Кейс iPhones.ru: заработать на фанатах Apple 50 млн. рублей в год без участия «яблочной корпорации»

Кейс iPhones.ru: заработать на фанатах Apple 50 млн. рублей в год без участия «яблочной корпорации»
Никита Горяинов и Елена Богатырева. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

Сайт iPhones.ru не задумывался как СМИ. В 2006 году домен купил бывший верстальщик «Московского комсомольца» Артур Малосиев. Пришлось поторговаться: цену удалось сбить с $5 тыс. до $2,5 тыс. Затраты быстро оправдались: новый сайт, публикующий слухи о новинках Apple, первым занял пустующую нишу. После презентации смартфона 9 января 2007 года ресурс получил новую жизнь и 2 тыс. посетителей. Поначалу сайт позволял лишь оплачивать работу авторов, но спустя 10 лет аудитория медиа достигла 4,7 млн. уникальных читателей в месяц. Сейчас проект зарабатывает более 50 млн руб в год. Ресурс пережил трудные времена и рос благодаря обучению сотрудников, расширению тематики и умению «держать деньги в голове».


Никита Горяинов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

Запустить проект, посвященный гаджету, который тогда еще не презентовали, Артура Малосиева подтолкнул личный интерес: верстальщик много читал про подготовку к выпуску нового продукта Apple и просто влюбился в него. В первый год тексты на iPhones.ru писали Артур и несколько внештатных авторов, а о прибыли не было и речи. Рекламные доходы — 2-2,5 тыс. рублей в день с контекстной рекламы — пришли через полгода после запуска, но не окупали даже работу авторов.

До запуска iPhones.ru Артур уже создавал успешные онлайн-площадки на продажу или для развития в самых разных сегментах — от каллиграфии до

автоклубов. «Айфономания» только набирала обороты, и конкурентов у iPhones.ru в России почти не было. Инвесторы сами вышли на проект в 2008 году (доли инвесторов и их имена компания не раскрывает, по данным базы Контур.Фокус, учредителем ООО «Айфонс» в 2008 году стала компания, зарегистрированная на Британских Виргинских островах: Барнет Менеджмент Лимитед — Inc.), а в 2010 году доходы ресурса превысили расходы и сайт стал полноценным бизнесом. В 2016 году, чтобы посвящать личной занятости и семье больше времени, Артур передал место главного редактора самому перспективному автору проекта Никите Горяинову, но остался  акционером. Сейчас ресурсом владеют основатель Артур Малосиев, бывший коммерческий директор проекта Елена Богатырева и частный инвестор, чье имя не разглашается.


iPhones.ru в цифрах

Источник: данные компании

5

млн уникальных читателей в месяц по итогам 2017 года.


50

млн рублей — оборот за 2017 год.


≈25%

— рентабельность.


5

человек в штате.


5

авторов на фрилансе.


Не раздуваем штат: экономим 500 тыс. рублей в месяц

Ротация сотрудников у нас сведена к минимуму. За год от нас уходит максимум один человек. Как правило, это новичок, не прошедший испытание мультизадачностью, скоростью публикаций и качеством контента. Опытные авторы эффективны, работают с нами по 5 лет. Нового сотрудника мы можем искать полгода. Но такой  человек умеет всё: и корректуру, и верстку, и написать рекламный текст, и даже фото и видео.

Наши авторы и сейлзы получают выше рынка — но у них больше ответственности. Их гонорары привязаны к количеству просмотров и могут отличаться в 6 раз – есть понижающие и повышающие коэффициенты. Самые активные авторы могут зарабатывать около 150 тыс. рублей в месяц.

Мы никогда не раздували штат — стремились к компактности. Сейчас на сайте работают пять авторов-фрилансеров и два постоянных автора. Еще 3 человека занимаются рекламой/креативом/маркетингом/продюсированием – всем, что касается клиентского сервиса. Вся команда помещается в небольшом – 70 кв. м – офисе в БЦ в районе метро Белорусская. Расширяться не планируем.

Елена Богатырева. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

Мы сокращаем издержки за счет мультизадачности авторов. Наши сотрудники выполняют работу и верстальщиков, и корректоров. Мы не претендуем на элитарное знание грамматики. Главное — быстро выпустить интересный текст, а пропустить при этом пару запятых не страшно.

