Разобраться • 4 января 2025
Культура увольнения: как рассказы о потере работы в соцсетях помогают трудоустроиться
Культура увольнения: как рассказы о потере работы в соцсетях помогают трудоустроиться
Текст: Джо Констанц, Bloomberg
Перевод: Ирина Шитикова
Фото: Matteo Modica, Unsplash
Раньше потерять работу было стыдно: попав под сокращение, человек зачастую сталкивался с осуждением из-за закрепившихся в обществе стереотипов, маргинализирющих безработицу. Увольнение наносит серьезный моральный удар, ведь окружающих не интересует его причина, в то время как вины сотрудника здесь может и не быть. Именно поэтому сегодня появился целый класс лидеров мнений, которые говорят об этом открыто. Разобрались, зачем люди публично рассказывают о своем увольнении и как это может помочь (или помешать) дальнейшей карьере.
Сильвия Дюран была региональным руководителем отдела стратегии и операций в маркетинговом подразделении YouTube и отвечала за Латинскую Америку и Канаду. Но однажды, когда она открыла рабочий календарь на своем телефоне, страница не загрузилась. Ее тогдашний муж сказал, что это знак. Некоторые сотрудники в тот момент говорили о грядущих увольнениях, но Дюран в это верилось с трудом. Когда в 2020 году началась пандемия, Alphabet Inc. — материнская компания Google и YouTube — в течение нескольких месяцев оплачивала работу своих кухонных работников и водителей маршрутных такси, что стало символом ее этики.
Как и многие работники, привыкшие к стабильности, Дюран не думала, что ее уволят, даже когда стало ясно, что сокращение штата не только возможно, но и неизбежно. В конце концов, она была сильным специалистом, которого дважды повышали в должности. Она много раз вводила свой пароль на рабочем компьютере, после определенного количества неудачных попыток на экране появилось сообщение: «С прискорбием сообщаем вам, что ваша роль в компании была прекращена».
Тогда Сильвия еще не знала, что стала частью целого движения. Она открыла LinkedIn и сообщила, что ее уволили. И она была не одинока. Вскоре на платформе появилось огромное количество длинных, эмоциональных прощальных постов, поскольку 12 тыс. бывших сотрудников Google в режиме реального времени переживали шок от внезапной потери работы.
В последующие месяцы Дюран записала подкаст, в котором рассказала о своем увольнении, объединив свою историю с опытом тысяч других людей. Утро, когда это случилось, было эмоциональным. Шестилетняя дочь и четырехлетний сын Сильвии пришли в офис, увидели маму плачущей и спросили, что происходит.
Она честно ответила, что потеряла работу. По словам Дюран, это было тяжелое вступление в новую жизнь и она продолжала получать напоминания о том, что потеряла: LinkedIn прислал уведомление, что на следующей неделе Сильвия должна была бы отметить девятилетие работы в компании.
Одиночество перед ноутбуком, маленький мигающий квадратик в большом окне Zoom или стояние перед считывателем пропусков у корпоративных ворот, когда внезапно оказывается, что доступ заблокирован, — таково новое лицо увольнений в США и во всем мире. В течение двух десятилетий развивающиеся цифровые технологии разрушали устоявшиеся отрасли, а работники технологических компаний наслаждались перспективами: шестизначными стартовыми зарплатами, шикарными офисами, роскошными привилегиями, такими как бесплатная еда и неограниченный отпуск, и чувством безопасности, которое давала прогрессивная индустрия, казалось, находящаяся на кривой постоянного роста.
Хотя уровень безработицы в США остается относительно низким, с 2022 года были уволены более полумиллиона технических работников. То же самое происходит и за пределами Кремниевой долины. Сотни тысяч сотрудников потеряли работу в различных отраслях, включая коммерческую недвижимость и финансы, поскольку руководители компаний приспособились к новой реальности более высоких процентных ставок и отказались от наборов персонала времен пандемии.
На фоне потери работы возникла новая культура, связанная с увольнениями. Блогеры в TikTok приглашают посмотреть, как они ведут обратный отсчет до встречи с отделом кадров или публично регистрируют каждый день безработицы. Некоторые доходят до того, что ведут прямую трансляцию момента увольнения. А пользователи LinkedIn пишут длинные, эмоциональные прощания с бывшим работодателем и бывшими коллегами, объявляют себя #OpenToWork с зеленым баннером и комментируют посты друг друга, чтобы их продвинул алгоритм, благодаря чему легче привлечь внимание потенциальных работодателей.
Эти люди составляют электронные таблицы с контактной информацией для распространения среди рекрутеров, инициируют кампании GoFundMe, чтобы просить финансовую помощь, создают виртуальные группы для общения и поддержки. Некоторым требуется время, чтобы смириться с мыслью об увольнении.
Так произошло с Джованной Вентолой, которую за три года трижды увольняли компании, занимающиеся коммерческой недвижимостью, последний раз — в ноябре 2023 года. Во время шока от первого увольнения она нашла поддержку у друзей и родственников. После второго — девушка шутила по этому поводу. Но после того как ее сократили в третий раз, Джованну настигло чувство стыда и изоляции.
