Российские банки и тюбики: что помогает рынку косметики процветать в эпоху шторма

Разобраться • 20 октября 2025

Российские банки и тюбики: что помогает рынку косметики процветать в эпоху шторма

Российские банки и тюбики: что помогает рынку косметики процветать в эпоху шторма

Обложка

Текст: Ольга Карасева

Фото: Анна Истомина, Recraft


Уход с рынка бьюти-гигантов, сложности с поставками сырья и тары, новые правила размещения рекламы — за последние годы российский рынок косметики пережил многое. Но при этом продолжает расти: на смену иностранным брендам пришли сотни отечественных, бьюти-продукты активно продаются онлайн, а среди покупателей стало больше мужчин и детей.

В рамках бьюти-недели в «Инке» мы выяснили, как сейчас устроена индустрия косметических марок в России, с какими сложностями сталкиваются производители и почему «эффект помады» уступил место новому «эффекту крема».

Уход с рынка бьюти-гигантов, сложности с поставками сырья и тары, новые правила размещения рекламы — за последние годы российский рынок косметики пережил многое. Но при этом продолжает расти: на смену иностранным брендам пришли сотни отечественных, бьюти-продукты активно продаются онлайн, а среди покупателей стало больше мужчин и детей.

В рамках бьюти-недели в «Инке» мы выяснили, как сейчас устроена индустрия косметических марок в России, с какими сложностями сталкиваются производители и почему «эффект помады» уступил место новому «эффекту крема».


Быстро и вслепую

Несмотря на экономическую турбулентность, российский косметический рынок — на взлете. Парадокс в том, что он растет в деньгах, но маржинальность бизнеса для многих игроков падает. Это история о том, что «растут все, а зарабатывают не все».

По данным NielsenIQ, в 2024 году объемы продаж товаров по уходу за собой увеличились в среднем на 20%. Похожие цифры приводит INFOLine: продажи косметики, парфюмерии и товаров для ухода за телом выросли на 16,8%, а объем российского рынка составил 1,11 трлн руб.

Как объясняет бьюти-аналитик и председатель оргкомитета выставки InterCHARM Анна Дычева-Смирнова, причин роста сразу несколько, и одна из самых значимых — увеличение продаж через интернет. Сейчас каждый пятый российский покупатель косметики половину заказывает онлайн, еще 11% совершают таким образом 70% покупок, а 9% полностью перешли на интернет-магазины.

Особую роль в росте рынка косметики сыграли маркетплейсы. Благодаря им доступ к широкому ассортименту бьюти-продукции получили жители небольших и отдаленных населенных пунктов — ПВЗ сейчас открываются даже в селах. Более того, совершать покупки на маркетплейсах привычно и удобно, а косметику можно заказать заодно с другими насущными товарами. Так что россияне приобретают там все больше бьюти-товаров. В «Яндекс Маркете» подсчитали, что в 2024 году продажи косметики выросли на 60% относительно показателей прошлого года, в Ozon отметили рост на 50%. В Wildberries, на котором традиционно продавалось много бьюти-продуктов, рост, по сравнению с конкурентами, оказался не таким заметным — он составил 15%.

Пресс-служба «Яндекс Маркета»

«Как показало наше исследование, 37% россиян воспринимают бьюти-шопинг не только как необходимость, но и как форму досуга. Наибольшим спросом пользуются средства для ухода за лицом и парфюмерия, включая кремы, сыворотки и маски для увлажнения, пенки, гели и эссенции для очищения, а также кремы и патчи для глаз и бальзамы для губ. Кроме того, 84% опрошенных используют косметику несколько раз в неделю, а 38% адаптируют свою бьюти-рутину под сезон.

Россияне предпочитают покупать привычные, проверенные бренды, но также не отказываются от новинок. Это подтверждают данные продаж “Яндекс Маркета”: среди отечественных брендов наибольшей популярностью в 2025 году пользуются Aravia, Estel, Mixit и Kapous, а также относительно новый бренд The Act».

«По данным InterCHARM и отраслевых дайджестов, доля маркетплейсов в продажах парфюмерии и косметики в РФ в 2024 году составила около 31%. Годом ранее — примерно 21%. Для контекста: по всей категории FMCG (Fast-Moving Consumer Goods  — товары повседневного спроса. К ним относятся продукты, напитки, бытовая химия, товары для дома. — Прим. ред.) онлайн-продажи в первом квартале 2024 года достигли 10,6%», — объясняет Анна Дычева-Смирнова.

