Разобраться • 23 сентября 2025
«Образование становится новой роскошью». Методолог Плотникова — о том, как устроен рынок авторских онлайн-курсов
«Образование становится новой роскошью». Методолог Плотникова — о том, как устроен рынок авторских онлайн-курсов

Текст: Ольга Распопова
Фото: предоставлены Анастасией Плотниковой
Кажется, инфоцыганство — всё. Но это далеко не единственная перемена в индустрии онлайн-образования, которая из стихийной становится все более зарегулированной. Методолог с 18-летним стажем, автор бестселлера «Как создать свой онлайн-курс» Анастасия Плотникова рассказала «Инку» главные инсайды отрасли: от математики успешного запуска проекта и «правильной душноты» учеников до трех вечно продающих тем и следствиях внедрения ИИ.
Кажется, инфоцыганство — всё. Но это далеко не единственная перемена в индустрии онлайн-образования, которая из стихийной становится все более зарегулированной. Методолог с 18-летним стажем, автор бестселлера «Как создать свой онлайн-курс» Анастасия Плотникова рассказала «Инку» главные инсайды отрасли: от математики успешного запуска проекта и «правильной душноты» учеников до трех вечно продающих тем и следствиях внедрения ИИ.
Вы называете себя крестной матерью курсов. Почему именно такой титул?
Я не рожаю курсы, но помогаю им появиться на свет, пестую их и оберегаю. Занимаюсь обучением тех, кто хочет преподавать, уже 18 лет. Вся моя профессиональная деятельность, за исключением первых двух лет после вуза, связана с этой сферой. Через меня прошло очень много ниш: курсы для беременных, по инвестициям, флиппингу, ландшафтному дизайну, фейс-фитнесу. Когда я думала, чем отличаюсь от других методологов, поняла, что, наверное, универсальностью подхода — знаю технологию, которая работает абсолютно в любых темах.
Часть авторов, которые ко мне обращаются, уходят без курса, но с вдохновением. Я говорю: зачем вам курс, вам лучше сделать платный клуб по подписке, у вас к этому больше показаний. Кого-то благословляю заняться международным сотрудничеством.
Кажется, стало модой, что у успешного предпринимателя непременно должен быть свой курс — или даже своя онлайн-школа.
Основная волна уже прошла. Самый пик был где-то в первой половине 2010-х, когда пошел настоящий хайп: курсы, курсы, любой может сделать свой. И все ринулись в нишу, потому что это было легко — взять телефон, записать что-то на камеру, выложить на «Яндекс. Диск» и продавать.
В 2020 году случился ковид, и даже те, кто плевался от онлайн-образования, были вынуждены идти в онлайн. Началась вторая волна. Рынок принял ее на себя, и стало много плохих курсов — я здесь не про инфоцыганство, темы как раз могли быть очень прикладные, — а плохих с точки зрения методологии, организации. Люди размышляли так: вот я преподаю в вузе, читаю лекцию студентам, дай-ка просто еще включу камеру.
Буквально за пару месяцев многим стало тогда понятно, что на простой трансляции видео далеко не уедешь. После 2020 года появился резкий спрос на методологов, появились школы для методистов. А потом пришла третья волна — когда методистов стало слишком много, как и курсов, которые уже не продавались. И тогда пошел спрос на продюсеров — тех, кто продает образование.
А что происходит сейчас?
В 2022–2025 гг. был принят ряд законов, которые очень сильно ограничили сферу онлайн-образования. Сильно повлияла история с самозанятыми — государство выводит их из серой зоны в белую: если ты ведешь курсы, плати налоги. Еще больше повлиял на индустрию Закон о маркировке рекламы. Если раньше можно было придумать курс, рассказать о нем в соцсетях, заплатить блогерам тысяч по пять за рекламу, быстренько собрать аудиторию и начать зарабатывать, то сейчас на любую рекламу в интернете надо ставить токен и отправлять данные в единый реестр. Даже если вы продвигаете бесплатный вебинар. Из-за этих требований существенно сократилось число блогеров, которые соглашаются что-то рекламировать, — всем страшно попасть на штраф.
Получается, что сфера естественно зарегулировалась, чтобы государство могло получать деньги, и порог входа стал не таким легким.
Сейчас если какой-то эксперт приходит к идее создания своего продукта, то это не потому, что он хочет легких денег, а потому что его реально распирает от желания поделиться знаниями либо у него есть четкое понимание, как этот курс встроится в его бизнес-модель.
Каким предпринимателям лучше не идти в преподаватели?