Не думали о рисках: потеряли 8 млн рублей

Сильнейший удар по финансам iPhones.ru нанесли в ноябре 2013 года: рухнул Мастер-Банк. А с ним и наши 8 млн рублей на счету. За один день мы оказались должниками по зарплате, аренде и перед клиентами – и без рубля на работу с подрядчиками. Несколько месяцев мы брали в долг у друзей и партнеров, бились с клиентами за работу по предоплате и договаривались с сотрудниками по вынужденным задержкам зарплаты. Из замороженных на счету 8 млн мы больше не увидели ни рубля. Это был отличный урок финансовой грамотности: нужно изучать новостную повестку, рейтинги банков и открывать счет в надежном банке, а не там, где проще и удобнее, но более рискованно.

Держать деньги в голове — важнейшее правило выживаемости медиа. Мы принципиально пересмотрели расходы и не делим авторов на редакционных и коммерческих. 80% нашей команды умеют писать и редакционные, и рекламные тексты. Для коммерции предусмотрен отдельный чат задач, а процесс контролирует рекламный отдел.

Наши редакция и коммерческая служба работают в единой связке. Рекламный отдел отсекает все спорные запросы, которые редакция по разным причинам не будет отрабатывать — создавать фальшивых фаворитов например.

Экспериментируем: 40% клиентов с нами уже несколько лет

Предлагаем клиентам зайти бесплатно, если что-то не сработало, а мы на это ставили. В итоге с нами 40% постоянных клиентов работают годами.

Никита Горяинов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

Мы быстро нашли свой фокус в рекламе: это материалы, которые объясняют продукт. Мы стали продавать их по конкурентной цене, показываем живой трафик и демонстрируем, как приложение выходит в топ аппстора после публикации у нас. Чем проще подача, тем легче читать. Не стоит перегружать сайт анимацией, промо-страницами и двигающимися объектами. Не это дает понимание и конверсии.

Мы не вкладываем в SEO и социальные сети ни рубля. При этом у нас почти 50% прямых заходов от постоянных читателей, поиск приносит нам чуть меньше половины трафика.

Российский офис Apple не

сотрудничает с нами: гаджеты мы берем в других местах и выпускаем обзоры без ограничений со стороны производителя. Все наши попытки предложить сотрудничество компании с помощью разных каналов не получили ответа, но нас это не остановило.

Расширили тематику: +50% выручки и рост до 4,4 млн посетителей

Мы стали быстрее других. Мы усилили авторскую часть, увеличили количество редакционных статей и начали делать обзоры главных технологических новинок. Тема технологий сейчас активно популяризируется — про них пишут все, от TJ до Meduza. Отсюда органически растет и трафик. Наша задача была не растерять этот трафик: писать про технологии лучше, быстрее, и интереснее остальных.

В 2016 году мы расширили спектр тем, на которые готовим контент, и получили резкий рост аудитории. Из узкоспециализированного сайта про iPhone и Mac мы постепенно превратились в развлекательный сайт про гаджеты и современные технологии, но сохранили специализацию на темах, связанных с продукцией Apple. В итоге мы получили существенный рост аудитории (с 3 млн до 4,7 млн пользователей в месяц) и рекорд за все время существования сайта — 5,1 млн в декабре 2017 года.

Мы поняли, что простой треш читают. Когда выходит статья про очередную ручку Xiaomi, ее прочитают 50 тыс. человек. В комментарии к ней придут злобные анонимы — критиковать китайский бренд, или хулить Apple, или говорить что мы

Елена Богатырева. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

продались. А большой и сложный лонгрид про принцип работы технологии FindFace, с описанием внутренних процессов, перспектив, сфер применения, могут вообще не заметить.

Часть прибыли мы постоянно реинвестируем в развитие: улучшаем внутренние механизмы сайта, вводим новую функциональность. Например, мы улучшили раздел вопрос-ответ, редакция отвечает на вопросы пользователей о технике Apple. Обратиться к нам гораздо проще, чем в техподдержку компании. Долгосрочные глобальные планы не строим, потому что рынок и тренды постоянно меняются. Сейчас мы не думаем про новые продукты, организацию конференций или, например, про собственный youtube-канал, но если завтра почувствуем в этом смысл — сразу реализуем.

При подготовке материала использованы данные сервиса Контур.Фокус.