Если раньше важной частью процесса покупки косметики был личный опыт  — нужно было послушать аромат духов или нанести тональный крем на кожу, то сейчас люди заказывают те же продукты вслепую.

 Анна Дычева-Смирнова

Анна Дычева-Смирнова

бьюти-аналитик, преседатель оргкомитета выставки InterCHARM, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации

«Есть несколько причин, почему сейчас потребитель спокойно покупает косметику без физического теста. Прежде всего, это преимущества, которые дают маркетплейсы: выгодные цены, широкий ассортимент, скорость доставки и логистика — заказ приезжает в удобный пункт выдачи. Выбрать средства помогает контент — карточки товара с UGC (User-Generated Content, пользовательский контент. Прим. ред.), фото и видео-ревью. У каждого товара есть рейтинг, а площадки дают гарантии возврата, если косметика окажется некачественной. Также сейчас можно воспользоваться примеркой с использованием дополненной реальности. А многие продукты продаются в формате мини-рефилов, чтобы можно было “безболезненно” с ними познакомиться».

Но, как считает Дычева-Смирнова, нужно наблюдать за динамикой работы маркетплейсов. Хотя для покупателей это простой и удобный инструмент, продавцам может быть не так выгодно размещать там товары: у маркетплейсов растут комиссии, на их работу уже повлияли налоговые изменения. Скорее всего, продавцы будут стремиться к омниканальности — работать с разными площадками, развивать собственные сайты.

Про сложности работы с маркетплейсами упоминает и Олеся Мустаева — сооснователь брендов «Мастерская Олеси Мустаевой» и «Она Иная». Предпринимательница объясняет, что на маркетплейсах приходится конкурировать по цене с продукцией, ввозимой из других стран нелегально, и контрафактом. Если «серые» игроки могут демпинговать, то бренд, работающий официально, не может. Еще одна сложность — отсутствие контроля за работой маркетплейсов. Как объясняет эксперт, они могут непредсказуемо менять тарифы на выгрузку, возвращать товары, закрывать глаза на неправомерные действия покупателей. «Как продавец, ты никогда точно не знаешь, с какой прибылью ты продаешь между вечером и утром. Требуется постоянный контроль с нашей стороны, а это — дополнительные затраты», — говорит Олеся Мустаева.

От мала до велика

Рост числа покупателей косметики происходит не только за счет клиентов маркетплейсов. Прежде всего, в числе тех, кто регулярно приобретает бьюти-продукты, стало больше мужчин: в последние годы они начали заметно больше интересоваться уходом за собой, защитой кожи от старения и парфюмерией.

Причем средний чек у обоих полов почти одинаковый: у женщин в начале 2025 года он составил 1 509 руб., а у мужчин — 1 522 руб. Но женщины приобретают бьюти-продукты чаще: большинство россиянок совершает от 20 покупок косметики в год, в то время как мужчинам обычно привычнее приобретать бьюти-товары 5–10 раз в год.

При этом можно выделить заметные различия между мужским и женским потреблением. Мужчины остаются лидерами в самом низком ценовом сегменте, но по мере роста цены их доля снижается.

Сооснователь бренда парфюмерии Equivalent Надежда Дроздова тоже замечает различия в потребительском поведении мужчин и женщин. Предпринимательница говорит, что мужчины чаще выбирают парфюмерию бюджетного ценового сегмента, чем выше цена продукта — тем меньше мужчин среди его покупателей. Также они чаще всего выбирают классический формат — туалетную воду объемом 100 мл. Женщины же предпочитают собирать коллекцию и покупают несколько флаконов меньшего объема — по 50 или 30 мл.

Изменился и возраст покупателей — они заметно помолодели. Если в 2019 году свою первую покупку косметики клиент совершал в 17 лет, то в 2024 году — в 14 лет. Хотя возраст бьюти-новичков может быть и еще ниже: Анна Дычева-Смирнова рассказывает, что нередко сегодняшние подростки — представители поколения альфа, то есть люди, родившиеся после 2010 года, — начинают использовать косметику и в семь лет. Происходит это, в основном, за счет влияния соцсетей, где бренды попадаются на глаза юным покупателям, а также за счет интеграции брендов в компьютерные игры.

При этом верхняя граница возраста покупателя косметики тоже растет. Многие потребители, которые начали пользоваться бьюти-продуктами 30 лет назад, не хотят отказываться от них. Как говорит Олеся Мустаева, увеличение доли населения старшего возраста диктует растущий интерес к противовозрастной косметике.