Тем, кто не готов работать с людьми. Хотя слово работать здесь очень общее. Скорее, тем, кто не готов к «глупым» вопросам и объяснению людям на пальцах того, что профессионалу кажется очевидным. Есть авторы, которые смотрят на учеников с высоты своего профессионального превосходства. У фитнес-тренеров очень часто такое бывает: «Неужели непонятно?» Для них любой вопрос ученика «тупой» — в уроке же все рассказано.
Многие считают, что сделать свой курс и заработать на нем — это просто вложить деньги в трафик и записать материал. Но самое интересное начинается дальше. Это как с рестораном: самый движ начинается после открытия. Так и тут. Приходят ученики, и с ними надо возиться.
Даже если у тебя есть куратор, который возьмет на себя часть таких задач, как проверка домашнего задания, ты как эксперт все равно должен быть доступен. Потому что эти люди пришли на тебя.
Самая главная особенность хорошего онлайн-курса — доступно донесенная информация. Если ты готов общаться с людьми, объяснять им непонятное, помогать, вдохновлять, то курс, скорее всего, взлетит. Если нет, то искренне не понимаю, зачем лезть в образование, — настолько это сложная для заработка тема. Можно деньги получить намного быстрее и проще, без всего этого геморроя.
Хорошо, авторы стали более осознанными. А покупатели стали более требовательными?
Однозначно да. У среднего потребителя, предпринимателя 30–50 лет, уже есть немалый опыт — они прошли даже не по паре, а по десятку курсов. Еще, кажется, прошла мода хвастаться, как много денег вложил в свое обучение. Сейчас на таких смотрят странно: зачем платить больше, если можно найти дешевле или даже бесплатно.
Слушатели стали более осознанными в выборе курсов, более «душными» — в хорошем смысле. Сейчас уже не прокатит просто написать на лендинге вдохновляющие фразы вроде «пройди наш курс, и за две недели станешь зарабатывать 300+ тысяч». Народ на это не ведется.
В ответ люди начинают задавать предметные вопросы: «А за счет чего я так много начну зарабатывать? А вы гарантируете трудоустройство? Почему у вас в оферте этого не написано? Покажите контакты выпускников». Если не видят конкретных ответов, просто закрывают сайт и уходят.
Еще повысились требования к базовой упаковке знаний. Если раньше онлайн-курсом считался чатик в «Телеграме», куда ты скидывал запись какого-нибудь семинара раз в неделю, то сейчас покупатели требуют четкого расписания. Уже нельзя сказать: «Ребята, сегодня выходим в эфир», — сразу начнутся претензии, почему не было в календаре.
Сколько денег нужно вложить для запуска более-менее успешного курса?
Здесь важно понять: курс для вас — это основной источник дохода или пока что поиграться, попробовать? Если первое, то это продукт, который вы продаете, и тогда работают абсолютно те же правила, что в любом бизнесе.
Говоря про конкретные цифры: на профессиональную запись курса стоит потратить около 50 тыс. руб. — съемочный день, оператор плюс монтажер. Если у вас проект не очень большой, допустим, 10 уроков, вы сможете его даже за восьмичасовой день записать. Обычно еще деньги нужны на работу методолога, на дизайн презентаций, в итоге выходит где-то 100 тыс. руб.
Дальше нужно привлечь трафик — рассказать людям, что у вас есть курс. На трафик примерно нужно закладывать не меньше 100 тыс. руб., потому что сейчас, с учетом всех законов о маркировке рекламы и запрещенных соцсетей, собрать аудиторию стало намного сложнее. Еще нужно курс продать — прибавьте еще 100 тыс. руб., потому что, скорее всего, сами вы это сделать не сможете: придется завести чат-бот с напоминаниями, нанять людей, которые напишут и позвонят всем желающим, настроить процесс оплаты.
Итог: примерно 300 тыс. руб. нужны для старта. В целом, если ориентироваться на «я хочу нормально зарабатывать на курсах», я бы закладывала вложения в 500 тыс. руб., а то и до 1 млн руб., — это с учетом дизайна, съемок и всех сопутствующих затрат. Ну и подготовка и запуск курса при таком подходе в среднем занимает от двух до шести месяцев. За неделю вы все это не сделаете.
Если подходить к курсу с позиции эксперимента и попробовать, то, конечно, затраты будут кратно меньше. Вы можете снять курс сами без команды и помощников, набрать группу из своих клиентов и знакомых, и тогда можно уложиться в 10–20 тыс. руб. (оплата только за сервисы записи и размещения уроков).
А как считается заработок?
Математика простая: допустим, курс стоит 60 тыс. руб., его купили 10 человек — вы заработали 600 тыс. Считаем от обратного: хочу заработать миллион. Если оставить цену в 60 тыс., нужно найти ~17 учеников. Но если поднять цену до 100 тыс. руб., то для выхода на тот же миллион потребуется всего 10 продаж. Вот и вся магия — можно играть двумя параметрами, ценой и объемом продаж, подбирая оптимальное для себя соотношение.
