Личный опыт: как за год вырасти в 10 раз с помощью пива и курсов английского

Личный опыт: как за год вырасти в 10 раз с помощью пива и курсов английского
Фото: Brian Lawdermilk/Getty Images

Деньги — не самый правильный и, как показывают исследования, не самый эффективный инструмент мотивации. Намного разумнее сделать так, чтобы сотрудник полюбил свою работу и постоянно рассказывал друзьям, как здорово заботится о нем компания. Так вы одновременно привяжете к себе своих работников и запустите самую эффективную рекламу — сарафанное радио. По этому пути и пошел агрегатор такси «Ситимобил»: за год число подключившихся к его системе водителей выросло в 10 раз, а количество заказов достигло 1,5 млн в месяц. Вот как ему это удалось.


Дом для таксистов


Агрегатор такси — необычная компания: водители не являются ее сотрудниками. Основной костяк нашего коллектива — ИПшники со своими автомобилями и работники таксопарков. Но это не значит, что о комфорте их работы можно забыть.

Работать таксистом нелегко: дорога утомляет, график ненормированный, даже пообедать некогда — клиенты не любят ждать. Как результат — усталость, которая может накрыть прямо во время рабочего дня (или ночной смены). Отдыхать на парковке небезопасно, а ехать домой не выгодно — больше времени уйдет на дорогу.

Мы поговорили с нашими водителями и построили для них… дом. Это 300 кв. м. в бизнес-центре на Юго-Западе Москвы с отдельным входом, большой гостиной, кухней, душевыми кабинами и переговорными комнатами. Обстановка в нашем «Доме такси» вполне домашняя: диваны, кресла, телевизор, холодильник, чайник, микроволновка, снеки. В общем, есть все, что нужно для «пит-стопа». Таксист может приехать сюда в любое время дня и ночи, как к себе домой.


Футбол и форшмак


Каждый сотрудник по-своему уникален, но иногда очень хочется почувствовать себя частью чего-то большего. Вот почему компании пытаются создать внутри бизнеса сообщество: отдельные рабочие единицы превращаются в «семью», с которой можно поделиться наболевшим, похвастаться успехами или просто хорошо провести время.

Проделать то же самое с таксистами не просто (каждый сам за себя), но все-таки возможно. Наш «Дом такси» как раз и стал местом, где можно обсудить с коллегами за чашкой кофе насущные вопросы и почувствовать причастность к общему делу. Произошло это спонтанно: водители сами начали собираться там компаниями (заранее договорившись друг с другом). И мы решили этот тренд поддержать.

За год существования «Дома такси» мы провели более 30 мероприятий. На совместный просмотр матчей чемпионата мира по футболу приходили десятки таксистов с женами и детьми. Несколько раз проводили дни национальной кухни: водители готовили различные блюда и угощали всех желающих. Самый большой фурор произвели калмыцкий кюр из баранины, узбекский плов и одесский форшмак.


На заказ — со шпицем


На работу в такси приходят люди самых разных профессий — влиться в рабочий процесс им бывает непросто. Чтобы новички максимально быстро поняли правила игры, наши менеджеры проводят обучающие тренинги. Проходят такие занятия в «Доме такси» круглосуточно, каждые 30 минут, — чтобы их мог посетить водитель с любым рабочим графиком. Можно сделать перерыв в работе и заодно пройти обучающий тренинг — это удобно. А еще к услугам водителей — консультант (помогает с оформлением ИП) и сотрудник Тинькофф-банка (он на месте откроет необходимый для работы счет).

Кстати, часто влиться в новую компанию помогают предметы, которые связывают человека с домом. Многие водители возят с собой фото своих родных и какие-то мелочи, подаренные близкими людьми. Очень здорово эту проблему решили в российских офисах Mars и BBDO: там можно приходить на работу вместе с питомцами. Подумываем перенять этот опыт: таксист со шпицем на переднем сиденье — по-моему, это очень мило.


Экскурсия бонусом


Здорово, когда компания занимается развитием сотрудников и помогает им перейти на новый карьерный уровень, — это серьезно повышает их вовлеченность. В ABBYY, например, действует целый корпоративный университет: персонал изучает языки и слушает курсы по тайм-менеджменту, маркетингу, искусству презентации и прочим предметам. А IT-компания Asana из Сан-Франциско просто оплачивает подчиненным услуги тренеров по личностному росту (привет Тони Роббинсу).

Грустно, что в мире такси ничего подобного нет. Но мы выделили несколько точек роста, которые можем стимулировать, и предложили водителям бесплатное обучение. В преддверии чемпионата мира по футболу мы проводили курсы английского языка .

Таксистов часто воспринимают как невидимок, которые просто должны доставить клиента из пункта А в пункт Б. А ведь они могут сделать поездку поистине незабываемой. Например, рассказать что-нибудь интересное о городе, — кто сделает это лучше человека, который исколесил его вдоль и поперек?

Чтобы водителям было чем делиться, мы запускаем совместный проект с экскурсионным бюро «Москва глазами инженера». Таксистов на лекциях обучат навыкам экскурсоводов. Они смогут рассказать пассажирам об истории и архитектуре города, лучших ресторанах и местах для прогулок. Такая экскурсия для клиента будет бесплатной — с него возьмут деньги только за услуги такси.


Мотивирующий робот


Не все сотрудники довольствуются возможностью бесплатно подтянуть английский или пройти курсы повышения квалификации. Неудивительно, что компании буквально изощряются в методах поощрения персонала. Например, AirBnB каждый год предоставляет работникам сертификат размером в $2 тыс., который те тратят на путешествия. А производитель сноубордов Burton выдает своим сотрудникам бесплатные ски-пасы на целый сезон и бесплатные занятия с инструктором (как говорится, чем богаты). В Apple пошли еще дальше: там предлагают сотрудницам выплаты в размере $20 тыс. за, страшно сказать, замораживание яйцеклеток, — так компания помогает женской половине персонала избежать трудного выбора между карьерой и деторождением.

Для нас последний пример не актуален — таксистами работают в основном мужчины. В наших планах — более привычные методы поощрения: отмена комиссии (водитель забирает всю выручку с поездок себе), бесплатные техобслуживание и бензин, подарки от партнеров. Уже сейчас мы внедряем робота, который станет раздавать бонусы — за достижения (высокий рейтинг, хорошие отзывы, дисциплинированность) или рандомно, — чтобы каждый мог поучаствовать в своеобразном «поле чудес». Самых ответственных водителей направляем на отдых в подмосковный пансионат за счет компании. Дарим и ящики пива, но с одним условием: на работе ни-ни!