Дорого внимание

Число покупателей косметики выросло, а тратить они стали больше. За последние пять лет — с 2019-го по 2024 год — расходы россиян на бьюти-продукцию увеличились на 55%. Отчасти это связано с общим ростом цен, например, в 2022 году крем для лица и шампунь резко подорожали в среднем на 27%, а туалетная вода — на 31%. Но среднее количество товарных позиций, приобретаемых одним человеком, тоже расширилось, причем значительно — на 83%.

Но при этом эксперты отмечают, что внимание потребителей подорожало, а производителям и продавцам приходится прикладывать больше усилий, чтобы потенциальный клиент обратил внимание на продукт. Как отмечает Олеся Мустаева, производители и потребители устали от бесконечной гонки за новинками — постоянно расширяющегося ассортимента на фоне финансовых трудностей. Покупатели стали обращать внимание на мультифункциональные средства, большие объемы. Цена становится доминирующим фактором в принятии решения о том, где и что покупать.

Майа Бальцевич

Майя Бальцевич

сооснователь фестиваля и проекта бьюти-боксов beauty bazaar day

«Сейчас поиск аудитории усложнился. Внимание людей перегружено, потребитель устал от бесконечного выбора и от того, что ему хотят что-то продать — и больше не поддается манипуляциям, вроде “Купи, иначе постареешь”. Такая коммуникация современному человеку больше не подходит. Так что брендам приходится прилагать больше усилий, чтобы стать заметными и привлечь внимание потенциального клиента».

Все это вынуждает косметические бренды искать новые способы коммуникации с клиентом. Екатерина Пастушенко, независимый PR-консультант в бьюти и эксперт по продвижению брендов, считает, что сейчас важно «не продать, а подружиться, позаботиться и помочь». Например, спустя некоторое время предлагать клиенту поделиться обратной связью, скорректировать уход. Также важно цельное позиционирование бренда: если в соцсетях постоянно меняется тональность коммуникации, путаются ценности компании, в разных каналах продвижения отличается позиционирование бренда, то это сбивает покупателя с толку.

Красивые цифры

В начале 2022 года, когда многие зарубежные марки объявили об уходе с российского рынка, покупатели заволновались: с полок магазинов могут исчезнуть привычные и доступные продукты, и непонятно, получится ли у местных аналогов их заменить. Но через три с лишним года крупнейший бьюти-ритейлер «Золотое яблоко» (его продажи составляют 33% оборота индустрии) открыл на сайте и в мобильном приложении новый раздел «Бренды из России». В нем уже порядка 2400 марок и примерно 100 тысяч наименований продукции, а в дальнейшем, как обещают в компании, ассортимент продолжит расти — только за последний год появилось более 600 новых участников.

Как говорит Анна Дычева-Смирнова, сейчас на российском рынке доля отечественных парфюмерно-косметических товаров превысила 40%. На 2024 год в отрасли работали 742 производственные компании: 76% — это малый бизнес, 16% — средний и 8%— крупные компании.

Эксперт объясняет, что на рынке совместно существуют три основные бизнес-модели. Первая — компании полного цикла с собственными фабриками, формулами, упаковкой, дистрибуцией, R&D-отделами (R&D-отдел отвечает за создание новых продуктов и технологий, а также улучшение существующих. — Прим. ред.) Это крупные и частично средние компании.

Вторая бизнес-модель — сотрудничество с отечественным контрактным производством. Такой формат позволяет средним и нишевым косметическим брендам быстро выходить на рынок и выводить новые продукты, масштабироваться.

Третья-бизнес модель — заказ продукции в Китае и других странах Азии. Преимущества этой модели — цена и скорость выпуска новых средств. А недостатки — сложность контроля качества и логистические риски. Нередко косметические бренды используют модели в гибриде: например, заказывают продукцию и в России, и в Китае.

Олеся Мустаева

Олеся Мустаева

сооснователь и главный технолог бренда «Мастерская Олеси Мустаевой» и бренда космецевтики «Она Иная»

«Кажущаяся внешнему наблюдателю красивой и легкой, индустрия привлекает все новые и новые компании с желанием создать замену ушедшим брендам. Растет доля брендов крупных инфлюенсеров, торговые сети усиливают собственные бренды. Но изменения для бизнеса 2024 и 2025 годов задали тревожные тенденции. Так, введение новых санкций, повышение ставки, внеплановые затраты на внедрение “Честного знака”, рост налоговой нагрузки на малые предприятия, текучка кадров и непредсказуемость решений маркетплейсов показывают, что производителей косметического рынка ждет увеличение расходов, рост себестоимости и дебиторской задолженности. Как итог — снижение прибыли, необходимой для развития».

