркивать из нее задачи — не настоящий продуктовый подход, хоть так и пишут в телеграм-каналах.

Как правильно адаптировать C-Level на новом месте

Когда руководителя ставят в новую роль, особенно на позицию CEO, начинается непростая жизнь. Внезапно все проблемы мира становятся его проблемами. Роман сам столкнулся с этим, переходя от руководства продуктом в «Яндекс Go» к руководству «Яндекс Едой». Новая команда не сразу его приняла, видя в нем человека извне, несмотря на обширный опыт внутри компании. Сразу стали спрашивать о стратегии и целях. Иногда Маресов не мог ответить на вопрос, зачем они это делают, — понадобилось время, чтобы разобраться.

Помимо этого, увеличивались операционные проблемы: кто-то увольняется, а кого-то стоит уволить, и, к сожалению, это часто не одни и те же люди. А когда нужно закрыть вакансию, вам обязательно напишут, что предложение не согласовали, потому что кандидата держат в другой компании.

Конечно, что-то идет не так в трансакционных и операционных делах. Блогера-миллионника не устроил сервис или упал прод. Все собираются на инцидентный Zoom-звонок. Первое время ты просто наблюдаешь и надеешься, что кто-то другой сможет решить проблему. Приглашаешь новых участников созвона и иногда пишешь своему руководителю, что все под контролем.

«Выпилиться» из команды

Мы прошли долгий путь с тех пор, когда мама решала наши проблемы. Но стоит начать помогать новому сотруднику во всем, он привыкнет к этому. К тому же, если вы ушли на повышение, но продолжаете решать все вопросы с командой, они так и не начнут прислушиваться к новому лидеру.

Передача любимой команды кому-то другому — это большой стресс. Вы наняли их, вырастили, полюбили, но в какой-то момент приходится отпускать. Естественная реакция — оставаться на связи, проводить встречи «один на один», спрашивать мнение про нового руководителя, вникать в продуктовые инженерные вопросы. Но на самом деле это ошибка: команда должна организоваться сама и понять, как жить без вас. Своим вмешательством вы не даете новому руководителю возможности утвердить свой авторитет.

Если вы отдали команду, теперь у вас есть другая. Новые люди чувствуют, что вы не вовлечены в их работу. В результате все «в семье» равномерно недолюблены. Первым шагом стоит отказаться от участия во встречах и демо старой команды. Просто наступите себе на горло и попробуйте так не делать.

Чем более высокого по грейду человека мы нанимаем на роль, тем сильнее нам кажется, что он сам вникнет в дела. Если в другой компании под его руководством работали 5 тыс. человек и здесь столько же, то он с ними справится. Парадокс в том, что, несмотря на предыдущий совет, его нельзя отпускать в свободное плавание.

Для больших руководителей важно быть партнерами, «о которых думают», а не «о которых делают». Не должен CEO обращаться к CTO с решением конкретной проблемы: «Я слышал, что монолит — это плохо. У нас в компании как раз он? Распили его, пожалуйста».

Вместо этого позвольте CTO подумать. Например, ваш time to market (время от начала разработки продукта до его реализации. — Прим. ред.) — месяц на выкатку простой фичи. Задайте правильные вопросы: почему он такой? Бывает по-другому в других компаниях? Был ли у нас time to market другим месяц назад? В идеале спросите только об одном — каким ваш CTO видит этот показатель в будущем. Часть CTO, конечно, скажут, что в мечтах слова time to market вообще нет в их жизни, они просто занимаются технологиями. В этот момент придется позвать CPO. Этот процесс размышления гораздо важнее, чем режим исполнителя, когда CEO просто отдает команды CTO.

Как строить коммуникации с руководителями

В книге Джона Кинга, Дэйва Логана и Хэли Фишер-Райт «Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры» затрагивается концепция того, как люди в организации взаимодействуют между собой и как лидеры формируют взаимоотношения. Обычно организационная структура выглядит как пирамида: руководитель — руководители более низкого звена — менеджеры. Иногда они собираются вместе для обсуждения стратегии. Это создает общность, но главные связи строятся через взаимодействие человека с человеком. Такие диады — стандарт в большинстве организаций.

Вспомните, как вы начинали карьеру. У вас были встречи один на один с руководителем и командные собрания. Как только вы становитесь лидом, что вы делаете? Вероятно, так же устанавливаете встречи один на один с подчиненными и регулярные общие собрания. Это работает годами, пока вы не дорастете до роли президента большого холдинга. Мало кто учит, как можно работать иначе.

В книге говорится, что на самом деле более эффективные связи — это триады, которые CEO может строить с подчиненными. Старайтесь звать в комнату не одного, а двух или трех человек. Поощряйте их разговаривать между собой в вашем присутствии.

Попробуйте в следующий раз пригласить на кофе двоих «минус один» коллег. Например, CPO и CTO — они могут быть лучшими друзьями, но по работе накапливаются противоречия. Это может быть руководитель коммерции и глава операционного блока. Один продает B2B-услуги рынку и жалуется, что ничего не делается под клиента. Второй считает, хватит продавать кастомизированные решения, которые поддержка потом не вытягивает. Они по очереди ходят жаловаться своему руководителю. Ситуация накаляется, все ругаются и только после этого обсуждают вопрос по сути.

Но если бы эти люди регулярно пили кофе в компании руководителя, возможно, конфликтной ситуации бы не произошло.

Сложная задача в особенно больших бизнесах — понять, как ориентировать разные команды в одном направлении. Например, «Яндекс Музыка», «Кинопоиск» и «Яндекс Маркет» объединены подпиской «Плюс». Каждая команда оперирует своими баллами и стоимостью подписки. Несколько лет назад было непонятно, как объединить их для создания общей зонтичной подписки для всех пользователей «Яндекса».

В маркетплейсе неизбежна борьба между продуктовой командой, повышающей конверсию в покупку, и рекламной командой, отвечающей за доходы. Часть бизнеса построена на рекламной модели, и, хотя все понимают необходимость координации, она часто остается на словах. Потому что органически хороший руководитель продукта хочет, чтобы люди больше покупали и им было удобно. Хороший рекламщик хочет повышать конверсию, но в реальности его KPI заставляет ставить больше рекламных баннеров.

В больших корпорациях часто приходят к решению установить KPI (ключевые показатели эффективности). К примеру, у руководителя продукта и технического директора будет общий KPI на EBITDA (прибыль бизнеса до уплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и амортизации). Это создаст ощущение единства, заставит команды обсуждать, как оптимизировать метрику. Но потом они расходятся на свои этажи и до следующей встречи с CEO не задаются вопросом, как им повысить EBITDA. Потому что одни сосредоточились на time to market, а вторые — на аптайме сервера.

Общие KPI важны, но недостаточны. Если у руководителей разные цели, шансы на успех уменьшаются. Компании решают эту задачу через культуру, формирующую общие ценности среди сотрудников, — от процессов найма до перформанс-ревью (оценка профессиональных качеств сотрудника и его результатов за определенный период времени. — Прим. ред.) и промоушенов (продвижение по карьерной лестнице. — Прим. ред.).

Когда команды развиваются и ведут за собой другие, их не мотивируют общие показатели EBITDA. Их объединяет опыт работы над проектами в прошлом и стремление к общей цели — успешному развитию команды при неизбежных трудностях.