Подруга посоветовала Вентоле пообщаться с теми, кто переживает то же самое, в TikTok. В своем первом посте Джованна сказала: «За последние три года я трижды теряла работу. Так что на данный момент я считаю себя профессиональной безработной». Видео получило большой резонанс, и девушка, продолжила публиковать контент на платформе. Ее сетка TikTok представляет собой серию видео с селфи на фоне кованой рамы кровати, где Джованна откровенно рассказывает о преодолении безработицы. С тех пор у Вентолы появилось более 26 тыс. подписчиков, и теперь она ищет способы заработать на своей блогерской деятельности.
В конце февраля Джованна предложила своим подписчикам присоединиться к ней в месячной акции по поиску работы. Она получила сотни писем от желающих принять участие в акции и решила объединить всех в корпоративном мессенджере Slack. Вентола начала проводить регулярные нетворкинг-звонки и завела каналы, посвященные составлению резюме и многим другим темам. Через несколько месяцев после одного из таких собраний к ней обратились два бывших менеджера проектов Microsoft Corp. Специалисты предложили превратить коммьюнити в Slack в более официальную профессиональную организацию.
Они выбрали название Rhize, в честь ризомы — подземных корней, которые позволяют растениям пережить плохие сезоны. С тех пор бесплатное сообщество выросло более чем до 2,3 тыс. участников, а Вентола полностью переключила свое внимание на проект. Он дал ей ощущение миссии и цели. Участники обмениваются советами, поддержкой, наводками и рекомендациями; некоторые добровольно проводят семинары по развитию навыков.
Еще один яркий пример, раскрывающий суть культуры увольнений, произошел в январе, когда 27-летняя Бриттани Питч, менеджер по работе с клиентами, которую собирались уволить из компании Cloudflare Inc., засняла свое увольнение и выложила в TikTok. На протяжении всего совещания она отбивалась от заготовленных ответов представителей отдела кадров и требовала объяснить, почему ее сокращают после того, как она была принята на работу всего лишь в августе. Видео стало вирусным.
В период экономического бума после Второй мировой войны для американских работников наступил золотой век стабильности, когда пожизненный наем, щедрые зарплаты и пенсии стали нормой в крупных компаниях. Но эта парадигма разрушилась в 1980-х годах, когда генеральный директор General Electric Co., главный исполнительный директор Джек Уэлч и другие титаны бизнеса пошли на массовые увольнения и перевод производства на периферию как способ конкурировать в эпоху глобализации и технологических изменений.
К 1990-м годам увольнения стали более или менее стандартной деловой практикой. В 2000-х годах возродился телевизионный прием, когда персонажа увольняют, но он скрывает это от семьи, притворяясь, что ходит на работу. По словам профессора Гарвардской школы бизнеса Сандры Сучер, увольнения исторически были частным делом. «Раньше вас винили в том, что вас уволили, даже если люди знали, что это было несправедливо, — говорит она. — Логика звучала примерно так: вероятно, была причина, по которой вас уволили».
Теперь алгоритм TikTok поощряет наиболее шокирующий и эмоциональный контент, а видео про увольнения и безработицу пользуются особым успехом. Стереотип о постыдности увольнения начал разрушаться во время пандемии, когда миллионы людей остались без работы по причинам, которые никто не мог предсказать или контролировать.
Когда в июне 2020 года LinkedIn ввела зеленый баннер #OpenToWork, безработица вдруг стала более заметной и понятной, чем когда-либо прежде. С тех пор около 33 млн человек по всему миру разместили этот значок на своих профилях. Масштабы недавних увольнений в технологическом секторе еще больше укрепили мнение, что причиной потери работы часто являются экономические условия или решения руководителей, а не плохая работа конкретного сотрудника.
Потеря работы — один из самых сильных стрессов в жизни человека — многократно увеличивает риск депрессии, злоупотребления психоактивными веществами и самоубийства, а на психологическое восстановление могут уйти годы. Внезапное увольнение может быть разрушительным в финансовом плане и чревато долгосрочным ущербом для карьеры, периодами безработицы и неполной занятости, которые подрывают потенциал заработка работников на протяжении всей жизни.
Руководители многих масштабных предприятий часто не осознают потенциальных деструктивных последствий, которые несут увольнения, говорит Сучер из Гарвардской школы бизнеса. По ее словам, существует своего рода моральная отстраненность, которая возникает на расстоянии. В какой-то степени сообщения в социальных сетях являются своего рода свидетельством, которое перекладывает вину с работника на работодателя.
Это может быть рискованно с юридической точки зрения, учитывая, что в соглашениях о прекращении трудовых отношений исторически присутствуют формулировки, ограничивающие публичные высказывания сотрудника о своем бывшем работодателе. Но для многих людей, которые внезапно оказываются наедине с собой, не имея практически никаких средств правовой защиты, это риск, на который стоит пойти.
