• Usd 65.59
  • Eur 76.23
  • Btc 6657.82 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

Бизнес-климат: как предприниматели заработали на теплой осени

Бизнес-климат: как предприниматели заработали на теплой осени

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Кто-то должен параноить: как мошенники обманывают директоров компаний

Кто-то должен параноить: как мошенники обманывают директоров компаний
Фото: Getty Images

Руководители с доступом к большим деньгам — крупная рыба, которая сама идёт на удочку мошенников. Они бывают непозволительно открыты, доверчивы, пренебрегают элементарной техникой безопасности и, занимаясь развитием бизнеса, не всегда вникают в детали. Вот несколько историй о непуганых начальниках — и способы не встать с ними в один ряд. Спойлер: если не вы, то ваш безопасник, — но кто-то должен параноить, чтобы видеть угрозу до того, как станет мучительно больно.


Способ №1

Заходят с предложением из сферы личных интересов


Недавно коллеги поделились свежим кейсом: аферисты провели руководителя и собственника крупной строительной компании с многомилионным оборотом. Человек увлекался криптовалютой и проявлял интерес к теме в соцсетях. В одном из авиарейсов его соседом оказался молодой человек, который отслеживал курсы криптовалют на iPad. Завязалась живая беседа, и через 5 часов полета руководитель сам предложил встретиться в Москве, обсудить возможности. Встреча состоялась, бизнесмен инвестировал в создание собственной криптовалюты около $300 тыс., после чего мошенник пропал с деньгами.

Увлечение и открытость директора сыграли с ним злую шутку. Хотя в этом случае не обошлось и без оперативной работы: мошенники учли много нюансов — узнали рейс и даже номер места жертвы. Они изучили психотип личности и создали идеальный контекст: даже встретиться с мошенником снова директор предложил сам. «Зайти» через сферу личного проще, чем под рабочим предлогом, — мошенникам на руку, что большие начальники часто ведут публичную жизнь: открыто рассказывают в соцсетях о хобби, комментируют злободневные темы.

Кстати, в сфере криптовалют сейчас действительно идет серьезный поиск «инвесторов», так что увлеченные темой богатые люди находятся в фокусе преступников.


Способ №2

Используют кредит доверия и уже привычные способы сотрудничества


Одна из компаний, где мне приходилось работать, едва не потеряла $380 тыс. Руководитель их старого партнера — крупного московского ритейлера с оборотом в $100 млн — давно дружил с директором. Планировалась очередная сделка, но на волне кризиса ритейлер попросил рассрочку. Директор, не думая, дал добро. Вмешалась служба безопасности: оказалось, контрагент был сильно закредитован. Случись у него проблемы — деньги стали бы уходить банкам, а поставщик понес бы убытки. Как выяснилось позже, это был просчитанный ритейлером сценарий.

Мошенники знают: предприниматели считают деньги, но они такие же люди: готовы лояльнее относиться к друзьям или с бóльшим интересом прислушиваться к мнению равного, чем к словам подчиненного. В этом случае компанию спас договор залога, на котором настояла служба безопасности. Сделка была на $380 тыс., а товар в залоге — на $1 млн. Скоро партнер прекратил платить, но был вынужден отдать продукцию, что позволило компенсировать издержки.


Способ №3

Пользуются знанием «внутренней кухни» и паразитируют на ресурсах


Однажды мы разоблачили бывшего технического директора, который ушел «по собственному», не потянув должность. Он уходил с золотым парашютом, пожав руку директорам, а спустя некоторое время попытался на новом месте воспользоваться старыми ресурсами: уже от лица конкурента обращался к своим бывшим коллегам-разработчикам с предложением доработать программный продукт. Ситуация выглядит не страшно, — но если смотреть масштабнее, компания чуть не потратила ресурсы на то, чтобы улучшить дела конкурента.

Экс-сотрудники могут вредить из мести, с целью наживы или просто чтобы решить свои проблемы. Отслеживать такие попытки сложно — коллеги и подчиненные, к которым обращаются экс-сотрудники, обычно молчат, чтобы не подставиться. Спасают программы против утечек информации и действий инсайдеров: они проверяют все процессы в компании по заданным стандартам безопасности и сообщают, если что-то происходит вразрез с регламентом, — если сотрудник переписывается с конкурентом например.


Как не позволить себя провести



1.

Тренируйте критичность и слушайте разные точки зрения.

Директор принимает самые важные решения, но при этом ему катастрофически не хватает времени и часто он знает ситуацию довольно поверхностно, потому что делать срез и вникать в тонкости — задача других людей. Подчиненные могут видеть ту или иную ситуацию шире, но босс слушает равных — других топ-менеджеров или контрагентов.


2.

Помните о рисках сами или заведите штатного параноика.

Штатный параноик — это специалист по безопасности, который проанализирует риски и предложит стратегию защиты, пока руководитель просчитывает прибыль. Нет возможности держать безопасников в штате — обращайтесь к внешним специалистам хотя бы накануне проведения больших сделок.


3.

Проверяйте контрагентов лучше. И не по одному разу.

Мало узнать финансовое положение потенциального партнера и ознакомиться с выпиской по нему из ЕГРЮЛ. Эта информация слишком общая и может быть довольно формальной. Что, например, означает наличие товара в обороте: какой это товар, какова его ликвидность? Я знаю случай, когда банк выдал средства под залог, а товаром оказались подошвы — специфичный элемент обуви, не нужный другим производителям. Реализовать его не удалось, банк понес убытки. Кроме того, важно понимать рынок. Скажем, взяла компания в залог нефть, получила свой состав, а что делать с ним — неясно: есть своя специфика по транспортировке и отгрузке, рынок поделен, нюансов масса. Для компании, которая нефтью не занимается, это проблема.

Другой важный аспект — нужно знать, что искать. Например, изучите вы контрагента, решите, что бизнес чистый и угроз нет. А позже выяснится, что есть еще 3 аффилированных бизнеса, все убыточны, и новый партнер за счет основного будет их спасать.

И еще: проверка контрагента не должна быть одноразовой, ведь с изменением ситуации на рынке может изменяться и положение партнера.


4.

Страхуйтесь и прописывайте условия деловых отношений.

Тут стоит поучиться предусмотрительности у западных компаний, которые прямо в договоре или в приложении к нему прописывают, что служба безопасности может в любой момент приехать к контрагенту и провести аудит. Условия сотрудничества детализированы, за несоблюдение и неисполнение — штрафные санкции. Не только проверять, но и страховаться — хорошая практика, и нашему бизнесу имеет смысл ее перенять.


5.

Проверяйте даже личное.

Все, что сказано выше, касается и личных предприятий. Хотите вложить свои деньги в дело, которое никак не касается компании? Все равно привлеките юристов и специалистов по безопасности хотя бы для минимальных проверок. Пусть это будет личная просьба вне протоколов. За время практики руководители обращались ко мне за такой помощью, и иногда это было не напрасно.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России

Gett для Бизнеса

Вам шашечки, или ехать?

Узнать больше

Gett для Бизнеса

Все фишки
и секреты сервиса