Среди сложностей, с которыми сейчас сталкиваются российских косметические марки, Анна Дычева-Смирнова называет нехватку квалифицированных кадров, проблемы с поставками сырья и тары, а также регуляторную политику государства — усложнение требований к маркировке продукции и размещению рекламы (сейчас она запрещена на некоторых иностранных площадках, а с 2022 года введены новые правила ее размещения). Все это привело к росту коммерческих расходов, а следовательно  — и цены продукта.

Бьюти-патриоты

По данным PBN и Magram Market Research, в 2024 году 73% российских потребителей предпочитали российские товары импортным — за два года этот показатель вырос, примерно, на 18%. Роскачество фиксирует позитивное отношение к отечественной косметике у 73% потребителей. Они ценят то, что российские марки быстро адаптируются к запросам аудитории, предлагают современные формулы и трендовые текстуры, а также устанавливают доступные цены.

Майа Бальцевич

Майя Бальцевич

сооснователь фестиваля и проекта бьюти-боксов beauty bazaar day

«Произошел переломный момент: мы больше не стыдимся российских брендов. Мы — это и индустрия, и потребители. Российская косметика стала объектом желаний, и брендам больше не хочется утаивать свою родословную. В активном режиме мы проводим наш фестиваль уже три года по четыре раза в год. Как раз за эти три года произошел по понятным причинам буст российских брендов. Но только сейчас рынок адаптировался к новым реалиям. И если два года назад мы как фестиваль для статуса, для посетителей стремились привлечь европейские бренды, то сейчас — нет».

Майя Бальцевич отмечает, что многие бренды сейчас выпускают продукцию, которая не уступает иностранным конкурентам и соответствует запросам потребителя — в том числе и эстетическим: упаковка становится более продуманной и визуально интересной. Из положительных примеров Бальцевич вспоминает марки Cha U Kao, «Гельтек», G.Love, Icon Skin, Phenomenon, Don’t touch my skin, VIVALABEAUTY.

Но есть и отрицательные моменты. По мнению Майи Бальцевич, нередко отечественным маркам не хватает оригинальной идеи. Так что рынок оказывается перенасыщен одинаковыми продуктами. «Стало очень много “инкубаторских” брендов, выпускающих средства с ароматами табака, пачули, амбры, работающих в этой парфюмерной тематике. Я вижу ситуацию так: многим предпринимателям не дает покоя успех Zelinski & Rozen, который и породил тренд на густые сложные ароматы в банных линейках. Теперь гелей для душа и лосьонов с мускусно-амброво-перечным ароматом много, но часто это безликие марки. Они ничем не выделяются от своих соседей по поисковой выдаче на маркетплейсах», — говорит Бальцевич.

Крем от всех проблем

Нередко рост спроса на косметику объясняют «эффектом помады». Согласно этой гипотезе, в экономически сложные времена потребитель стремится не отказываться от люксовых брендов, но часто переходит на менее дорогие товары, например, вместо сумки или пары обуви купит что-то из косметики. С помощью таких относительно бюджетных, но эмоционально приятных покупок люди стремятся поддержать и порадовать себя.

Но на российском рынке, скорее, заметен «эффект крема»: покупатели в последнее время приобретают больше уходовой, а не декоративной косметики. Как отмечает Анна Дычева-Смирнова, локомотив российского бьюти-рынка сейчас — это уходовые средства для лица, тела, солнцезащитная косметика. Сегмент декоративной хотя и проседал после 2022 года, но уже спустя год демонстрировал рост на отдельных подкатегориях и сейчас восстанавливается волнами.

Среди главных продуктовых трендов Дычева-Смирнова называет средства «с доказательностью», в которых содержатся активы с уже проверенной и подтвержденной эффективностью — пептиды, кислоты, надежные SPF-фильтры, не пропускающие солнечные лучи.

Еще один тренд, появившийся под влиянием корейских бьюти-разработок и находящийся на стыке уходовой и декоративной косметики, — гибридные формулы. В средствах для макияжа также должны быть компоненты, работающие с состоянием кожи. Например, в блеск для губ добавляют пептиды. Также, как отмечает эксперт, растут продажи косметики для волос. Причем в ней появляются новые категории продуктов — уход за кожей головы, средства от выпадения и для роста волос, продукты для восстановления после осветления.