Для некоторых работников публикации в интернете — это стратегия, позволяющая выделиться среди тысяч других уволенных и получить следующую зарплату как можно быстрее. Когда в ноябре 2022 года Алехандру Эрнандес уведомили об увольнении из компании Meta* (компания запрещена на территории России), она 30 секунд рыдала, а затем включила камеру и нажала кнопку записи. Она привыкла делиться своей жизнью в социальных сетях и набрала на TikTok около 15 тыс. подписчиков.
В течение 10 минут Алехандра разместила свое видео. Девушка хотела извлечь выгоду из внимания, которое алгоритм сайта привлечет к такому эмоциональному моменту, — ей нужна была работа, и для этого она хотела как можно шире распространить информацию. Ее второй пост, видео «День из жизни» о том, как ее уволили и как она осталась без работы, собрал почти 1 млн просмотров.
Для других постинг — это средство достижения иной цели: монетизации самой культуры увольнений. Для некоторых авторов на TikTok и YouTube эмоциональный контент об увольнениях может принести больше денег, чем обычная зарплата. Например, Зои Притчард стала ютубером после того, как два года назад потеряла работу консультанта в Монреале. За месяц, когда Притчард рассказала об этом в интернете, у нее появились 10 тыс. подписчиков. Блогер заработала $5 тыс. на рекламных выплатах — это больше ее месячной зарплаты на прежней работе.
Конечно, когда вы открыто называете себя уволенным работником, помимо обычных рисков, связанных с размещением информации о себе в сети, появляются дополнительные. Рекрутеры единодушны во мнении, что оскорблять бывшего работодателя не самое лучшее занятие. Гневный пост или видеоролик в TikTok может помешать дальнейшей карьере человека. Но когда речь заходит о других видах сообщений или о таких вопросах, как использование значка LinkedIn #OpenToWork, грань не столь четкая.
Ариэль Шур, основатель и генеральный директор американской рекрутинговой компании ABS Staffing Solutions LLC, говорит, что некоторые сообщения с ограниченным охватом могут быть нормальными. Она выступает за более мягкий контент: например, можно делиться советами о том, как двигаться дальше, рассказывать, как увольнение дало возможность перестроиться, или рассуждать о новых карьерных целях. Подобные сообщения могут привести к неожиданным связям и возможностям. По словам Шур, то, что люди делятся своими сокровенными переживаниями по поводу увольнения, не обязательно сыграет в их пользу.
Некоторые специалисты и вовсе утверждают, что публиковать что-либо об увольнении — плохая идея. Нолан Черч, генеральный директор стартапа Continuum, специализирующегося на рынке труда, и бывший рекрутер Google, понимает, почему люди хотят открыться, но, по его словам, это тревожный сигнал. «Люди не понимают, что все мы — существа предвзятые, генетически запрограммированные на то, чтобы заполнять пробелы в истории наихудшей из возможных версий событий», — утверждает Черч.
По его словам, если кандидата уволили вместе с 75% его команды, менеджер по подбору персонала, отбирающий таланты, спросит, почему он не был в числе 25%, которые остались. Вместо того чтобы публично заявлять о сокращении, человек может сказать, что берет перерыв, чтобы попутешествовать или инвестировать в себя. «Перерывы в карьере не воспринимаются как нечто негативное, если у вас есть хорошая характеристика», — говорит он.
Но для многих, кто, как Алехандра Эрнандес, уволенная из Meta* (компания запрещена на территории России), решил опубликовать информацию, эти опасения являются второстепенными. «Я не размещаю ничего противоречивого, — говорит она. — Если у рекрутера есть проблемы с этим, я бы не хотела у него работать».
В некоторых случаях сокращаемые работники обращались к социальным сетям, чтобы с разной степенью осторожности обличить вышестоящее руководство и защитить коллег. Когда в прошлом году общественная радиостанция WNYC отменила национальное новостное шоу The Takeaway, ведущая Мелисса Харрис-Перри осудила этот шаг в социальных сетях: «Я решила уйти из эфира, чтобы иметь возможность свободно говорить, когда многие члены моей команды не могут этого делать. Они молоды, и у них впереди яркое медиа-будущее», — написала она в социальной сети X.
В одной из тем она описала уникальные таланты каждого из тех, с кем работала, в качестве своего рода публичного рекомендательного письма. Конечно, конфронтационный подход связан с риском, но Харрис-Перри не питала иллюзий. По словам ведущей, она была почти уверена, что никогда не получит другого предложения.
Другие выбирают более мягкий подход. Тема «Как пережить увольнение» процветает как форма взаимопомощи на LinkedIn, поскольку те, кто проходит через это, публикуют статьи, предлагая мудрость единомышленникам. Некоторые делают это, чтобы искренне рассказать об эмоциональных переживаниях, связанных с потерей работы, и при этом не показаться пустозвоном.
Для соискателей это также способ привлечь внимание и расширить свои сети на LinkedIn. Консультанты по трудоустройству и карьерные тренеры также стали основными участниками этой категории, используя алгоритм сайта с каждым новым раундом сокращений для продвижения своих услуг.
Корпорация Meta* признана экстремистской организацией на территории России