Важный момент: можно зарабатывать по-разному. У тебя могут быть дорогие продукты — эксклюзивные программы за 300–500 тыс руб., которые ты продашь в меньшем объеме, одному-двум желающим. Или курс за 2,5 тыс. руб., который купит 1 тыс. человек, — результат тот же, 500 тыс. руб. заработано.
Но бизнес-процессы различаются: чтобы продать программу за 100 тыс. руб., недостаточно трех бесплатных уроков в чат-боте. Нужно лично взаимодействовать с учениками, продавать на харизме, отзывах, результатах. А если нет харизмы и результатов, сделай простой гайд за 2,5 тыс. руб. — и его купят, рассуждая, что «даже если фигня, то хотя бы не так дорого, не жалко».
Еще один источник дохода — дополнительные продукты для тех, кто не купил основной курс. Это называется downsell: берем основной курс, «отпиливаем» все лишнее и высокомотивированным людям, которым хочется, но у которых денег нет на полный продукт, продаем ключевую функцию дешевле. То есть, продолжая метафору с рестораном: не можешь позволить обед — у нас есть кофе навынос, бюджетные бизнес-ланчи.
Есть ли смысл врываться в эту высоконкуретную сферу совсем новичкам?
Чтобы начать зарабатывать на курсах, надо сначала понять, это вообще ваша история или нет. Желательно провести тестовую историю — я это называю заплатить за опыт. На эксперимент можно потратить около 10 тыс. руб.: книгу по курсам за 690 руб. купить, площадку за 1,5 тыс., провести свой вебинар на сервисе за 1,5 тыс. Можно и в 5 тыс. руб. уложиться.
Все заработки в образовании ограничены только уровнем вашей внутренней психологической и финансовой готовности. Сколько вам не кажется много — столько можно заработать на образовании в том числе.
Согласны ли вы, что в целом образование, на фоне роста цен и внедрения ИИ, из базы становится новой роскошью?
Однозначно, и мы находимся на самом старте этого тренда, который будет разворачиваться еще лет пять-семь. Рынок вообще сильно трансформируется. Во-первых, онлайн-обучение уже стало нормой. Еще пять лет назад люди с недоверием переспрашивали: «У вас есть офис? Как это — по Zoom созвониться?» А сейчас перестройка мгновенная — запретили звонки в Telegram, через несколько дней все переходят на Max или «ВК-Звонки».
Во-вторых, бурно развивается искусственный интеллект, отбивая у многих клиентов желание учиться на каких-то курсах. По себе сужу: я вот изучала немецкий, активно ходила на офлайн-курсы, но спросила у ChatGPT про одну немецкую приставку и он мне все по полочкам разложил так, как преподаватель, наверное, мне никогда бы не объяснил.
И у меня реально возник вопрос: зачем платить 200 тыс. руб. в год за курсы, если можно бесплатно все спросить у ИИ? Так что обучение становится дорогостоящим хобби — или очень осознанным вложением в развитие себя как личности.
Плюс возрождается тренд встречаться лично — людям хочется энергии живого общения. Поэтому эта сфера будет элитизироваться. Но вот корпоративное обучение онлайн никуда не денется — потому что это крайне выгодно для компаний.
Когда смотришь статистику по трендовым темам, важно понимать, кто проводил это исследование и кого опрашивал. Когда площадки вроде GetCourse выкатывают рейтинг топ-5 самых денежных направлений, это значит не то, что эти направления популярны, а то, что конкретные школы много вложили в их раскрутку и маркетинг.
Если говорить про долгосрочные тренды, то всегда заходит отлично любой обучающий контент про одну из трех тем: деньги, отношения или самореализация. То есть как заработать, как найти мужа, как удержать мужа, как прокачать сексуальную энергию, ну и все курсы, связанные с продвижением, продажей себя, личным брендом.
Еще сейчас очень много появляется духовных школ — не совсем эзотерика, но и не классическая психология. Что-то между признанной наукой и «отлетевшими» практиками. Например, курсы по «легализации правды», навыку благодарности — от носителей определенного дара.
Много стало курсов по медицине, антиэйджу, биохакингу — это выросло из фитнес-курсов через нутрициологию. Появляется много программ по конкретным навыкам, которые раньше были только в офлайне: как делать украшения, стричь собак, даже школы вождения.
Серьезные сферы приходят в онлайн-образование, и это воспринимается как норма. У меня была клиентка из НОКХ (Национальное общество косметических химиков), они сделали онлайн-курс, где учат технологов варить шампунь, гель для душа, помаду. Представляете? Реальные, приземленные, привычные вещи переходят в онлайн.