Руководитель отдела маркетинга бренда Premium Татьяна Высотская подтвердила, что однозначный лидер сейчас  — уход для кожи лица. Согласно наблюдениям Высотской, многие потребители выбирают продукты, следующие тренду на экологичность, с «чистым» составом и в перерабатываемой упаковке. Также растет спрос на специализированные продукты: отдельно сыворотки для утра и вечера, разные кремы для разных зон лица, специальные депигментирующие средства, маски от акне и постакне. Бренд старается ответить на оба запроса: в его портфеле есть как многофункциональные средства, так и узконаправленные для конкретной цели.

Олеся Мустаева подтверждает тренд на экологичность — потребители стали более осведомленными в этом вопросе и уделяют больше внимания заботе об окружающей среде, в том числе, и через выбор косметических продуктов. Еще один тренд, который выделяет эксперт — вместо использования декоративной косметики многие покупательницы теперь выбирают качественный и работающий уход за кожей. Также продолжает расти интерес к научному подходу и персонализации: потребители стремятся к более эффективному уходу, основанному на научно- доказанных данных.

Майа Бальцевич

Майя Бальцевич

сооснователь фестиваля и проекта бьюти-боксов beauty bazaar day

«Непонятно, что здесь первично — спрос или предложение. Я вижу ситуацию так: выпускать уходовые продукты проще, чем декоративные. Так что ниша заботы о коже переполнена, а на рынке продуктов для макияжа — дефицит. Есть достойные российские бренды: Kristall Minerals, Russian Beauty Guru, бренды, созданные визажистами Сергеем Наумовым и Еленой Крыгиной. Но в целом декоративной косметики в разы меньше, чем уходовой».

Лицом к миру

Все же санкции не привели к тому, что иностранные бренды полностью освободили рынок для отечественных. Как считает Анна Дычева-Смирнова, часть ассортимента западных бьюти-продуктов закрывает параллельный импорт, еще часть — бренды, работающие в режиме тишины: они свернули маркетинговую активность, хотя не перестали продавать продукцию.

Но при этом из-за санкций и сложностей с логистикой у российских марок начались проблемы с упаковкой и ингредиентами — многое из этого раньше закупалось за границей. И хотя сейчас заметна тенденция к локализации (так, Минпромторг поддержал выпуск стеклянных флаконов и ряда сырьевых позиций в России), пока не получается полностью закрыть потребности только за счет отечественного производства.

Надежда Дроздова

Надежда Дроздова

сооснователь бренда парфюмерии Equivalent

«Одной из ключевых проблем стало ограничение на ввоз качественных парфюмерных композиций из Европы, которые в июле попали под пакет санкций. Именно французские и швейцарские отдушки считались эталоном качества и задавали высокий уровень аромата. Сейчас производители вынуждены искать альтернативы в Турции или Китае, но, к сожалению, по глубине и утонченности эти композиции пока уступают европейским. Чтобы сохранить качество продукции, многим компаниям приходится переносить производство за пределы России, производить готовый продукт там и уже затем завозить его на рынок. Это серьезно усложняет процессы и увеличивает издержки, но остается единственным способом поддерживать конкурентный уровень».

Также пока компании из одних стран прекратили поставки в Россию, из других, наоборот, нарастили. В последние годы на отечественном рынке стало больше брендов из Южной Кореи, которые вообще считаются одними из мировых бьюти-трендсеттеров. В июле 2025 года объем экспорта в Россию южнокорейских косметических продуктов составил примерно $37,6 млн.

В свою очередь, российские бренды тоже выходят на зарубежные рынки. Анна Смирнова-Дычева сообщает, что экспорт бьюти-продуктов из России в 2023 году составил порядка $114 млн. Пока косметика, в основном, отправляется в «дружественные» страны: основные направления — Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Но, как отмечает эксперт, точка роста реальна: российские производители вполне могут поставлять больше косметики в рамках «домашней лиги» — в страны СНГ и ЕАЭС, а также выходить на рынки Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии через локальных дистрибьюторов и маркетплейсы.

Российский бьюти-рынок пережил свой взрыв. Этап первичного импортозамещения, когда главной задачей было просто заполнить полку, можно считать пройденным. Теперь на фоне перенасыщения начинается самое сложное — эволюция. Будущее за теми, кто научится продавать не просто качественную формулу, а глобально конкурентную эстетику и историю. Ведь настоящим мерилом успеха станет момент, когда российский бренд купят не потому, что он доступный, а потому, что он желанный, причем не только в Москве, но и в Дубае или Шанхае.