Гарри Каспарова многие считают лучшим шахматистом всех времен. В 22 года он стал самым молодым чемпионом мира по шахматам. Затем побил еще несколько рекордов, стал шестикратным чемпионом мира и оставался на вершине шахматного олимпа протяжении 20 лет, пока не завершил карьеру в 2005 году.
Каспаров — выдающийся шахматный стратег, но он еще и блестящий мыслитель, чьи идеи применимы в том числе и в сфере бизнеса. Этот факт стал для меня совершенно очевидным, когда я прошел онлайн-курс от Каспарова на платформе Masterclass.
Особенно хочется выделить один урок — об отношении гроссмейстера к ошибкам и неудачам. Подход Каспарова можно резюмировать одним предложением: чтобы стать в чем-то лучше, нужно приучить себя анализировать свои промахи.
«Если хотите понять, как улучшить свой результат, вы должны изучить сделанные вами ходы и выяснить природу своих ошибок, — говорит Каспаров. — Познание самого себя абсолютно невозможно без тщательного анализа собственных игр. И важно быть честным, безжалостно и непреклонно честным».
Это значит забыть об отговорках, подчеркивает Каспаров. Например, не стоит думать, что неудачный ход вы сделали из-за чьего-то громкого разговора или потому, что соперник на вас не так посмотрел.
«Чем лучше вы понимаете природу своих ошибок, тем выше ваши шансы на быстрый прогресс», — говорит Каспаров.
Этот урок полезен не только для бизнес-стратегии. Он важен и с точки зрения развития эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать, понимать эмоции и управлять ими. Лично мне ближе другое определение: умение сделать так, чтобы эмоции работали на вас, а не против вас.
Совет Каспарова очень важен — ведь все мы время от времени совершаем грубейшие ошибки.
Вопрос в том, что вы делаете после того, как это произошло.
Возникает соблазн зациклиться на ошибке и начать жалеть себя, упиваясь отрицательными эмоциями. Либо удариться в другую крайность — не желая сталкиваться с негативными эмоциями, вы просто игнорируете свои ошибки и повторяете их вновь и вновь.
Оба подхода — неверные.
Вместо этого стоит взять за привычку анализировать свои ошибки. Не надо заниматься самоедством и бесконечно ругать себя. Ваша задача — выявить, что можно было сделать иначе, и таким образом обезопасить себя от будущих ошибок.
Вы можете применять эту стратегию в бизнесе или на работе. Главное — используйте негативные эмоции, возникающие из-за неудовлетворительного результата, в качестве катализатора изменений.
К примеру, по словам Каспарова, после поражения он обычно выигрывал уже на следующий день. «Я очень злился на себя, но научился трансформировать эту злость в продуктивную энергию, чтобы достичь положительного результата», — говорит он.
В качестве иллюстрации Каспаров рассказал про Чемпионат мира по шахматам 1995 года, где он защищал свой титул против Вишванатана Ананда. Соперники восемь раз сыграли вничью. Девятую партию Каспаров проиграл.
Поражение могло пошатнуть уверенность чемпиона. Однако он, напротив, еще более сосредоточился. Каспаров проанализировал проигрыш и тщательно разобрал свои ошибки.
Каков результат? Он выиграл четыре из пяти следующих игр и в итоге защитил титул.
Когда в следующий раз вы совершите промах, проанализируйте его. Задайте себе следующие вопросы:
Почему я так отреагировал?
Что я недооценил и где ошибся сгоряча?
Что бы я изменил, если бы был шанс повторить всё заново?
Что я могу сказать самому себе в следующий раз, чтобы мыслить яснее?
Цель этих вопросов — задействовать ваш мыслительный процесс, чтобы лучше распознавать свои эмоциональные реакции и спонтанные действия в будущем. Затем вы сможете поработать над собой и измениться.
Но не надейтесь исправить всё с одной попытки. В конце концов, «все мы люди», как выражается Каспаров.
«Вы продолжаете думать об этом. Вы не можете мучить себя вечно… но похоже, что так и происходит. Это нормальные человеческие эмоции в ответ на провал. Я просто понимал, что мне придется с этим жить. И лучший способ забыть об этом — подготовиться к следующей игре. В идеале — чтобы выиграть. А затем просто продолжайте двигаться дальше», — подытожил Каспаров.